Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
Особое значение имеет работа по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных нормативных правовых актов, составляет основу раздела по совершенствованию организации туристической деятельности и управления развитием туризма.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:
подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристического рынка России;
участие в организации и проведении крупнейших международных и отечественных туристических выставок;
реформирование сети загранпредставительств Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристических центров России за рубежом;
создание информационных банков данных туристических средств размещения, фирм, туров, маршрутов и др.;
проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе с целью формирования образа России как страны, благоприятной для туризма.
Указанные мероприятия направлены прежде всего на популяризацию туристических возможностей страны в целом. Для их реализации имеется в виду активно привлекать внебюджетные средства.
Решение задач кадрового обеспечения развития туризма включает:
определение потребности в кадрах специалистов;
определение перечня туристических профессий и соответствующих учебных специальностей;
разработку учебных программ и методических пособий;
содействие в формировании сети специализированных учебных заведений и подготовке кадров преподавателей.
Все эти мероприятия направлены на создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров.
Программа развития туризма в России требует надлежащего научного обеспечения. В соответствии с задачами Программы намечены перспективные направления научных исследований, включающие разработку программ развития специализированных видов туризма:
социального, экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.
Предусматриваются содействие в разработке региональных и межрегиональных программ развития туризма, подготовка соответствующих методических материалов, проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала страны, разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка с последующей разработкой Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации.
Полный перечень программных мероприятий на 1995-1997 годы с указанием необходимых объемов финансирования и ожидаемых результатов приведен в разделе 9. Государственный заказчик осуществляет на конкурсной основе предконтрактный отбор исполнителей, которыми могут быть научно-исследовательские и другие организации по профилю мероприятий.
Система мероприятий по развитию туризма, предусматриваемых в 1998-2005 гг, будет разработана в ходе реализации мероприятий первого этапа Программы и представлена в Правительство Российской Федерации не позднее I квартала 1997 г.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
средства федерального бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, в том числе для окончания строительства и реконструкции туристических объектов в 1995-1997 гг, составляет 2044,2 млрд. рублей (в ценах 1995 г). Из них за счет средств федерального бюджета - 14,6 млрд. рублей на реализацию основных программных мероприятий, в том числе 6,2 млрд. рублей в 1996 г.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этап Программы (1998-2005 гг), составит, по предварительной экспертной оценке, не менее 20 трлн. рублей (в ценах 1995 г) и будет определен после реализации программных мероприятий первого этапа, подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период с учетом Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации, разработку которой предполагается осуществить при реализации первого этапа Программы.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения Программы.
Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристической деятельности и оплаты работ по сертификации туристических услуг. Разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов, участие в туристических выставках и биржах, формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников).
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму будут созданы подведомственные ему федеральные унитарные предприятия.
Государственную поддержку реализации инвестиционных проектов Программы предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения инвестиционных ресурсов.
Будут активно привлекаться кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации мероприятий и проектов Программы, а также другие внебюджетные средства.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
Исполнителями Программы являются ведущие научно исследовательские и другие организации. К выполнению Программы предполагается также привлечь туристические фирмы и другие организации, в частности, коммерческий банк развития иностранного туризма "Интурбанк", акционерное общество "Интурист-Холдинг Компания"; по проекту "Туриндустрия" коммерческий банк "Народный банк" и акционерное общество "Экономист"; по вопросам организации и участия в туристических выставках Московское конгрессное бюро.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
С целью организации работ по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму создает дирекцию федеральной целевой Программы.
Дирекция Программы осуществляет текущее управление, координацию и контроль выполнения работ.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму ежегодно заслушивает на заседаниях коллегии и направляет в Министерство экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации и при необходимости в Министерство науки и технической политики Российской Федерации информацию и доклад о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
8. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного высокоэффективного туристического комплекса.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения.
Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам, к концу реализации первого этапа Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест.
Выполнение намеченных Программой мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристических маршрутов. Формирование российского туристического комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку народного хозяйства страны.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия страны, прежде всего в важнейших центрах развития туризма, а также в малых и средних городах России, имеющих богатые исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти города станут популярными центрами отдыха и туризма.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный бюджет прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. В ходе реализации Программы ежегодные дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет на начальном этапе оцениваются в сумме 300-350 млрд. рублей.
Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в страну иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. После завершения первого этапа Программы ежегодный прирост валютной выручки за счет развития въездного туризма прогнозируется на уровне 1 млрд. долларов США. Ежегодное увеличение туристического потока внутри страны и из-за рубежа только за счет реализации первого этапа Программы составит около 4 процентов. С учетом естественного прироста потока туристов за счет улучшения экономической, экологической, криминогенной, санитарно эпидемиологической ситуации в стране общее количество туристов может возрастать на 8-9 процентов ежегодно.