Обеспечение качества образовательного процесса(уровень факультета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание

Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке тру

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ :
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образовательная система как объект оценивания…………...……6
1.1. Подходы к определению понятия качества…………………………...6
1.2. Внешнее и внутреннее оценивание в системах
обеспечения качества…………………........................................................11
1.3. Субъекты оценивания образовательного
процесса……………………………………………………………………..14
Глава 2. Системы управления качеством образования ………………...…17
2.1. Проблемы качества образования………………………………...…...17
2.2. Реализация системы обеспечения качества……………………….....20
2.3. Основные этапы системы обеспечения качества……………………22
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы…

Работа состоит из  1 файл

курсовая андросов .doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

     Лицензия дает образовательному учреждению "...право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования:", то есть свидетельствует о государственном признании за учреждением возможности давать качественное образование .

     "Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества (курсив наш - Е. К., О. М. ) подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" (там же).

     Государственная аккредитация дает вузу "...право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании" (там же), так же являясь определенной гарантией качества подготовки выпускников. Аккредитация проводится по результатам аттестации (там же)18.

     Разработка проблем качества образования ведется в Центре проблем качества образования ИОСО РАО, Московском центре проблем качества подготовки специалистов, ряде ведущих вузов и других научно-исследовательских учреждениях России. Однако основным направлением данных исследований является разработка внешних систем оценивания и контроля.

     Систематичная и цикличная работа по оцениванию качества, направленная на его усовершенствование, - достаточно новое направление в российском высшем образовании.

      Разработку и внедрение системы обеспечения качества было решено вести на уровне факультета в целом, а не только для специальности "Социальная работа".

     В данной разработке использовался опыт работы внутренних систем оценивания и обеспечения качества в системе высшего образования Нидерландов.

     Укажем основные положения, которые мы приняли за основу этой разработки, изучив зарубежный опыт и сопоставив его с традициями и тенденциями развития высшего образования в России.

• Система обеспечения качества образования ориентирована на развитие и усовершенствование.

• Качество рассматривается как понятие, которое не может быть определено в абсолютных терминах. Определение качества высшего образования должно включать позиции всех заинтересованных сторон, которые вовлекаются в работу по обеспечению качества.

• Процесс реализации системы обеспечения качества имеет систематичный и цикличный характер.

• Перспективное планирование внедрения системы обеспечения качества основано на постепенном вовлечении в эту работу как заинтересованных сторон, так и объектов оценивания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА  

     Для того чтобы система обеспечения качества начала работать, необходима схема ее реализации, на основе которой можно было бы планировать ее работу. Основным положением, на котором основана такая схема, является систематичность и цикличность процесса реализации системы обеспечения качества. Системный анализ предлагает общую схему для процесса усовершенствования любой системы: цикличное повторение этапов постановки целей усовершенствований, проведение мониторинга или оценивания подлежащих усовершенствованию объектов системы, анализ результатов мониторинга, поиск путей усовершенствования и внедрение решений или преобразования .

     На основе такой общей схемы, а также зарубежного опыта, мы предлагаем схему цикла системы обеспечения качества факультета. Мы оставили в этой схеме англоязычный термин Quality assistant - лицо, ответственное за работу системы обеспечения качества, поскольку адекватного русскоязычного термина еще не сложилось, не вполне ясно, какой официальный статус будет иметь этот человек.

     Наиболее реальны два варианта статуса лица, которое будет организовывать работу системы качества на факультете - помощник или заместитель декана либо сотрудник учебного отдела или управления вуза. При внедрении системы обеспечения качества на нескольких или всех факультетах вуза представляется наиболее оправданным совмещение этих вариантов: выделение определенного оплачиваемого времени на работу по организации системы обеспечения качества сотруднику (преподавателю) факультета и координация работы по обеспечению качества на всех вовлеченных факультетах со стороны сотрудника учебного отдела или управления.

     Отметим, какими могут быть обязанности таких сотрудников.

     Организатор работы системы по обеспечению качества на факультете: предложение целей и составление плана работы по обеспечению качества, разработка (или доработка уже имеющихся) процедур оценивания, проведение мониторинга, обработка результатов, подготовка первичного отчета, участие в обсуждениях по поиску путей усовершенствования, подготовка итогового отчета19.

     Координатор работы системы по обеспечению качества на различных факультетах вуза: согласование целей и планов работы на факультетах, участие в разработке стандартных для нескольких факультетов процедур оценивания, анализ отчетов по факультетами координация усилий по поиску путей усовершенствования и реализации решений.

     Для работы системы обеспечения качества необходимо определить также, в чьи полномочия входит принятие решений об усовершенствованиях. Мы полагаем, что на уровне факультета таким органом является совет факультета20.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА 

     Рассмотрим специфику реализации каждого этапа предложенной системы по обеспечению качества на факультете.

     Постановка целей. На этом этапе на основании общих планов системы обеспечения качества, развития факультета, специфики текущего состояния дел определяются наиболее приоритетные аспекты образовательного процесса, на оценивании которых следует сосредоточить больше внимания. Так, например, оценивание всех дисциплин учебного плана по развернутой схеме будет достаточно трудоемким процессом, кроме этого практически нереально в дальнейшем проводить анализ, находить возможности и реализовывать усовершенствования по всем дисциплинам одновременно. Поэтому совет факультета на данном этапе определяет, по каким дисциплинам следует провести развернутое оценивание. Остальные дисциплины могут быть оценены в общем. На основе достаточно общей информации по всем дисциплинам в следующем цикле для детального анализа могут быть выбраны другие дисциплины. Аналогичным образом определяются цели и для других объектов оценивания.

