Особенности развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны

Содержание

Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая на тему Особенности развития туризма в России.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)

Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен  экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой степени кризисное состояние внутреннего и въездного туризма России.

И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", а до этого в 1992 г. принят Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"(Приложение 3). В названных документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг и регулирования отношений при путешествиях по стране и рациональному использованию имеющихся соответствующих ресурсов российского туристского комплекса. В результате в бюджеты разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных услугах и повышение их качества.

Необходимо отметить, что на российском рынке туризма сформировался новый тип потребителя его услуг, которого отличают следующие особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.

Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.

Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

В этом и заключается актуальность данной курсовой работы. Изучив особенности развития российского туризма, его проблемы можно попытаться найти пути дальнейшего стабильного развития внутреннего  туризма и туризма в целом. Некоторые наиболее действенные способы поддержания индустрии туризма были описаны в главе 3. Используя их, отрасль туризма получает необходимую административную и финансовую поддержку и в свою очередь обеспечивает довольно ощутимые денежные поступления в бюджеты всех уровней, что является очень важным для российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                  Постановление Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"

2.                  Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"

3.                  Итоги выборочных обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.

4.                  Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика

5.                  Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.

6.                  Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. – Шахты, ЮРГУЭС. – 2001 г. – С.112-117

7.                  Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.

8.                  Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.

9.                  Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.

10.             Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". 1999. N 3-4, С. 120-125.

11.             Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.

12.             Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. – 327с.

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Таблица .- Прибытие иностранных граждан в Россию поквартально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Средние значения показателей каждого кластера

 

 

Показатели

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Аномальные регионы

Все регионы(за исключением аномальных)

Все регионы

Объем отдельных видов платных услуг в 2003 г., млн. руб., в том числе:

Туристско-экскурсионные

177,6

42,6

9,1

2243,6

67

177,2

Санаторно-оздоровительные

458,1

103,5

52,7

2168,7

176,4

277,3

Услуги гостиниц

217,8

57

27,5

3624,5

88,5

267,6

Численность размещенных лиц, 2003 г.:

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Аномальные регионы

Все регионы(за исключением аномальных)

Все регионы

В предприятиях гостиничного типа (тыс. чел);

305,3

122,6

40,5

1521

146,7

216,3

В специализированных средствах размещения (тыс. чел).

176,7

55,8

15,1

754,3

75

109,4

Число регионов

18

39

14

4

75

79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

26 февраля 1996 г.

N 177

 

(Д)

 

              В целях   стимулирования   дальнейшего   развития  внутреннего  и международного   туризма   в   Российской   Федерации,    формирования современного  высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:

              1. Утвердить  прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие туризма в Российской Федерации" (далее именуется - Программа).

              2. Определить      государственным      заказчиком      Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре  и

туризму.

              3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов Российской   Федерации  разработать  и  утвердить  в  1996-1997  гг региональные программы развития туризма.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                           В. Черномырдин

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 февраля 1996 г.

N 177

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПАСПОРТ

 

федеральной целевой программы

"Развитие туризма в Российской Федерации"

 

 

 

Наименование Программы  

Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"

Основания для разработки программы         

Протокол заседания Совета Министров - Правительства Российской Федерации от13 мая 1993 г. N 16,поручение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1995 г.N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V, Указ  Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации

Государственный заказчик, директор Программы,  разработчик Программы    

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму

Цели и задачи

Программы, важнейшие

целевые   показатели              

Создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах  основные задачи Программы:
Формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристической деятельности;
Упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
Формирование современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий;
Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма;
Обеспечение развития социального туризма в России;
Поддержка развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства;
Стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
Создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
Интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
Реализация в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
Разработка и внедрение на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
Развитие отраслевой туристической науки, осуществляющей комплекс базовых исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях;
Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа России как страны, благоприятной для туризма.

Сроки и этапы реализацииПрограммы (подпрограмм)

1995-2005 годы  первый этап (1995-1997годы) включает подготовку и начало реализации системы программных мероприятий, разработку программных мероприятий второго этапа, а также предполагает развитие материальной базы туризма в направлении реконструкции и завершения строительства объектов, расположенных в традиционных туристических регионах;Второй этап (1998-2005 годы) предполагает завершение реализации системы программных мероприятий и дальнейшее развитие материальной базы туризма в соответствии с разработанной на первом этапе Программы Генеральной схемой развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации

Перечень основных
мероприятий      
    

Система программных мероприятий охватывает следующие направления: нормативно-правовая область;
Организация туристической деятельности и управление развитием туризма; содействие развитию материальной базы туризма;
Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках; кадровое обеспечение научное обеспечение

Исполнители основных
мероприятий        

Научно-исследовательские институты и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий

Объемы и источники    
финансирования (в ценах
1995 года)            
                        

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, - 2044,2 млрд. рублей федеральный бюджет - 14,6 млрд. рублей, в том числе в 1996 году - 6,2 млрд. рублей.
Финансирование реализации инвестиционных проектов в сфере туризма на 1995-1997 годы предполагается осуществить преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников - 2029,6 млрд. рублей.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы (1998-2005 годы), составит, по предварительной экспертной оценке, не менее 20 трлн. рублей

Ожидаемые конечные   результаты реализацииПрограммы                                    

Формирование современного туристического рынка в России, увеличение доходов федерального бюджета, в том числе валютных поступлений, стимулирование развития таких.Секторов экономики, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, производство товаров народного потребления и др., образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях,Привлечение иностранных инвестиций в экономику России, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения

Система организации   
контроля за исполнением
Программы             

Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке.

Информация о работе Особенности развития туризма в России