Перспективы развития водного туризма в Республике Карелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 02:33, дипломная работа

Описание

Цель работы. Целью настоящей работы заключается в том, чтобы оценить перспективы развития различного вида водного туризма в Карелии и дать рекомендации по их активации.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты водного туризма;
Провести анализ потенциала водного туризма в Карелии и уровня его современного развития;
Разработать концептуальные предложения по развитию водного туризма в Карелии.

Работа состоит из  1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ2.doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

На реках с расходом воды выше 50 куб. м\сек прохождение перекатов и шивер, как правило, затруднения не вызывает. Зато пороги бывают, сложны, и опасны, в первую очередь из-за мощных неоднородностей потока – прямых и косых волов, «бочек» и пенных котлов за сливами, прижимов, суводей. Средний уклон таких рек меньше – 0,5-0,8 м\км. Семейным группам на таких реках следует пользоваться судами повышенной надежности, например катамаранами.

Пожалуй, наиболее интересен  сплав по рекам средней водности в большую воду. Здесь  неоднородности потока сочетаются с надводными и мелкосидящими камнями. Для этой группы рек величинам среднего уклона варьируется наиболее резко – от 0,4 м\км до 1,7 м\км.

Озера.

В Карелии находятся  крупнейшие озера Европы - Ладожское  и Онежское. Выделяются своими размерами  также Выгозеро (более 1000 кв.км), Топозеро, Сегозеро, Пяозеро, Водлозеро, Куйто, Самозеро. Всего здесь около 60000 озер общей площадью более 40000 кв.км. Озера площадью до 1 кв.км составляют 97,4% и занимают около 10000 кв.км.

По происхождению озера  Карелии можно разделить на сбросовые (наиболее глубокие - типа Топозера, Пяозера), ледниковые, котловины которых выпаханы ледником и подледниковыми потоками (озера средних и малых глубин), и запрудно - речные, появившиеся в результате преграждения речных долин ледниковыми наносами (Ондозеро, Гимольское).

Как и реки, все озера  Карелии относятся к бассейнам  Белого и Балтийского морей. Высота водораздела, который проходит от северной части Западно-Карельской возвышенности  к южной части Сегозера, между  озерами Онежским и Выгозером  и далее на юго-восток в сторону Пудожского района, составляет 150-200 м.

Все крупные, средние и  большинство малых (от 1 кв.км) озер - проточные или сточные, что благоприятно для жизни рыб и других живых  организмов. Около 31000 мелких озер, лесных ламбин площадью до 1 кв.км- временносточные. Они либо совсем безрыбные, либо населены измельчавшим окунем, плотвой, налимом. Проточные озера, соединенные реками, образуют сложную систему с естественным регулированием стока. Однако годовые колебания уровней большинства озер составляет в среднем 0,4-0,6 м.

Карельские озера имеют, как правило, развитую береговую  линию (Кереть, Выгозеро, Топозеро, Пяозеро). Берега в основном невысокие, каменисто-валунные, песчаные. Встречаются и скалистые, обрывистые, высотой в несколько  десятков метров. Многие, главным образом мелкие и средние, озера отличаются заболоченными берегами.

Характерная особенность  Карельских озер - большое количество островов на них (на Выгозере - более 500, Тикшеозере - около 350, Водлозере - до 200, Керети - более 140, Кончозере - более 100),

Средняя максимальная глубина озер 21,3 м, что в значительной мере объясняет широкое распространение  здесь холодолюбивых рыб - хариуса, форели, ряпушки, сига.

Донная поверхность  озер покрыта, как правило, илом, а  у берегов - продуктами их разрушения. Поскольку донные илы содержат до 90% минеральных частиц, а температура  на глубинах невысокая, процессы гниения  в илах невелики, что также благоприятно влияет на жизнь рыб.

Подавляющее большинство  средних и крупных озер имеет  прозрачность воды 6-8 м при голубовато-зеленом  цвете, что позволяет заниматься подводной съемкой.

