Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:59, курсовая работа
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке тру
СОДЕРЖАНИЕ :
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Образовательная система как объект оценивания…………...……6
1.1. Подходы к определению понятия качества…………………………...6
1.2. Внешнее и внутреннее оценивание в системах
обеспечения качества…………………........................................................11
1.3. Субъекты оценивания образовательного
процесса……………………………………………………………………..14
Глава 2. Системы управления качеством образования ………………...…17
2.1. Проблемы качества образования………………………………...…...17
2.2. Реализация системы обеспечения качества……………………….....20
2.3. Основные этапы системы обеспечения качества……………………22
Заключение……………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы…
Harvey и Green рассматривают пять широких подходов к системе качества в высшем образовании. Качество рассматривается как:
• специальный процесс, направленный на положительный результат на "выходе";
• процесс усовершенствования в рамках образовательного процесса;
• соответствие целям, что обозначает выполнение запросов, требований и ожиданий потребителей;
• результат капиталовложений;
• трансформации, обозначающие изменения в совершенствовании, предоставлении возможностей для студентов или в развитии новых знаний7 .
До последнего времени в российской педагогической науке анализу понятия качества уделялось не очень много внимания. Существующие разработки, касающиеся проблем качества образования, ориентированы главным образом на проблемы стандартизации. Рассматривая качество образования в средней школе, С. Е. Шишов, В. А. Кальней дают такое его определение: "...под качеством образования понимается "степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач", что является достаточно общим определением этого понятия".
Анализируя различные трактовки понятия качества, мы отмечаем наиболее важные для обоснования нашего подхода характеристики:
• взаимосвязь с целями функционирования образовательной системы;
• многомерность и многофакторность определения качества;
• зависимость в определении качества от различных точек зрения, аспектов рассмотрения образовательной системы и т. д.
При обсуждении проблем качества образования говорят об оценивании, контроле, мониторинге, обеспечении качества и др. Для уяснения использования этой терминологии рассмотрим кратко англоязычные термины и их русские эквиваленты8.
Контроль качества (quality control) - применяется для обозначения, как правило, внешних процедур оценки качества, ориентированных на достижение некоторого ожидаемого уровня качества.
Мониторинг качества (quality monitoring) - подразумевает процессы непосредственной оценки или отслеживания тех или иных критериев или индикаторов качества, определяет "уровень" качества, связан также с оценкой эффективности материальных вложений.
В англоязычных публикациях по проблемам качества высшего образования наиболее широко используется термин "quality assessment", который означает систему оценивания качества в широком смысле - как внешнего, так и внутреннего оценивания, включающую ряд этапов (этапы планирования, собственно оценки или мониторинга, анализа и т. д.). Более узкие процедуры оценивания обозначаются так же терминами quality evaluation, quality audit, quality judgement и др.
В Европе также часто употребляется термин
quality assurance, который можно перевести как
обеспечение качества или уверенность
в качестве. Система обеспечения качества,
помимо этапов, связанных с оцениваем,
включает также этапы поиска и принятия
решений по усовершенствованию и этапы
их внедрения. Наиболее важными характеристиками
системы обеспечения качества являются
ее цикличность и направленность на усовершенствование9.
1.2. ВНЕШНЕЕ
И ВНУТРЕННЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА
Тенденция предоставления большей независимости образовательным учреждениям во многих странах связана с развитием не только внешней, но и внутренней системы оценивания качества. Самооценивание может рассматриваться как отдельный процесс и как часть общего цикла оценивания качества. Развитие внутренних механизмов оценивания качества связано с такими процессами, как переход от государственного регулирования к ориентации на рынок , усиление внимания к усовершенствованиям и развитию качества образовательных программ и учреждений 10.
D. F. Westerheijden, рассматривая разрабатываемый в Нидерландах подход к цикличной системе оценивания качества, ориентированной на усовершенствование, выделяет в нем внешнюю и внутреннюю составляющие (рис. 1) .
В Нидерландах внешний контроль качества включает следующие цели (на основании плана министерства высшего образования 1990 г.):
• способствовать совершенствованию качества образования;
• предоставлять общественности отчетность о качестве образования и/или исследований;
• поддерживать осуществление процесса саморегуляции, ориентированной на качество на факультете, в университете и, в целом, в системе университетов по стране;
• способствовать процессу планирования;
• обеспечивать студентов информацией о качестве изучаемых курсов и о перспективах трудоустройства11 .
Внешняя система оценивания качества в целом больше ориентирована на понимание качества, связанное со стандартами, экономической эффективностью и т. п., внутренняя - с усовершенствованиями, ориентированными на конкурентоспособность, развитие. Как правило, процесс внешнего оценивания включает элементы самооценивания. E. El-Khawas, рассматривая различные варианты использования внутренних проверок, выделяет такие основные этапы, как постановка целей и общая подготовка, процесс проверки, отчет и последующее практическое применение. Последний этап включает (в несколько различных вариантах) шаги по выработке рекомендаций по усовершенствованию и их реализации.12
В европейских системах оценивания качества в целом преобладает тенденция смещения акцентов с контроля и мониторинга на развитие, усовершенствование и саморегуляцию .
Основными подходами к процессу оценивания, используемыми как во внешней, так и во внутренней системах качества, являются показатели эффективности (performance indicators) и экспертные проверки (peer review). Показатели эффективности ориентированы преимущественно на количественные оценки, ими являются эмпирические количественные или качественные данные, по которым можно судить о достижении целей. Большинство методов оценивания, в которых оценка дается людьми, называют экспертными проверками (или обзорами) .