     Мониторинг. На этапе мониторинга производится непосредственное оценивание основных объектов в соответствии с поставленными целями. Основными методами мониторинга в системе обеспечения качества являются: анкетирование, проблемные дискуссии и анализ фактических данных. Эти методы традиционно используются в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях. Поэтому мы не будем рассматривать их подробно, а сделаем лишь некоторые замечания.

     В отличие от большинства исследовательских задач цели проведения мониторинга должны быть достаточно четко ясны всем участвующим в оценивании. Система обеспечения качества подготовки специалистов может быть эффективна только при поддержке ее работы со стороны всех заинтересованных сторон. Поэтому на начальных этапах ее внедрения важно провести обсуждения целей и специфики этой работы со всеми, кто в нее вовлекается.

     Анкетирование. Обычно анкеты для оценивания качества включают вопросы или утверждения, которые надо оценить по предлагаемой шкале (например, 5-ти балльной). В этом случае основными критериями для анализа ответов на анкеты являются средний балл, выявляющий среднюю тенденцию в оценке вопроса, и стандартное отклонение, показывающее единодушие отвечающих по этому вопросу. При разработке анкеты определяются также значения по этим критериям, которые будут отражать удовлетворительный уровень оценки. Среднее значение обычно считается удовлетворительным, если оно превышает среднее значение шкалы.

     Возможно также включение в анкеты вопросов открытого типа, касающихся предложений по усовершенствованию. Однако анализ ответов на такие вопросы более сложен - он требует проведения категоризации ответов и подсчета частотности по каждой категории.

     Результаты анкетирования дают общую картину представлений о качестве оцениваемых объектов. Однако для уточнения некоторых вопросов и проблем, выявленных в ходе анкетирования, необходима организация непосредственного общения с субъектами оценивания - студентами, преподавателями, специалистами и т. д.

     Проблемные дискуссии. Для организации дискуссии необходимо, чтобы ее участники ясно представляли себе предмет, общие рамки дискуссии, порядок ее проведения. Особое внимание обращается на то, чтобы создать благоприятную, психологически комфортную обстановку. В содержательном плане важным является предварительное прояснение темы дискуссии. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать имеющиеся у участников дискуссии сведения, ввести необходимую информацию, создать интерес к проблеме - лучшим началом для проведения дискуссии является обсуждение результатов, полученных в ходе анкетирования этой группы. Важным элементом руководства дискуссией является сосредоточение всего хода обсуждения на ее теме, фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Важно акцентировать внимание на том, что существуют и другие точки зрения на обсуждаемую проблему, объективные условия, в рамках которых нужно искать возможности усовершенствований.

     Показателями качества обсуждаемых в дискуссии объектов являются соотношение отрицательных и положительных высказываний, число высказанных предложений по усовершенствованию. Основным итогом дискуссии является также обобщение высказанных предложений. Таким образом, дискуссии могут проводится как на этапе мониторинга, так и на этапе обсуждения и поиска решений. В зависимости от этапа, на котором проводится дискуссия, акцент в ней может быть сделан либо на выявлении успешных и неуспешных моментов, либо на поиске путей усовершенствования.

     Анализ количественных данных. Как внешнее оценивание, так и позиция администрации по вопросам оценки качества работы факультета зачастую опираются в первую очередь на анализ формальных показателей - успеваемость студентов, количественные характеристики ресурсов и условий учебного процесса (число книг, компьютеров, оборудования и т. п.), показатели квалификации преподавателей (число преподавателей, имеющих степени и звания, участие в конференциях, публикации и т. п.) и др.

     На этапе предварительного анализа проводится обработка результатов всех проведенных на этапе мониторинга процедур оценивания. Данные обобщаются, и на их основе представляется первичный отчет. Следует отметить, что в отчете необходимо подчеркивать не только проблемы, но и достижения. Особенно стоит выделять те позиции, по которым имеются положительные или отрицательные сдвиги по сравнению с предыдущими аналогичными мониторингами.

     На этапе обсуждений проводятся проблемные дискуссии с участниками оценивания, а также с ответственными за обеспечение качества того или иного аспекта образовательного процесса. Формулируются предложения по изменениям для усовершенствования качества.

     Принятие решений. Этот этап состоит в обсуждении предложенных путей усовершенствования членами Совета факультета и принятие решений о преобразованиях. В ходе обсуждения уже на рассматриваемом этапе возможна корректировка целей следующего цикла работы системы по обеспечению качества.

     Преобразования. На данном этапе осуществляется внедрение принятых решений в образовательный процесс 21.

     Оценки результативности реализации решений по усовершенствованию качества, выявление новых проблем и поиск путей их решения проводятся в следующем цикле работы системы по обеспечению качества подготовки специалистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        На основе анализа различных трактовок понятия качества мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, характеристики данного понятия:

• взаимосвязь с целями функционирования образовательной системы;

• многомерность и многофакторность определения качества;

Информация о работе Обеспечение качества образовательного процесса(уровень факультета)