Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приложения..................................................................................................................47
1. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации".
При разработке Программы учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.), Гаагской декларации по туризму (1989 г.), Осакской конференции министров по туризму (1994 г.), решения
Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) в 1985 г., другие решения и рекомендации ВТО, соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований.
Программа подготовлена с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, институтов макроэкономических исследований и микроэкономики при Министерстве экономики Российской Федерации, Центрального научно-исследовательского и проектного института курортных, туристических, оздоровительных и лечебных зданий и комплексов при Министерстве строительства Российской Федерации.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических товаров и услуг соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.
Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть туристических учреждений, составляющая 1,4 млн. мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к объектам туристического хозяйства), в значительной степени нуждается в реконструкции.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств федерального бюджета, предусматривается использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, в том числе иностранных.
Проблему подготовки туристических кадров намечается решить за счет структурной перестройки существующей системы образования, а также широкого использования возможностей учреждений дополнительного образования. Вместе с тем важна роль государства в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке.
Программа призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма.
3. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главная цель Программы создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Основные задачи Программы состоят в следующем:
создание современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации; упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Программу предлагается реализовать в два этапа.
Первый этап (1995-1997 годы) включает разработку и реализацию системы программных мероприятий, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристических объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом.
В результате реализации первого этапа Программы ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма.
Второй этап (1998-2005 годы) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизации существующей материальной базы, активизацию строительства новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке.
В результате реализации второго этапа Программы ожидается дальнейший рост туристических потоков.
Исходя из цели, задач и этапов Программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, предусматриваемая на 1995-1997 годы, охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
нормативно-правовую область;
организацию туристической деятельности и управление развитием туризма;
содействие развитию материальной базы туризма;
рекламно-информационное обеспечение продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
кадровое обеспечение развития туризма;
научное обеспечение туризма.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области. Предусматривается разработать проект федерального закона "О туризме" с учетом особенностей туристической отрасли, законодательные акты, регулирующие налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок въезда и выезда иностранных граждан и туристических поездок российских граждан за границу, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и другие вопросы, регламентирующие туристическую деятельность.
Важная роль в формировании нормативно-правовой базы отводится принятию соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, а также заключению межправительственных соглашений и соглашений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области развития туризма.