Перспективы развития водного туризма в Республике Карелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 02:33, дипломная работа

Описание

Цель работы. Целью настоящей работы заключается в том, чтобы оценить перспективы развития различного вида водного туризма в Карелии и дать рекомендации по их активации.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты водного туризма;
Провести анализ потенциала водного туризма в Карелии и уровня его современного развития;
Разработать концептуальные предложения по развитию водного туризма в Карелии.

Работа состоит из  1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ2.doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

 

На территории района расположен крупнейший объект туристского  показа республики - Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи".

 

Общее число посетителей  музея-заповедника в 2009 году составило 162 тысячи человек, что на 21,0% ниже достигнутого в 2008 году рекордного за все годы значения в 205 тысяч человек. При этом снижение затронуло как российских, так и иностранных туристов.

 

Причинами падения посещаемости музея-заповедника стали существенное снижение числа экскурсионных рейсов из Петрозаводска (291 подход к причалу "Метеоров" единственного в настоящий момент перевозчика "Кижское ожерелье" против 484 рейсов "Комет" и "Метеоров" в 2008 году) и заходов круизных теплоходов (742 против 831 при средней заполняемости судов на уровне 65%), а также очередное повышение стоимости экскурсионной поездки Петрозаводск-Кижи-Петрозаводск, превысившей для взрослого россиянина 2 000 рублей. В связи с ростом цен в прошедшем году возросло число отказов гостей республики от посещения острова Кижи при формировании программы туров. В значительно большей степени стали востребованы услуги частных перевозчиков из Великой Губы, которые, естественно, не могут компенсировать произошедший спад по традиционным направлениям посещения острова.

 

 

 

2.3. Существующие  потоки спортивных туристов-водников  и круизных путешественников.

Занимая приграничное транзитное положение, Республика Карелия характеризуется  хорошей транспортной доступностью и оказывается территорией, связывающей  между собой регионы Северо-запада России и территории скандинавских государств с внутренними регионами России. Такое положение не могло не сказаться на формировании специфической структуры логистических потоков (во всех их аспектах – товарных, транспортных, миграционных, туристских, информационных и других потоках).

Въездной туристский поток в республику входит по трем направлениям:

– Южное направление. Поток представлен как российскими туристами, так и иностранными туристами, в том числе и туристами из стран СНГ. Специализация и направленность данного туристского потока весьма широка и включает в себя практически все категории туристов. Данное направление разделяется на два потока – через Карельский перешеек и основной поток (водным путем через Ладожское и Онежское озеро, по Октябрьской железной дороге и автодороге «Кола»).

– Западное направление (из Финляндии и через нее из других стран Европейского Союза). Поток представлен в основном туристами из стран дальнего зарубежья. Специализация данного потока также весьма разнообразна, но в большей степени выделяется деловой и культурно-исторический туризм. Данное направление включает в себя три потока – через три международных пункта пропуска на карельском участке российско-финляндской границы.

– Северное направление (со стороны Мурманской области). Поток представлен в основном российскими туристами и, частично, туристами из стран дальнего зарубежья (преимущественно, из Швеции и Норвегии). Специализация туристского потока – это, в основном транзитный и деловой туризм.

На основе оценки структуры  въездного туристского потока в  республику видно, что более 60% дает южное направление. Западное направление характеризуется долей равной около 30% общего туристского потока. Северное направление дает не более 10% туристов. Кроме того, определенный объем реализации туристских и вспомогательных услуг формируется за счет карельских туристов – как правило, это туры рыболовные и охотничьи, экологические туры, различные виды активного отдыха на природе.

Распределение общего туристского  потока по категориям туристов представлено в табл. 2.4. Видно, что, не смотря на выгодное приграничное положение Республики Карелия, основная масса туристов – это российские туристы и туристы из стран СНГ. Наличие такой диспропорции наблюдается в силу ряда причин:

– существенная доля туристского  потока формируется жителями Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областями в виде транзита через территорию республики, а также туров выходного дня, отдыха на природе и в виде теплоходных туров в летний сезон;

– несоответствие качества туристских услуг международным  стандартам, отсутствие гарантий безопасности туристов и несоответствие по параметрам «цена-качество услуг» приводит к тому, что доля иностранных туристов в общем туристском потоке незначительна;

– снижение интереса европейских  туристов к поездкам на территорию России (в частности, насыщение рынка ностальгического туризма, бурный рост которого наблюдался после распада СССР, произошло во второй половине 90-х годов, и сегодня для стимулирования иностранного туристского потока следует предлагать более качественные и дифференцированные туры).

