Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 23:35, отчет по практике
Целью прохождения преддипломной практики является наглядное ознакомление с информационно-практической базой по выбранной теме дипломной работы, которое необходимо для написания самой дипломной работы, целью которой является систематизация и закрепление теоретических практических знаний и навыков, приобретенных во время обучения.
Введение 2
Мировая практика хостелов и мини-отелей. 5
Общий обзор гостиничного рынка 13
Хостелы и мини-гостиницы Москвы и Петербурга 24
Описание мини-гостиницы «Базилика» 33
Заключение 36
Библиографический список 38
По итогам девяти месяцев 2010 года в Москве насчитывается 242 гостиницы совокупным номерным фондом более 36,8 тыс. номеров, из которых:
• класс «люкс» (5 звезд) – 4 115;
• бизнес-класс (4 звезды) – 7 421;
• средний класс (3 звезды) – 15 795;
• эконом-класс – 9 466.
Данная статистика наглядно представлена в следующей диаграмме на рис. 1.4.
Рис.1.4.
Структура номерного фонда
Таким образом, мы видим, что в 2010 году произошел значительный прирост гостиниц среднего и нижнего ценового сегмента, что отражает положительную ситуацию и некоторую стабильность на рынке гостиничной недвижимости и стремлении к более равномерному распределению малого и среднего бизнеса в данной сфере.
Итоги третьего квартала продемонстрировали рост загрузки столичных отелей в среднем до 68%. При этом отели средней категории были загружены на 71%, в то время как отели высокого сегмента - на 66%.[12]
По другим данным в Москве в 2010 году было открыто 22 предприятия гостиничного типа с общим номерным фондом 2316 номеров. В том числе гостиницы категории три, четыре, пять звезд, а так же мини-отели. Две из них открыты на базе существовавших ранее предприятий гостиничного типа, например гостиница «Екатерина Парк» после реконструкции и ребрендинга стала гостиницей «Евролюкс». И основной прирост наблюдается в сегменте пятизвездочных гостиниц.
А
по состоянию на начало 2011 года в
Москве насчитывалось 274 гостиницы, на
72,2 тысячи мест, из которых 36% составляют
гостиницы категории 3 звезды, а мини-отели
и хостелы 22% от общего числа. Это показывает
диаграмма на рисунке 1.5.
Рис. 1.5. Распределение гостиничного фонда Москвы по категориям по состоянию на начало 2011 года.
Из диаграммы на рисунке 1.5. мы наглядно видим, что по сравнению с итогами 2008 года прирост гостиниц малого формата заметно продвинулся, хотя еще не слишком велик. Наблюдается значительный интерес к малому предпринимательству в сфере гостиниц.
При
этом по данных тех же источников, можно
наблюдать следующую изменчивость среднегодовой
загрузки номерного фонда Москвы в
2008-2010 г.г., отраженную на рисунке 1.6. [13]
Рис. 1.6.
Среднегодовая загрузка московских
гостиниц различных категорий в
2008-2010 г.г.
То есть по данной диаграмме можно сделать вывод, что за 2010 год загрузка в гостиницах разных категорий обслуживания стала более высокой, чем в 2009 году, хотя эта статистика пока еще далека от уровня докризисных показателей данного сегмента. Заметный спрос наблюдается в предложении гостиниц 4-5 и 2 звезды, что говорит и о тенденциях в отношении потребителей.
Итак, по итогам 2010 года в гостиничном бизнесе наблюдаются следующие тенденции: объем почти половины гостиничного рынка всей России приходится на Москву, что составляет почти 2,5 млрд. долларов.[14] Только в гостиницах категорий 4-5 звезд действительно наблюдается соответствие международным стандартам, в то время как многие гостиницы 3 звезды не располагают приличным сервисом. В целом 2010 год был достаточно тяжелый для гостиничного бизнеса, так как кроме медленного восстановления после кризиса на выход из низкого зимнего сезона в 2010 году повлияли природные катаклизмы. А именно - закрытие европейского воздушного пространства в апреле из-за извержения вулкана в Исландии, аномальная жара и смог, отменяли даже многие деловые поездки, не говоря уже о рекреационном туризме.
По
данным аналитических статей и мнения
экспертов можно сказать, что
на данный момент наиболее тяжелый этап
кризиса – пройден, но наблюдается медленное
улучшение, и в 2011 году в гостиничном бизнесе
не ожидается бума, но это наиболее подходящий
момент для новых начинаний.[14] То есть
сейчас, в период больших перемен можно
задуматься и о перепрофилировании гостиниц
и предприятий гостиничного типа.
