Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:51, отчет по практике
1. Пройти практику в ИТА «Каравелла» с целью написания дипломной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития въездного туризма в Ярославской области».
2. Дать общую характеристику ИТА «Каравелла».
3. Определить основные проблемы деятельности турфирмы - в соответствии с темой исследования, указать возможные пути их решения, связанные с дипломным проектом.
4. Охарактеризовать основные результаты работы над проектом по созданию базы отдыха «Русская усадьба», полученные в результате прохождения преддипломной практики.
Введение…………………………………………………………..……………5
I. Теоретическая часть.......................................................................................11
1.1. Исторический аспект развития туризма в Ярославской области…..11
1.2 Особенности и динамика развития въездного
туризма в Ярославии………………………………………………..…17
1.3 Актуальные проблемы въездного туризма в
Ярославской области…………………………………………………...21
1.4 Перспективы привлечения туристов в Ярославский край…………..24
II. Практическая часть…………………………………………………………32
2.1 Характеристика туристского агентства «Каравелла»…………….…32
2.2 Проект по созданию базы отдыха «Русская усадьба»………….........39
Библиографический список………………..………………………………….41
В 2004 году число туристов, ночующих в гостиницах области, составило 165 тыс. чел., что на 30 тыс. чел. (22%) больше, чем в 2003 году, в основном, за счет российских граждан. Увеличилась продолжительность пребывания туристов с 2,4 суток до 2,9 суток. В Ярославле продолжительность пребывания среднего иностранного туриста составила 3,1 суток. Основная часть ночующих туристов (более 60%) останавливались в гостиницах Ярославля. Увеличилась загрузка гостиниц и в большинстве туристских центров области. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составляют более 900 млн. руб.
1.3 Актуальные проблемы въездного туризма в Ярославской области
Основными регионами, куда возят туристов, были и остаются столица, Питер и города Золотого кольца России. Дело вовсе не в том, что туристов интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населенные пункты пока еще не в состоянии принимать туристические группы. Так при анализе средств размещения, имеющихся на сегодняшний день в Ярославской области, мы неизбежно приходим к выводу о том, что большая их часть сконцентрирована примерно на одном как ценовом, так и качественном уровне обслуживания. Основные наши гостиницы с большим номерным фондом имеют категорию 3 «звезды». Совершенно понятно, что для успешного развития туризма необходима диверсификация средств размещения. Городу необходимы категории 4 «звезды», но еще в большей степени необходимо достаточное количество средств размещения туристического класса Спрос на такое размещение объясняется рядом причин. Одной из них является организация больших спортивных, культурных и других мероприятий международного уровня в Ярославской области. Одним из условий их проведения как раз и является наличие гостиницы уровня как минимум 4 «звезды». Как правило, это условие является обязательным для столь ответственных мероприятий, а, кроме того, город во многом теряет, не имея возможности принять на соответствующем уровне гостей из других стран. Отсутствие достаточного количества мест туристического класса уже давно является во многом непреодолимым барьером для туроператоров по приему в Ярославской области. Что касается приема VIP-туристов, то достаточных возможностей для их приема тоже пока нет.
Другой очень важной проблемой является имидж Ярославской области на туристическом рынке. Нельзя спорить с тем, что область является важной частью Золотого Кольца. На ее территории сосредоточены ценные памятники архитектуры, область имеет богатую историю, непосредственно связана со многими событиями в истории России. Поэтому край очень интересен для туристов, интересующихся историей и желающих быть цивилизованными и образованными личностями. Однако, за годы реформ, в период переходной экономики, количество таких людей значительно сократилось по разным причинам, оставшаяся часть в значительной мере выбыла из числа потенциальных туристов из-за низкой платежеспособности. Поэтому ограничение себя рамками «Золотого Кольца» и званием центра культурного туризма не приводит к развитию других его направлений. Проблема заключается в том, что все города Золотого кольца, да и другие города, предлагают по сути, идентичный продукт, состоящий из набора имеющихся в городе церквей, соборов, монастырей. Однако в некоторых городах Ярославской области осознали необходимость перестройки традиционных маршрутов в сторону их разнообразия и включения в нее новых объектов. Прежде всего стоит отметить города Мышкин и Углич. Программа экскурсии по Мышкину весьма интересна и сильно отличается от программ в других городах. Музей Мыши, музей валенок практически не имеют аналогов в России, дом ремесел привлекает показом ремесел в присутствии туристов, краеведческий музей тоже достаточно интересен, поскольку его экспонаты находятся на расстоянии вытянутой руки и при желании их можно даже потрогать. Углич в последние годы стал заманчивым для посещения местом во многом благодаря новому музею « мифов и суеверий».