 

Таблица 2.4 Распределение въездного туристского потока в Республику Карелия по категориям туристов

Туристский поток

Количество

туристов, млн. чел.

Доля в общем 

потоке, %

Общий туристский поток  в РК

1,7

100

Туристы из стран дальнего зарубежья

0,19-0,22

12-14

СНГ

0,09-0,12

6-8

Российские туристы

1,12

70

Карельские туристы (внутрирегиональный

 туристский поток)

0,16

10


 

 

Это лишь некоторые причины, приводящие к существенным диспропорциям в общей структуре туристского потока. В то же время наличие этих диспропорций позволяет проанализировать существующие проблемы или выявить наиболее привлекательные для различных категорий туристов туристские объекты, виды туризма и конкретные туры. Таким образом, на основе анализа диспропорций в структуре туристского потока и предпочтений различных категорий туристов можно провести сегментацию туристского рынка и выделить целевые группы туристов, а также принципы дифференциации маркетинговой политики в туризме общий туристский поток по результатам 2007 года составил 1,7 млн. человек,

включая 530 тыс. организованных туристов (по данным Министерства экономиче-

ского развития РК) в целом, и продуктовой политики в разрезе отдельных видов туризма, в частности. Целесообразно также дать оценку распределения въездного туристского потока в Карелию по основным центрам и районам туристской активности. Центры и районы туристской активности рассматриваются в качестве основы территориальной планировочной структуры туризма в Республике Карелия. В частности, на их основе выделяются такие элементы планировочной структуры как туристские районы и туристские центры, туристские зоны.

Таким образом, на момент проведения исследования распределение общего въездного туристского потока по центрам и районам туристской активности Республики Карелия характеризуется следующими пропорциями:

– Центральная часть Карелии – 32% всего туристского потока (около 520 тыс. человек в год). Данный район характеризуется высокой плотностью объектов туристского показа, наличием налаженной туристской и транспортной инфраструктуры, близостью к г. Петрозаводску. Специализируется на обслуживании как российских, так и иностранных туристов.

– Северное Приладожье – 24% всего туристского потока (около 400 тыс. человек в год). Данный район также как и центральный характеризуется высокой плотностью объектов туристского показа, наличием объектов показа всемирного наследия, включенных в перечень ЮНЕСКО (Валаам), возможностями организации различных тематических и комбинированных туров, наличием налаженной туристской, пограничной и транспортной инфраструктуры, приграничным положением с Финляндией, близостью к Санкт-Петербургу. Специализируется на привлечении иностранных туристов и в качестве рекреационной зоны Санкт-Петербургского мегалополиса.

– Заонежье – 17% всего туристского потока (около 280 тыс. человек в год). Данный район характеризуется концентрацией разнообразных объектов туристского показа (природных, археологических, культурно-исторических, фольклорных), наличием объектов показа всемирного наследия, включенных в перечень ЮНЕСКО (Кижи), широкими возможностями организации водных туров, наличием объектов туристской инфраструктуры. Специализируется на привлечении как российских, так и иностранных туристов (в основном – это экологический, сельский и культурно-исторический туризм). Существенную долю в туристском потоке занимают туристы, прибывающие из Санкт-Петербурга в рамках теплоходных туров.

– Обонежье (юго-восточная часть Медвежьегорского муниципального района и Пудожский район) – 7% всего туристского потока (около 120 тыс. человек в год). Данный район характеризуется высокой плотностью объектов туристского показа, ядро которых представлено природным национальным парком «Водлозерский», археологическими памятниками, занесенными в перечень объектов международного наследия ЮНЕСКО (Онежское петроглифы), архитектурным ансамблем Муромского монастыря. Специализируется на привлечении и обслуживании российских туристов (экологический туризм).

