Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.
К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
Заключение
Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России.
И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", а до этого в 1992 г. принят Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"(Приложение 3). В названных документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг и регулирования отношений при путешествиях по стране и рациональному использованию имеющихся соответствующих ресурсов российского туристского комплекса. В результате в бюджеты разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных услугах и повышение их качества.
Необходимо отметить, что на российском рынке туризма сформировался новый тип потребителя его услуг, которого отличают следующие особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.
Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.
Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.
Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
В этом и заключается актуальность данной курсовой работы. Изучив особенности развития российского туризма, его проблемы можно попытаться найти пути дальнейшего стабильного развития внутреннего туризма и туризма в целом. Некоторые наиболее действенные способы поддержания индустрии туризма были описаны в главе 3. Используя их, отрасль туризма получает необходимую административную и финансовую поддержку и в свою очередь обеспечивает довольно ощутимые денежные поступления в бюджеты всех уровней, что является очень важным для российской экономики.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"
2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"
3. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.
4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика
5. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.
6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. – Шахты, ЮРГУЭС. – 2001 г. – С.112-117
7. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.
8. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.
9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.
10. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". 1999. N 3-4, С. 120-125.
11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.
12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. – 327с.
Приложение 1
Таблица .- Прибытие иностранных граждан в Россию поквартально
Приложение 2
Средние значения показателей каждого кластера
Показатели | 1 кластер | 2 кластер | 3 кластер | Аномальные регионы | Все регионы(за исключением аномальных) | Все регионы |
Объем отдельных видов платных услуг в 2003 г., млн. руб., в том числе: | ||||||
Туристско-экскурсионные | 177,6 | 42,6 | 9,1 | 2243,6 | 67 | 177,2 |
Санаторно-оздоровительные | 458,1 | 103,5 | 52,7 | 2168,7 | 176,4 | 277,3 |
Услуги гостиниц | 217,8 | 57 | 27,5 | 3624,5 | 88,5 | 267,6 |
Численность размещенных лиц, 2003 г.: | 1 кластер | 2 кластер | 3 кластер | Аномальные регионы | Все регионы(за исключением аномальных) | Все регионы |
В предприятиях гостиничного типа (тыс. чел); | 305,3 | 122,6 | 40,5 | 1521 | 146,7 | 216,3 |
В специализированных средствах размещения (тыс. чел). | 176,7 | 55,8 | 15,1 | 754,3 | 75 | 109,4 |
Число регионов | 18 | 39 | 14 | 4 | 75 | 79 |
Приложение 3
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
26 февраля 1996 г.
N 177
(Д)
В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие туризма в Российской Федерации" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и
туризму.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить в 1996-1997 гг региональные программы развития туризма.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 февраля 1996 г.
N 177
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие туризма в Российской Федерации"
Наименование Программы | Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации" |
Основания для разработки программы | Протокол заседания Совета Министров - Правительства Российской Федерации от13 мая 1993 г. N 16,поручение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1995 г.N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V, Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации |
Государственный заказчик, директор Программы, разработчик Программы | Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах основные задачи Программы: |
Сроки и этапы реализацииПрограммы (подпрограмм) | 1995-2005 годы первый этап (1995-1997годы) включает подготовку и начало реализации системы программных мероприятий, разработку программных мероприятий второго этапа, а также предполагает развитие материальной базы туризма в направлении реконструкции и завершения строительства объектов, расположенных в традиционных туристических регионах;Второй этап (1998-2005 годы) предполагает завершение реализации системы программных мероприятий и дальнейшее развитие материальной базы туризма в соответствии с разработанной на первом этапе Программы Генеральной схемой развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации |
Перечень основных | Система программных мероприятий охватывает следующие направления: нормативно-правовая область; |
Исполнители основных | Научно-исследовательские институты и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий |
Объемы и источники | Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, - 2044,2 млрд. рублей федеральный бюджет - 14,6 млрд. рублей, в том числе в 1996 году - 6,2 млрд. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализацииПрограммы | Формирование современного туристического рынка в России, увеличение доходов федерального бюджета, в том числе валютных поступлений, стимулирование развития таких.Секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях,Привлечение иностранных инвестиций в экономику России, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения |
Система организации | Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке. |