Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:59, курсовая работа
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке тру
СОДЕРЖАНИЕ :
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образовательная система как объект оценивания…………...……6
1.1. Подходы к определению понятия качества…………………………...6
1.2. Внешнее и внутреннее оценивание в системах
обеспечения качества…………………........................................................11
1.3. Субъекты оценивания образовательного
процесса……………………………………………………………………..14
Глава 2. Системы управления качеством образования ………………...…17
2.1. Проблемы качества образования………………………………...…...17
2.2. Реализация системы обеспечения качества……………………….....20
2.3. Основные этапы системы обеспечения качества……………………22
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы…
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГБ
ОУ ВПО «РГУТиС»
Филиал Институт Сервиса (г. Москва) (филиал)
Кафедра «Образовательный и гуманитарный сервис»
Дисциплина
«Качество образования
и системы его обеспечения»
КУРСОВАЯ
РАБОТА (ПРОЕКТ)
на
тему «Обеспечение качества
образовательного процесса(уровень
факультета)»
Выполнила:,
Проверил
: к.и.н. доц.
СОДЕРЖАНИЕ :
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Образовательная система как объект оценивания…………...……6
1.1. Подходы к определению понятия качества…………………………...6
1.2. Внешнее и внутреннее оценивание в системах
обеспечения качества…………………...
1.3. Субъекты оценивания образовательного
процесса…………………………………………………………
Глава 2. Системы управления качеством образования ………………...…17
2.1. Проблемы качества образования………………………………...…...
2.2. Реализация системы обеспечения качества……………………….....20
2.3. Основные этапы системы обеспечения
качества……………………22
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы………………………..28
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами) 1. Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить вуз. Может ли вуз с его традиционной внутренней средой, явно отстающей от темпов изменения внешней среды, готовить таких специалистов?
Симптомы, которые указывают на проблемы и недостатки в области качества образовательной деятельности, в общем, следующие 2:
1. нарушение принципа "точно в срок" (задолженности, неявки на экзамены и зачеты, нарушение сроков сдачи курсовых проектов и работ и т. п. Подобное может наблюдаться и со стороны преподавателей вуза);
2. низкая удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых студентам преподавателями вуза (в среднем на уровне 50 %);
3. высокий процент результатов, оцениваемых как "удовлетворительные" и "неудовлетворительные" (может превышать 50 %) и явно недостаточный процент повышенных оценок ("хорошо" и "отлично");
4. стабильность перечисленных факторов во времени или наличие тенденции их усугубления.
Это свидетельствует о низкой эффективности существующей системы обеспечения качества и о воспроизводстве (иногда расширенном) этих недостатков. К этому следует добавить:
• о качестве вспоминают в основном на заключительном этапе, когда работа завершается, хотя качество связано и с более ранними стадиями: планированием, организацией исполнения, мотивацией;
• исполнители работ часто в полной мере не понимают, в чем нуждается потребитель и что означает его удовлетворенность для достижения высоких результатов в работе и обучении; они не в полной мере понимают, что такое качество и каково его значение для достижения успеха;
• низкая мотивация преподавателя к совершенствованию учебного курса;
• на недостатки качества обращают внимание только тогда, когда они становятся явными и очевидными проблемами;
• исполнители работ обычно ощущают недостаток обучения приемам качественной работы;
• поставщики свои проблемы качества передают через поставляемые продукты и услуги потребителю;
• когда качество вступает в противоречие с затратами, то обычно жертвуют качеством;
• высокому качеству обычно сопутствуют высокие затраты.
Эти проявления свидетельствуют о непонимании роли качества в достижении долговременных успехов организации, сокращении затрат и повышении производительности труда в целом.
Перечисленные проблемы и недостатки в области качества касаются абсолютно всех сфер деятельности вуза, а молодой специалист получает их в виде своеобразного "приложения к диплому". Это "приложение" совершенно не совместимо с философией полного качества и стратегией, которая становится ведущей идеологией современного бизнеса3. Задача вуза дать не только образованного специалиста, но и на практике владеющего инструментами, такими как принципы "точно вовремя" и "ноль дефектов", постоянное улучшение, желание учиться и совершенствоваться и т. п. Далее авторы будут пользоваться терминологией управления качеством, принятой в промышленности для того, чтобы подчеркнуть общность подходов для вуза и предприятия.