Весьма острой проблемой для развития туризма в Ярославской области является его ярко выраженная сезонность. Поэтому необходимо развитие направлений, способных привлечь туристов в «несезон». Вытекающей из сезонности проблемой является невозможность круглогодичной занятости в туристической сфере. Одно из следствий – недостаток квалифицированных гидов. С каждым годом количество экскурсоводов и музейных работников сокращается. Основной причиной здесь является низкий уровень их оплаты труда. Основной спрос на гидов-экскурсаводов создается летом. В этот период спрос удовлетворяется во многом за счет учителей гуманитарных предметов, подрабатывающих летом. Иногда недостаточный, а иногда слишком сухой и непонятный объем информации создает проблемы в получении туристами интересных и полезных знаний. Научный язык и точные научные факты не вызывают интереса у туристов, не оставляют требуемых впечатлений.
Также немаловажной проблемой является проблема автотранспортного обслуживания. Рынок автоуслуг не устоялся и не может удовлетворить существующего спроса в качественном обслуживании. Устаревший парк экскурсионных автобусов представлен Икарусами ярославских ПАТП. Более современную и комфортабельную часть автобусов представляют автобусы частных предпринимателей, а также немногих фирм Ярославля. Возможность поломки автобусов, недобора группы, нежелание владельцев автобусов связывать себя рамками официальных договорных отношений также являются отрицательными моментами.
Таким образом, туризм в Ярославской области стоит перед рядом проблем, и его развитие возможно лишь при продуманной политике государства и региона в процессе становления рынка туристических услуг, повышения благосостояния граждан, поиска новых путей привлечения туристов и продвижения продукта.
1.4 Перспективы привлечения туристов в Ярославский край
Маршруты по России, которые складывались на протяжении всего советского периода, сыграли свою роль в становлении отечественного туризма. Между тем рынок диктует свои законы: меняется структура спроса, требования к турпродукту. Те программы, которые еще пару десятилетий назад были востребованы на мировом рынке, теряют былую привлекательность. Несмотря на двухлетнюю эйфорию по поводу увеличения числа туристских прибытий в Россию, сегодня пора задуматься о модификации существующих маршрутов, расширении географии въездного туризма и создании нового турпродукта. Западные и российские эксперты видят решение проблемы в развитии туристского потенциала малых и средних исторических городов.
С одной стороны, меняется само понятие отдыха. С другой, падает интерес к традиционным направлениям – вследствие геополитических процессов, кризисов, вооруженных конфликтов. Таковы тенденции в сегодняшней мировой туротрасли. Аналитики прогнозируют повышение интереса к культурно-историческим ценностям и рост требований к качеству сервиса. Эксперты считают, что наибольшее распространение получит семейный, специализированный и познавательный туризм, что стимулирует развитие инфраструктуры малых городов.
Экологически чистая среда и богатейшие природные ресурсы позволяют совмещать экскурсионно-познавательные программы с экологическими турами, охотой, рыбалкой, пляжным туризмом. Дополнительный стимул – значительно более низкий, чем в мегаполисах, уровень цен на питание и товары народных промыслов, многие из которых уникальны.
За рубежом продвижению малых городов уделяется особое внимание. Развитие инфраструктуры дает возможность муниципалитетам привлекать туристов, создавать дополнительные рабочие места, обеспечивать приток средств в бюджет и сохранять историческое и культурное наследие.