Использование как показателей эффективности, так и экспертных проверок связано с рядом проблем и вопросов, на которые трудно дать однозначные ответы. Какие именно показатели эффективности могут служить критериями в оценке качества образования, кто может являться экспертом, насколько достоверны те или иные оценки и т. д.
Таким образом, в западноевропейских системах обеспечения качества есть еще немало нерешенных проблем - баланса между внутренними и внешними глубокий интерес процессами, поиска оптимальных методов оценивания и др.
1.3.
СУБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Ориентация на повышение качества образования, безусловно, не является принципиально новой для традиций российской высшей школы вообще и конкретного факультета, на котором мы проводим эту работу, в частности. Однако система оценивание качества образовательного процесса, как правило, не выделяется как отдельная задача. Вследствие этого при поиске возможностей для усовершенствования работы кафедр, факультетов, вузов в целом учитываются обычно лишь мнения тех лиц, которые отвечают за обеспечение качества того или иного аспекта образовательного процесса. В то же время, мнение других заинтересованных сторон - в первую очередь студентов и работодателей, как правило, не изучается13.
Определение качества образовательного процесса должно складываться из позиций всех заинтересованных в нем сторон: студентов, преподавателей, администрации вуза, учебно-вспомогательного персонала, работодателей и работающих специалистов, научных сообществ, государственных интересов, общественного мнения14. Следует отметить, что многие участники образовательного процесса, с одной стороны, заинтересованы в качестве образовательного процесса, с другой - сами влияют на какие-либо его аспекты. Поэтому необходимо различать позиции субъекта оценивания и лица, ответственного за поиск и реализацию путей усовершенствования. В предлагаемой нами схеме мы выделяем оценивание и поиск путей усовершенствования как отдельные этапы системы обеспечения качества (более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже).
Под субъектами оценивания мы понимаем те заинтересованные в качестве образования стороны, которые вовлекаются в систему обеспечения качества как эксперты, высказывающие свое мнение о различных аспектах образовательного процесса на этапе оценивания.
На первых этапах разработки и внедрения системы обеспечения качества мы не планируем вовлекать в процесс оценивания такие позиции, как мнение научных сообществ, государственные интересы, общественное мнение.
Рассмотрим кратко особенности тех субъектов оценивания, которых планируется вовлекать в систему обеспечения качества уже на первых этапах.
Студенты. Происходящие в современном российском обществе либеральные преобразования создают предпосылки для изменения позиции студентов по отношению к образованию, осознания необходимости получения профессиональной подготовки, которая позволит им в будущем стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Четкое понимание целей своего образования позволяет студентам занимать активную позицию в обучении, оценивать качество образовательного процесса.
Преподаватели. Каждый преподаватель разрабатывая и ведя занятия по определенному курсу имеет свои представления о качестве образовательного процесса в целом. Следует учитывать, что оценка преподавателями каких-то аспектов своей работы, может быть неадекватной. Поэтому наиболее важным является учет мнений преподавателей по вопросам, которые не входят в их компетенцию - например, организация учебного процесса в целом, ресурсы и условия и т. п.
Администрация вуза. Позиция администрации вуза проявляется скорее не в оценивании, а в контроле качества образовательного процесса. То есть по отношению к факультету администрация вуза реализует скорее внешний контроль. На первых этапах развития системы обеспечения качества образовательного процесса на факультете представляется наиболее реальным учитывать критерии, по которым администрация оценивает качество, при поиске путей усовершенствования, не проводя каких-либо дополнительных процедур оценивания с участием администрации.
Учебно-вспомогательный персонал. Сотрудники библиотек, методических кабинетов, лабораторий и т. п. помогают студентам и преподавателям в организации учебного процесса в использовании для этого имеющихся ресурсов. При этом они могут оценить, насколько имеющиеся ресурсы и условия соответствуют запросам студентов и преподавателей. Их мнение по таким вопросам может быть весьма полезно для обеспечения качества образовательного процесса.
Работодатели. Работодатели могут оценивать качество процесса подготовки специалистов на основе квалификации выпускников и уровня подготовки студентов-практикантов. На первых этапах планируется вовлечение только специалистов тех учреждений, в которых студенты проходят практику для оценки уровня их подготовки15.
Так как с различных позиций возможны несколько разные взгляды и оценки качества образовательного процесса, выводы о качестве будут наиболее объективными, если в них найдут отражение мнения всех заинтересованных сторон. Это положение реализуется в вовлечении в систему оценивания качества различных субъектов образовательного процесса.
Разрабатывая нашу модель системы оценивания качества на факультете, мы пришли к следующему выводу: на первом этапе ее внедрения будет реально вовлечь в работу по оцениванию студентов и преподавателей, затем - учебно-вспомогательный персонал, специалистов тех учреждений, в которых проходят практику студенты факультета16
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПРОБЛЕМЫ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В системе высшего образования России более развита внешняя оценка качества, ориентированная на стандарты и показатели эффективности. Основными элементами этой системы являются стандартизация и процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, а также комплексное оценивание образовательных учреждений в целом и отдельных специальностей на основе рейтинговой системы. Все эти процедуры включают проведение внутренней проверки.
В Законе РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" указано, что "...государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования:" . В этом же законе определены цели процедур лицензирования, аттестации и аккредитации17.
Информация о работе Обеспечение качества образовательного процесса(уровень факультета)