Выбранная
мною тема «Обеспечение качества образовательного
процесса(уровень факультета)» является,
несомненно, актуальной, теоретически
и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть проблемы управления качеством образования в ВУЗе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности Вуза как системы по предоставлению образовательных услуг;
2. Показать место вузов в системе образования;
3. Рассмотреть основные подходы к решению проблемы качества образования в вузах России;
4. Показать систему управления качеством образования в вузах.
Объект работы – общественные отношения в сфере управления качеством образования в ВУЗе.
Предмет
работы – качество образования в ВУЗе.
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ
1.1.ПОДХОДЫ
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА
Слово "качество" широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина "качество" в научно-методической работе требует его обсуждения. Отметим некоторые точки зрения на понимание этого термина зарубежными и российскими авторами.
R. Barnett, анализируя определение понятия "качество", выделяет три основных подхода: объективистский, релятивистский и концепция развития 4.
В рамках объективистского подхода наиболее важными в понимании качества являются возможность объективных измерений и сравнимость результатов оценки качества различных курсов, учреждений и т. п. Данные, полученные в ходе оценивания, являются показателями не только одного учебного заведения, но дают также сравнительную картину по отношению к другим вузам.
Этот подход предполагает анализ качества, связанный с характеристиками "ввода" и "вывода" образовательной системы. Основными показателями "ввода" системы являются профессиональный уровень преподавателей, степень технической оснащенности института (включая компьютеры и библиотеки), уровень знаний студентов, поступивших в институт и др. Типичными индикаторами "вывода" - рейтинг студентов, возможность получения дальнейшего образования, трудоустройство и т. п.
Сущность релятивистского подхода может быть лучше отражена не в том, что он утверждает, а в том, что в нем отрицается. Основная идея этого подхода состоит в отсутствии абсолютных критериев, при использовании которых можно было бы оценить любые действия. Практические реализации релятивистского подхода связаны с оцениванием "соответствия цели".
Третье направление - концепция развития. Слово развитие является ключевым словом в данном подходе. Если релятивистский и объективистский подходы относятся к уровню внешней оценки качества образовательного процесса, то третий в противовес им - к уровню внутренней оценки деятельности высшего учебного заведения (преподавательский состав и студенты, обучающиеся в данном институте или университете). Это, однако, не означает, что третья концепция исключает внешнюю оценку качества.
Во-вторых, если предыдущие подходы оценивают прошлый опыт работы высшего учебного учреждения, то третий ориентирован на усовершенствование качества образовательного процесса в настоящий период времени, т. е. имеет созидательный характер.
В-третьих, измерения на основе объективистской и релятивистской концепций оценивают качество работы образовательных учреждений в целом или управленческую политику института или используются как инструмент в процедурах распределения национальных ресурсов. В основе концепции развития лежит деятельность по усовершенствованию учебных программ5.
Brennan, Williams, Harris, McNamara (1997), проводившие опрос в образовательных учреждениях, пришли к следующим выводам: оценивание качества образовательного пространства является коллективным и многофакторным процессом, цель которого не только оценивание как таковое, но и контроль за соблюдением системы стандартов, отслеживание изменений и новшеств; процесс оценивания должен быть очевидным, основанным на реальных явлениях и фактах, касающихся работы конкретных институтов и образовательных учреждений .
P. Jacobsson отмечает, что различные подходы к определению качества чаще всего основаны на таких идеях, как удовлетворение потребителей, пригодность для использования или превосходный уровень. Определение понятия качества также зависит от того, что и кем оценивается, какие критерии или индикаторы выделяются, какие обозначаются перспективы, с какой целью. Так, сам P. Jacobsson, рассматривая качество образовательного процесса, выделяет несколько направлений: качество абитуриентов; качество процесса обучения; качество экзаменов; качество и уровень образовательного финансирования.
D. F. Westerheijden, делая обзор по определению качества, отмечает, что достижение конкретных образовательных целей является характерным элементом качества. Достижение практических целей эквивалентно степени качества конечного "продукта". Согласно данной концепции качество может быть отнесено к релятивистскому подходу; отдельно подчеркивается, что качество является многомерным понятием. Применительно к целям, это положение можно переформулировать так: качество измеряется относительно множества различных целей, стоящих перед участниками образовательного процесса6.
Информация о работе Обеспечение качества образовательного процесса(уровень факультета)