В Ярославской области имеется огромный потенциал для продвижения городов, входящих в ее состав. Так, например, в Пошехонье в прошлом году в середине апреля впервые широко отмечался праздник «Хозяин рек Пошехонских», проще говоря – День Водяного. Именно здесь, на Пошехонской земле, которая славится реками, озерами и рукотворным Рыбинским морем, легенды о Хозяине вод в народе особенно живучи. Отчего бы не воспользоваться этим для привлечения в живописные места туристов.
Региональные туристские администрации в последнее время многое делают для развития въездного туризма у себя дома. Издают путеводители, устраивают рекламные туры, проводят конкурсы на лучшие маршруты по родному краю. Но очевидно, что только их стараний недостаточно. Развитие туризма в регионе почти не зависит от местных туристских администраций. Мировой опыт подсказывает, что инвестиции в инфраструктуру способно сделать только государство. В его задачи входит строительство дорог, аэропортов, проведение водопровода, канализации, газа, света. А уже на основе этого частные предприниматели начнут возводить гостиницы, рестораны, автостоянки, казино, мотели.
По вопросу формирования позитивного образа Ярославского края областная администрация выделяет несколько направлений работы:
1. Ежегодно обеспечивается участие представителей туристического бизнеса области в двух международных выставках – «MITT» и «Отдых», проходящих в Москве с организацией единого стенда Ярославской области.
2. Уже не первый год подтверждается успешность проведения в городе Ярославле туристической выставки «Летний отдых». Так в 2003 году в ней приняли участие 40 экспонентов: это ведущие ярославские туристские фирмы, банки, музеи, предприятия по выпуску сувенирной продукции.
3. Формирование имиджа области осуществляется через содействие участию в выставочной деятельности предприятий, работающих в сфере услуг.
4. Выпускается и распространяется рекламно-информационная продукция о городах области.
5. Создается система визуальных коммуникаций туристской инфраструктуры области.
6. Проводится многоэтапная рекламная кампания в печатных СМИ по укреплению имиджа области в регионах РФ.
7. Организовано проведение специальных проектов по созданию рекламы Ярославского края: межрегиональный конкурс «Мисс Туризм Золотого кольца», конкурс на приз губернатора Ярославской области «Лучшее предприятие туристической отрасли Ярославской области», фестиваль «Гостеприимство», фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» и др.
Кроме того, администрация города Ярославля наметила и претворяет в жизнь целый ряд конкретных решений по развитию индустрии туризма, а именно:
1. Подготовлены и переданы на рассмотрение ЮНЕСКО документы по вопросу включения в реестр памятников, охраняемых ЮНЕСКО, заповедной зоны и исторических слобод Ярославля.
2. Формируется план мероприятий, которые будут включены в федеральную программу по подготовке к празднованию 1000-летия Ярославля.
3. Ведется строительство гостиницы делового центра «Ярославль-Сити»на Московском проспекте.
4. Принято решение о строительстве в городе аквапарка.
5. Ведется строительство второго моста через Волгу.
6. Начато строительство центра мелкооптовой торговли «Метро. Кэш энд Керри».
7. Расширяется сеть предприятий общественного питания.
8. Ежегодно на базе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника проводится подготовка и переподготовка экскурсоводов.
9. Идет работа по совершенствованию раздела «туризм» официального сайта мэрии Ярославля.
10. Ведется работа по реализации проекта системы визуальных коммуникаций туристской инфраструктуры Ярославля в центральной исторической части города.
11. Ведется работа по решению проблемы создания в городе парка автобусов туристского класса.
Весь этот комплекс мероприятий направлен как на укрепление туристского имиджа Ярославля, которому в 2010 году исполниться 1000 лет, так и на улучшение благосостояния жителей города.