1.3. Хостелы и мини-гостиницы Москвы и Петербурга
Итак, хостелы, своего рода «молодежные общежития европейского типа» - в России их история началась совсем недавно. Если мировая история хостел движения насчитывает уже порядка 90 лет, то в России они появились только в начале 90-х годов. Первый хостел был основан в Санкт-Петербурге в 1992 году, «St. Petersburg International Hostel», существующий и поныне. Затем, в 1993г. была создана Российская Молодежная Хостел Ассоциация (Russian Youth Hostel Association RYHA) и открыт первый хостел в Москве. Сегодня ассоциация включает в себя хостелы Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Петрозаводска и Иркутска. Наибольшее развитие, конечно, получили хостелы Петербурга и Москвы, так как в российских регионах турпоток значительно ниже. В российских хостелах продолжительность пребывания в среднем составляет 1-2 ночи. В С.-Петербурге этот показатель несколько выше: 2-3 ночи. Доля иностранных туристов в загрузке отечественных хостелов превышает 60%-90%. Среди российских клиентов основными категориями в основном являются: школьные, студенческие и массовые экскурсионные группы. Сейчас Российская молодежная хостел ассоциация разрабатывает программу “Хостельный балтийский треугольник”. Для привлечения дополнительного туристического потока в отечественные хостелы Проект объединит экономичные гостиницы в С.-Петербурге, Таллинне и Хельсинки. Туристам будет предложена комплексная программа посещения трех стран. В дальнейшем, планируется присоединенить к проекту национальные хостел-ассоциации Германии, Латвии и Литвы. [15]
В законодательстве Российской Федерации, несмотря на то, что в стране функционируют уже сотни хостелов, само понятие «хостел» не существует. А значит и к средствам размещения хостел не относится и не может выступать как самостоятельное юридическое лицо. При этом требования и документация по открытию и проверке к хостелам со стороны чиновников и проверяющих органов предъявляется как к обычным гостиницам.[2]
На данный момент российские хостелы отличаются тем, что они работают вместе с туристическими компаниями. В России хостелы часто создаются туроператорами и работают на основании туристической лицензии. В этом случае кроме проживания предлагается организация экскурсий, визовая поддержка, продажа авиа и железнодорожных билетов, отдельные туры по России.
Такие хостелы, как правило, организуются на базе других средств размещения (обычно общежитий), занимая один или несколько арендованных этажей.
Другая распространенная в России схема работы - продвижение на международном рынке под маркой хостела недорогих гостиниц и общежитий. В этом случае средства размещения выступают от своего имени или действуют на основании договоров о сотрудничестве с турфирмами. Размещение в них выгодно отличается от поселения в других гостиницах только ценой.
В Москве первые хостелы были открыты иностранцами, которые, несмотря на российскую бюрократию и другие особенности российской действительности, смогли преодолеть все преграды и открыть весьма популярные сегодня объекты гостеприимства. Созданный в октябре 2005 г. англичанином Джеймсом Скинером первый московский хостел Godzillas ныне занимает целый этаж дома в Большом Каретном переулке и готов принять до 50 гостей. Второй не менее популярный столичный хостел Napoleon был открыт год спустя также в центре Москвы еще одним англичанином по имени Ричард Лайнс, но на сей раз уже при партнерстве россиянина Михаила Нуриджанова.
Однако, как и в случае с малыми отелями, Санкт-Петербург лидирует в России по числу хостелов. На начало 2010 г. в городе на Неве было открыто более 70 хостелов общей вместимостью почти 500 номеров, что составляет более 2000 мест.[15] Несмотря на то, что есть примеры открытия хостелов в Петербурге и в 90-е гг., большинство ныне действующих хостелов было открыто в последние несколько лет. Так, лишь в 2009 г. на территории города появилось более 14 хостелов с общим номерным фондом более 100 номеров, а это почти 500 мест, что составляет около 25% от общего объема размещения в хостелах города при учете в спальных местах. Следует заметить, что в большинстве случаев хостелы, открываемые сегодня, представляют собой обычные или коммунальные квартиры, расселенные и переоборудованные под молодежные общежития. По исследованию кандидата экономических наук Дмитрия Иванова, самыми большими хостелами, действующими сегодня на территории Санкт-Петербурга, являются хостел на Тамбовской, 11, на 200 мест, который был открыт в июне 2008 г., и открытый в прошлом году хостел Граффити, предоставляющий 30 номеров на 156 мест. [2]
По данным на 5 Марта 2011 года информационного агентства «Интерфакс», в Москве в планируется создание Ассоциации хостелов, как сообщил председатель комитета по туризму правительства Москвы Сергей Шпилько.
По его словам, сейчас в Москве начитывается примерно около 50 таких гостиниц. "Причем это жилье приличного уровня. Все хостелы находятся в историческом центре и цены на размещение в них составляют примерно от 400 руб. на человека в сутки", - сказал С.Шпилько. Загрузка этих отелей, насчитывающих не более 1 тыс. мест, составляет 100%, и все они пользуются большим спросом у иностранных туристов. Например в ближайшее время планируется открытие хостела в историческом здании в Столешниковым переулке.
