Особенности предпринимательской деятельности в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития предпринимательства на рынке туризма и рисков, оказывающих на него влияние.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития предпринимательства в России.
2. Рассмотреть предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм уже  давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального дохода.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.

Данная тема актуальна поскольку, предпринимательство  в сфере туризма и гостиничного бизнеса оказывает огромное влияние  на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров  народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Актуальность  темы подтверждается тем, что новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов экономической политики, изменения взглядов на сущность и содержание основных рисков в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

Предметом исследования является предпринимательство в туризме на территории Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики.

Объектами исследования являются туристская фирма «Планета тур» и гостиничное предприятие «Елена».

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития предпринимательства на рынке  туризма и рисков, оказывающих  на него влияние.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

    1. Изучить теоретические аспекты развития предпринимательства в России.
    2. Рассмотреть предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования.
    3. Выявить особенности предпринимательской деятельности в сфере СКСТ
    4. Рассмотреть виды предпринимательской деятельности в туризме.
    5. Исследовать предпринимательство: сущность и субъекты.
    6. Дать краткую организационно-экономическую характеристику туристической фирмы «Планета тур»
    7. Проанализировать экономическое состояние фирмы
    8. Оценить показатели финансового состояния и финансовой устойчивости 
    9. Проанализировать деятельность малого предприятия гостиничного типа ЗАО «Елена»
    10. Изучить перспективы развития предпринимательства в туризме в ПМР.

Курсовой проект на тему «Особенности предпринимательской  деятельности  туристских организаций» состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

1.1 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования

 

Предпринимательство как  экономический феномен - уже категории  бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.

Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие  между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.

Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда можно вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским, трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса (индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и акционерное общество).

Философией  предпринимательства является свободный  индивидуализм, главная черта которого - обеспечение личного процветания  за счет собственных усилий, но это  не противоречит интересам общества. Извлекая пользу для себя, предпринимательство  действует на благо общества.

Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой  утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу  деятельности, выступает как тип  хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.

Развитие предпринимательства  означает рационализацию экономики, повышение  конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.

Практика показала, что современные социалистические тенденции знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую современный человек  создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства. Поэтому сегодня возврат к предпринимательству - это и есть возврат к цивилизации.

Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может  быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает.

Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства  труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ. Предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда.

Предпринимательство - это качественно новый эффективный  тип ведения хозяйства, который  требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а  также конкретного собственника, хозяина производства. Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.

 

1.2 Предпринимательство: сущность и субъекты

 

Предпринимательство –  созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

Предпринимательство органически  связано с экономической свободой. Свободное общество признает это  право не только по тому, что оно  способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам:

1. Экономическая свобода  дополняет свободу личную и  позволяет каждому развиваться  на основе своих собственных  взглядов и ценностей. Отрицать  экономическую свободу – значит  отрицать личные достоинства  и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

2. Экономическая свобода  делает возможной организацию  производства и распределение  богатства без произвольного  вмешательства властей, диктата  режима, основанного на привилегиях.  В свободных экономических системах  богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.

Экономическая активность представляет собой форму участия  индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств  для обеспечения жизнедеятельности  его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и так далее, приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и так далее);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и так далее);

• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и так далее);

• государственного или  муниципального служащего;

• менеджера (управляющий  чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная  форма участия в общественном производстве как следствие прошлой  активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию  в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и другое).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента — будь это производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель  — не единственный субъект, в любом  случае он вынужден взаимодействовать  с потребителем как основным его  контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя  предприниматель относится к  категории активного субъекта, а  потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель играет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае положительной экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Целью предпринимателя выступает необходимость “завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности  товара;

• внешний вид и  упаковка;

• позитивные отличительные  характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться  услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность  рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как  субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости  от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и целей, которые ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства  или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет  постоянный и активный поиск мер  по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса.  От него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован).

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности в туризме