Через 8-10 лет около 30% всех доходов бюджета нашей области будет формироваться за счет въездного туризма, это пообещал глава региона на одной из пресс-конференций, при этом, по его словам, для реализации этой задачи необходимо полностью сформировать современную инфраструктуру туризма, включая гостиницы. Стоит напомнить, что за счет инвестиций московских фирм строится 5 гостиниц и еще столько же за счет собственных инвесторов. 27 ноября 2004 г. на заседании областной администрации была принята программа господдержки въездного и внутреннего туризма на 2005-2006 годы. Общая ее стоимость – 14563 тыс. руб. (7659 тыс. руб. – в 2005 г.), финансирование предусмотрено за счет средств бюджета и других источников. Ее реализация, по замыслу авторов, за этот период должна привести к увеличению числа принимаемых туристов, к созданию новых рабочих мест, к формированию современной туристской инфраструктуры и поступлений и привлечению инвестиций в экономику области. В феврале представители столичной мэрии заявили о намерении вложить в гостиничное строительство региона $ 60 млн. в рамках подписанного ранее соглашения, по которому будет построено 5 гостиниц уровня трех и четырех звезд, управляющей компанией станет “Интурист”, которая дала гарантии их заполненности на уровне 40–50%, кроме того, 5 ноября 2004 г. в Ярославле открылась новая четырёх-звёздочная гостиница бизнес-класса "Ring Premier Hotel" рядом с железнодорожным вокзалом, речным портом и в 40 минутах езды от аэропорта “Туношна”.
Ранее 16 февраля 2004 г. муниципалитетом города было принято решение о принятии программы развития туризма на 2004-2006 г.. Ожидаемые результаты ее реализации: увеличение в 2006 г. объема ежегодных финансовых поступлений в экономику города до 850 000 тыс. рублей, а так же увеличение туристского потока до 400 тыс. человек и создание дополнительных рабочих мест, увеличение доходной части городского бюджета, сохранение и рациональное использование исторического, культурного и природного наследия, создание соответствующей инфраструктуры. Объемы финансирования: в 2004 г. средства бюджета в размере 1 500 тыс. руб., а на 2005-2006 гг. - рассматривается перед его принятием на соответствующий период, исходя из сложившейся экономической ситуации.
Наиболее привлекательным туристическим центром, по ее мнению, должен оставаться все-таки Ярославль. Значимость развития туризма для него определяется богатейшим историко - культурным наследием, географической и транспортной доступностью от крупнейших регионов страны. А, анализ показывает, что развитие туризма в Ярославле позволяет не только сохранить имеющийся богатый культурный и исторический потенциал, но и использовать его как постоянный источник пополнения городской казны, поскольку, туристы являются одним из наиболее платежеспособных потребителей. Основные трудности и проблемы его развития туризма в областном центре заключаются в слабой укомплектованности предприятий этой сферы профессионально подготовленными кадрами, отсутствии развитой инфраструктуры приема туристов (гостиничное и дорожное хозяйство, транспорт, коммуникации и связь, бытовые услуги и система информации и т. д.). Поэтому, увеличение потока туристов должно сопровождаться ее развитием, кроме того, весьма актуальной является проблема обновления парка туристских автобусов, эксплуатация которого сейчас весьма интенсивна, при этом, все имеющиеся в распоряжении автобусы "Икарус" морально и физически устарели, поэтому уже сейчас привлекаются автобусы из соседних городов, включая Владимир. С этой целью, в программе мероприятий предусматривается ряд мер по содействию вводу в эксплуатацию объектов туристского сервиса и размещения, приобретению туристских автобусов и др.
Продвижение туристского потенциала Ярославля является одной из важнейших задач мэрии, а укрепление его имиджа должно сопровождаться широкой рекламной кампанией, главной целью которой должно стать создание в глазах туристов образа города, как территории с благоприятными возможностями для их отдыха. Согласно данным статистики, 60% общего объема приезжающих в наш город туристов составляют иностранные гости. Увеличение их потока составляет 30-35% ежегодно роста, а благодаря их расходам оборот предприятий Ярославля, работающих исключительно в сфере въездного туризма, только за 2003 г. заставил около 600 млн. руб.
Информация о работе Отчет о прохождении преддипломной практики в ИТА «Каравелла»