Особенности развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны

Содержание

Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая на тему Особенности развития туризма в России.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)

                   Особое значение имеет работа по созданию соответствующих  мировой практике  систем  сертификации  и  лицензирования  в сфере туризма для защиты прав потребителей  туристических  услуг,  а  также  страхования жизни,  здоровья и имущества путешествующих.  Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных нормативных правовых актов,  составляет  основу  раздела  по совершенствованию организации туристической деятельности и управления развитием туризма.

                   Мероприятия, связанные  с  развитием  материальной  базы туризма, предусматривают разработку  предложений  по  механизму  финансирования реконструкции  и  строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных  источников,  а  также  содействие  в  реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.

                   Основными направлениями    рекламно-информационного  обеспечения развития туризма являются:

      подготовка и   издание  базового пакета  информационно-рекламных материалов о возможностях туристического рынка России;

      участие в  организации  и  проведении  крупнейших международных и отечественных туристических выставок;

      реформирование сети    загранпредставительств    Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристических центров России за рубежом;

      создание информационных   банков   данных  туристических  средств размещения, фирм, туров, маршрутов и др.;

      проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе с целью формирования  образа  России  как  страны,  благоприятной  для туризма.

                   Указанные мероприятия направлены прежде  всего  на  популяризацию туристических возможностей страны в целом. Для их реализации имеется в виду активно привлекать внебюджетные средства.

                   Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:

      определение потребности в кадрах специалистов;

      определение перечня  туристических  профессий  и  соответствующих учебных специальностей;

      разработку учебных программ и методических пособий;

      содействие в   формировании   сети   специализированных   учебных заведений и подготовке кадров преподавателей.

                   Все эти   мероприятия   направлены  на  создание  единой  системы подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  туристических кадров.

                   Программа развития туризма в России требует надлежащего  научного обеспечения.    В   соответствии   с   задачами   Программы   намечены перспективные направления научных исследований,  включающие разработку программ развития специализированных видов туризма:

                   социального, экологического,          спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.

                   Предусматриваются содействие   в   разработке   региональных    и межрегиональных программ развития туризма,  подготовка соответствующих методических материалов,  проведение  комплекса  базовых  исследований туристического  потенциала  страны,  разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование   конъюнктуры   туристического   рынка  с  последующей разработкой Генеральной схемы развития и  размещения  зон  и  объектов туризма на территории Российской Федерации.

                   Полный перечень  программных  мероприятий  на  1995-1997  годы  с указанием  необходимых  объемов финансирования и ожидаемых результатов приведен  в  разделе 9.  Государственный  заказчик осуществляет   на конкурсной  основе предконтрактный отбор исполнителей, которыми могут быть  научно-исследовательские  и  другие   организации   по   профилю мероприятий.

                   Система мероприятий  по  развитию  туризма,  предусматриваемых  в 1998-2005  гг,  будет  разработана  в  ходе  реализации мероприятий первого этапа Программы  и  представлена  в  Правительство  Российской Федерации не позднее I квартала 1997 г.

 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 

                   Финансирование Программы   предполагается   за   счет   следующих источников:

      внебюджетные средства,  включая  собственные средства организаций сферы  туризма,  кредиты  банков,  средства  фондов   и   общественных организаций,  средства  частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые  отчисления  от  прибыли   предприятий,   заинтересованных   в реализации Программы;

      средства федерального  бюджета,  в  том   числе   выделяемые   на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.

                   Общий объем  финансовых  средств,  необходимых   для   реализации первого  этапа  Программы,  в  том числе для окончания строительства и реконструкции туристических объектов  в  1995-1997  гг,  составляет 2044,2  млрд.  рублей  (в  ценах  1995  г).  Из них за счет средств федерального бюджета  -  14,6  млрд.  рублей  на  реализацию  основных программных мероприятий, в том числе 6,2 млрд. рублей в 1996 г.

                   Объем финансовых  средств,  необходимых  для  реализации  второго этап  Программы   (1998-2005  гг),  составит,  по  предварительной экспертной оценке,  не менее 20 трлн.  рублей (в ценах  1995  г)  и будет определен  после  реализации  программных  мероприятий  первого этапа, подготовки   прогноза    социально-экономического    развития Российской Федерации  на  соответствующий период с учетом Генеральной схемы развития и размещения  зон  и  объектов  туризма  на  территории Российской Федерации,  разработку  которой предполагается осуществить при реализации первого этапа Программы.

 

6. Механизм реализации Программы

 

                   Механизм реализации    Программы    предусматривает     отработку организационно-финансовых   схем  обеспечения  системы  мероприятий  и проектов  развития  материальной  базы  туризма   в   соответствии   с содержанием этапов выполнения Программы.

                   Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут   осуществляться   в   основном   путем  распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной  основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).

                   Государственный комитет  Российской   Федерации   по   физической культуре и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью  наиболее  эффективного  размещения  заказов  для выполнения работ по каждому мероприятию.