По словам председателя, Ассоциация будет способствовать появлению большего числа хостелов в Москве, а также выработке стандартов и правил размещения таких отелей в Москве.
Так как в сегменте 3* отелей в Москве пока очень мало и по этому показателю мы отстаем от большинства столиц мира. В столице насчитывается 4,5 места в таких гостиницах на 1 тыс. жителей города, в то время как в Берлине этот показатель оставляет 11 мест, а в Париже – 30 мест.[16]
Так как среди россиян хостел движение, еще не достаточно популярно, а свободные путешествия с рюкзаком еще не вошли в моду и не получили широкого развития, вновь создаваемые хостелы в основном ориентируются на иностранцев. Следует помнить, что в хостелах отсутствуют какие-либо ограничения, за исключением правил поведения, и они готовы с радостью принимать гостей из любых мест, включая Россию и страны постсоветского пространства. Количество хостелов в нашей стране растет. Хоть и нет пока что нормативных актов, регламентирующих их деятельность. И нет даже такого понятия, но это, очевидно, не мешает бизнесменам открывать новые гостевые дома для клиентов, нуждающихся в бюджетном размещении.
В России есть сообщество хостелов Hostelling Russia. Такие сообщества играют большую роль в работе хостелов, поскольку, как мы уже говорили, большая часть маркетинга зависит именно от подобных консорциумов. Кроме того, хостел, аккредитованный IYHF проходит тщательную проверку, что дает возможность потенциальным гостям быть уверенными в качестве услуг. Ну и конечно, участие в сообществе обязывает хостелы предоставлять скидку в среднем 5-10%.
Российская специфика хостелов такова, что они в большинстве случаев вступают в конкуренцию с нижним сегментом классических отелей, что нетипично для западной модели, где фактором выбора хостела является не только цена, но и мобильность, свобода общения, атмосфера толерантности и дружелюбия. Поэтому российские хостелы, как правило, дороже своих европейских и американских аналогов.
Бизнес хостелов тесно связан с развитием молодежного туризма и активности студенческих организации. Это одна из причин, которая тормозит развитие хостелов в России. Международные программы, подобные ISIC, WYSETC или European Youth Card не развиты в нашей стране, равно как и национальные студенческие сообщества, позволяющие получать значительные дисконты при путешествиях. В некоторых отелях, в частности в Германии, могут не поселить Вас без предъявления карты ISIC. Кроме того, следует отметить и тот факт, что доходы российских студентов не позволяют им путешествовать куда и когда заблагорассудится.
Таким образом, сегмент хостелов – один из наиболее интересных сегментов гостиничного бизнеса, четко сфокусированный на своего потребителя сейчас не находит должного распространения в России. Мнения экспертов по поводу будущего этого бизнеса расходятся, однако появление новых объектов дает надежду на то, что стоит ожидать как минимум увеличения числа хостелов в стране, а как максимум – развитие самостоятельного крупного направления в отрасли. Хочется верить, что это будет связано с ростом благосостояния нашей молодежи.[1]
Первые мини-отели в России появились в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов, когда в России начал зарождаться малый бизнес. С их появлением город решил проблему дефицита гостиничных номеров. Из квартир в центральных районах города стали создавать недорогие мини-гостиницы, сдаваемые посуточно. Жильцам взамен предлагали равноценные варианты в спальных районах.
Пик роста мини-отелей в Петербурге пришелся на 2004-2005 годы, и был связан с празднованием 300-летнего юбилея. Большие гостиницы оказались переполнены официальными делегациями. Создавать отели из уже существующего жилого фонда в центре Северной столицы оказалось намного рентабельнее, чем заново строить здания гостиниц, особенно учитывая отсутствие мест для таковых. С тех пор в городе ежегодно открывается порядка 60-70 мини-отелей.[4]
Постоянно открываются новые мини-отели, например, в 2007 году было введено в эксплуатацию около 30 новых мини-отелей. Интересно, что в России такое количество гостиниц малого формата характерно только для Санкт-Петербурга и Сочи, в то время как в турах по Исландии или Франции наши туристы постоянно сталкиваются именно с мини-отелями. Сейчас питерские мини-отели считаются главной особенностью гостиничного фонда города.
Мини-отели по суммарному количеству мест занимают не более 5% гостиничного рынка Москвы и представлены, в отличии от общемировых тенденций, номерами бизнес- и люкс-классов. Как правило цены в мини-отелях сопоставимы с ценами в гостиницах. В Санкт-Петербурге доля малых гостиниц составляет 5-6%. В Лондоне, например на мини-отели приходится 15% рынка.
Информация о работе Отчет по преддипломной практике в мини-отели