– Карельское Поморье – около 6% туристского потока (около 90 тыс. человек в год). Район характеризуется высокой плотностью объектов туристского показа, основными из которых являются археологические памятники (беломорские петроглифы, саамские каменные лабиринты), архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря. Специализируется на привлечении иностранных и российских туристов.

– Калевальский национальный район – около 6% всего туристского потока (около 90 тыс. человек в год). Данный район туристской активности характеризуется сетевой структурой – локализацией в трех центрах – г. Костомукша и заповедник «Костомукшский» – «пос. Калевала – дер. Вокнаволок» – природные национальные парки «Паанаярви» и «Калевальский». Основными объектами туристского показа являются объекты историко-культурного и фольклорного наследия, связанные с эпосом «Калевала», и объекты природоохранных территорий (ПНП «Паанаярви». ПНП «Калевальский», заповедник «Костомукшский»). Район специализируется, в основном, на обслуживании иностранных туристов (экологический, культурно-исторический, научно-образовательный и событийный туризм). На остальную территорию республики, которую нельзя однозначно идентифицировать как туристский центр или район, на сегодняшний день приходится не более 8% всего туристского потока, что составляет около 130 тыс. человек в год.

 

Выводы к главе:

Карелия относится к наиболее обводненным территориям России, водные ресурсы которой (Белое море, многочисленные озера и реки), позволяют развивать все существующие виды водного туризма.

Наиболее популярным видом водного туризма является сплавы по рекам. Многие славы имеют комплексный озерно-речной характер. Категорийность сплавов в Карелии обусловлена каменистыми ложами рек, связанными с расположением республики в пределах Балтийского кристаллического щита. Большая часть рек Карелии пригодна для начинающих туристов водников, ряд северных рек в республике позволяют совершать 3-4 категории сложности.

На многочисленных озерах Карелии успешно может развиваться яхтинг и дайвинг, из-за большой глубины и прозрачности воды.

В Южных озерах Карелии вода прогревается летом до комфортных 20-22 градусов, что позволяет организовывать пляжно-купальный отдых на них. Озера севреных мало комфортны.

Белое море является уникальным водным объектом для трех видов водного туризма:

- для круизных путешествий на архипелаге, где расположены уникальные исторические памятники;

- для яхтинга, благодаря наличию большого количества приливов;

- и уникальна для северного дайвинга, так как отличается большим разнообразием подводного рельефа и многообразием морской флоры и фауны.

Наличие двух каналов (Мариинская система и Беломорско-Балтийский канал) позволяют развивать круизные путешествия из Волги через Карелию до Санкт-Петербурга, и из Белого моря через Онежское озеро до Санкт-Петербурга.

Все водные объекты (моря, реки и озера) исключительно разнообразны рыбой, что привлекательны для туристов рыбаков.

Со средневековья (XI-XII вв.) реки и озера Карелии осваивались варягами, как водные пути в славянские государства. В XIV-XVII веках велась постоянная борьба между Швецией и Россией за овладение этими стратегическими важными водными путями. Наиболее активно этот водный путь в Карелии был освоен при Петре I в связи со строительством Петровского завода.

Спортивный водный туризм в Карелии в основном начал развиваться в советский период. В настоящее время в Карелии более 500 водных клубов, занимающихся всеми основными видами водного спортивного туризма.

Карелия в настоящее время является самым популярным регионом по развитию водного туризма, что обусловлена хорошими связями между двумя столицами и раскрученности водного туризма в Карелии.

Комфортность организации водных маршрутов в Карелии в послед годы повысилась благодаря развитию сельского туризма, который подключился к предоставлению мест размещения для туристов-водников.

Главными проблемами по развитию водного туризма в Карелии являются:

- нехватка плавсредств  для путешествия по Белому морю и круизов по Беломорско-Балтийскому каналу;

- недостаточная развитость средств размещения по основным водным маршрутам;

- преобладание самодеятельных  клубов туристов-водников над коммерческими фирмами, занимающимися водным туризмом, что не обеспечивает должное качество услуг. 
Глава 3. Разработка концептуальных предложений

 по активизации  водного туризма в Карелии.

3.1 Предложение  по развитию путешествий на  мало- и среднемерных судах.

Маломерное судно - это самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Информация о работе Перспективы развития водного туризма в Республике Карелия