                   Дополнительными внебюджетными     источниками      финансирования мероприятий Программы могут быть средства,  получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристической  деятельности  и оплаты работ по сертификации туристических услуг. Разработку и издание базового  пакета   рекламно-информационных   материалов,   участие   в туристических  выставках и биржах,  формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (за  счет средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников).

                   Развитие материальной  базы  туризма  будет  осуществляться путем реализации  конкретных  проектов  в  основном  за   счет   привлечения внебюджетных средств.

                   В целях расширения возможностей аккумулирования  средств  частных отечественных  и  иностранных  инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы  в  соответствии  с  Положением  о  Государственном комитете  Российской  Федерации по физической культуре и туризму будут созданы подведомственные ему федеральные унитарные предприятия.

                   Государственную поддержку   реализации   инвестиционных  проектов Программы  предполагается   осуществлять   на   условиях   конкурсного размещения инвестиционных ресурсов.

                   Будут активно привлекаться  кредиты  банков,  средства  фондов  и общественных  организаций,  зарубежных инвесторов,  заинтересованных в реализации  мероприятий  и  проектов   Программы,   а   также   другие внебюджетные средства.

                   Государственный заказчик  Программы   при   необходимости   может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти,  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством  о предоставлении организациям,  участвующим в реализации Программы,  инвестиционных кредитов,  целевых дотаций или субсидий,  а также с предложениями о других видах государственной поддержки.

                   Исполнителями Программы являются ведущие научно исследовательские и  другие  организации.  К  выполнению  Программы предполагается также привлечь  туристические  фирмы  и  другие организации,  в  частности, коммерческий   банк   развития   иностранного туризма   "Интурбанк", акционерное   общество   "Интурист-Холдинг Компания";   по   проекту "Туриндустрия"   коммерческий   банк  "Народный банк"  и  акционерное общество  "Экономист";   по   вопросам   организации и   участия   в туристических выставках Московское конгрессное бюро.

 

7. Организация  управления  Программой 

и  контроль  за  ходом  ее реализации

 

                   С целью организации работ по реализации Программы Государственный комитет  Российской Федерации по физической культуре и туризму создает дирекцию федеральной целевой Программы.

                   Дирекция Программы осуществляет текущее управление, координацию и контроль выполнения работ.

                   Государственный комитет   Российской   Федерации   по  физической культуре и туризму  ежегодно  заслушивает  на  заседаниях  коллегии  и направляет в Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации и при необходимости в Министерство науки и технической политики Российской Федерации информацию и доклад о ходе реализации  Программы  и  об  эффективности использования  финансовых средств.

 

8. Социально-экономическая эффективность реализации Программы

 

                   Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса.

                   Главный социальный  эффект  Программы  будет  состоять в создании прочных  предпосылок  и  условий   для   удовлетворения   потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.  При этом особое  внимание  уделено решению  проблем  отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения.

                   Реализация Программы  станет  одним  из факторов решения проблемы занятости населения.  Согласно прогнозным оценкам,  к концу реализации первого  этапа  Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест.

                   Выполнение намеченных    Программой    мероприятий   приведет   к значительному  укреплению  материальной   базы   туризма,   расширению географии   и   многообразия   туристических  маршрутов.  Формирование российского туристического комплекса окажет стимулирующее  воздействие на  развитие  других  отраслей экономики,  внесет существенный вклад в структурную перестройку народного хозяйства страны.

                   В результате  осуществления  Программы  будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного  и  природного  наследия страны,  прежде всего в важнейших центрах развития туризма,  а также в малых и средних городах России, имеющих богатые исторические традиции. При  воссоздании  в  них исторической застройки,  памятников истории и культуры эти города станут популярными центрами отдыха и туризма.

                   Развитие туристической  сферы  позволит  обеспечить  значительные поступления в федеральный  бюджет  прежде  всего  за  счет  увеличения доходов  от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. В ходе  реализации  Программы  ежегодные   дополнительные   налоговые поступления  в  федеральный  бюджет  на  начальном этапе оцениваются в сумме 300-350 млрд. рублей.

                   Намеченные в  Программе  меры  будут способствовать значительному расширению притока в страну иностранных туристов,  увеличению валютных поступлений.   После  завершения  первого  этапа  Программы ежегодный прирост  валютной  выручки  за   счет   развития   въездного туризма прогнозируется  на уровне 1 млрд.  долларов США.  Ежегодное увеличение туристического потока внутри страны и  из-за  рубежа  только  за счет реализации  первого  этапа  Программы  составит  около 4 процентов.  С учетом  естественного  прироста  потока  туристов  за  счет  улучшения экономической,              экологической,              криминогенной, санитарно эпидемиологической  ситуации  в  стране   общее   количество туристов может возрастать на 8-9 процентов ежегодно.

Информация о работе Особенности развития туризма в России