Особенность глубоких озер Карелии - низкая температура в  придонных слоях, которая летом составляет +7-10С на глубине 15-27 м, а самые верхние слои прогреваются до +19-23С. В озерах глубиной до 12 м разделение температур не наблюдается и разница между придонными и поверхностными слоями составляет не более 3С, что объясняется ветровым и гравитационным перемешиванием вод. В июле- августе на малых и средних озерах, в мелководных заливах больших озер вода в поверхностных слоях нагревается до 24-25С, а в крупных озерах северной Карелии (Топозеро, Пяозеро)- до 18С. Резкое похолодание воды начинается обычно в конце август.

Крупнейшие  озёра Карелии

Ладожское озеро  собирает воды с обширного бассейна площадью в 276000 км2, куда входят бассейны рек Вуоксы, Свири с Онежским озером и Волхова с оз. Ильмень. Из озера  вытекает Нева, являющаяся короткой, но мощной рекой, соединяющей его с Балтийским морем. Превышение уровня Ладожского озера над уровнем Балтийского моря составляет в среднем 4,3 м. В период нагонов воды со стороны Финского залива, когда подъем уровня в устье Невы достигает 4 м, подпор распространяется почти до самого озера.

Уровень озера  в течение года колеблется в пределах 50-70 см. Многолетняя амплитуда колебания  уровня достигает 2,9 м. Наивысший уровень  отмечается в июне. На озере часто  наблюдается волнение; высота волны достигает 2 м и более.

Онежское озеро - второе по величине озеро Европы. По площади, равной 9900 км2, оно занимает четвёртое место среди больших  озер России. Максимальная глубина  его не превышает 120 м. Главнейшие притоки  Онежского озера - Шуя, Суна и Водла. Вытекает из него р. Свирь.

Другие крупные  озера района. Кроме Ладожского и  Онежского озер, на территории Карелии  находится ряд значительных по своим  размера водоемов; основные сведения о них приведены в табл.

Таблица. Главные  озера Карелии

 

Озеро

Площадь водной поверхности, км²

Наибольшая глубина, м

Функциональное использование

Ковдозеро

373

10

-

Пяозеро

755

46

Яхтинг Дайвинг

Топозеро

1120

56

Яхтинг Дайвинг

Верхнее Куйто

238

14

-

Среднее Куйто

256

34

Дайвинг

Нижнее Куйто

148

33

Дайвинг

Выгозеро

1200

24

Яхтинг Дайвинг

Сегозеро

754

97

Яхтинг Дайвинг

Водлозеро

439

-

Яхтинг


 

Большинство озер пригодны для яхтинга. А если глубина  озера составляет более 20 метров, то и для континентального дайвинга.

 

2.2 Развитие  водного туризма в Карелии  историческом аспекте.

Среди российских любителей  водного туризма Карелия широко известна  благодаря богатым водным ресурсам, предоставляющим широкие  возможности для сплавов по рекам, путешествий по чистейшим озерам, занятий рыболовным туризмом. Ход  исторического развития северо-западных территорий России зависел от наличия разветвленных водных путей и вместе с тем предопределил современное состояние единой развитой водной системы, связавшей все эти территории не только в единую сеть, но и с основными мировыми водными путями.

По югу Карелии проходит естественная водная магистраль, которая  состоит из крупнейших в Европе озер Ладожского и Онежского, соединенных  реками Свирь и Нева с Балтийским морем.

Ладожское озеро сформировалось вычленением из Балтийского моря в результате поднятия земель. Подтверждение тому - ладожская нерпа, ладожское стадо атлантической популяции лосося. Водораздел Белого и  Балтийского морей проходит северо-западнее Онеги. Скатывающиеся от него реки образовали водные пути, которые в сочетании с волоками  дополняли систему водных сообщений. В условиях дикой тайги она играла определяющую роль в географии переселения древних саамских, финно-угорских, славянских племенам, карел, а позднее новгородцев, достигших побережья Белого моря и освоивших арктические моря.

Водные пути соединяли  регион не только с Балтийским и  Белым морями, но и по рекам Ильмень, Мста, Волга, Волхов, Ловать - с южными Каспийским, Азовским, Черным, Средиземным  морями. Начиная с 11-12  веков, они  были предметом ожесточенного противоборства Швеции и  России в стратегической борьбе за господство над торговыми морскими путями на севере Европы.

Окончательная точка  в этом споре была поставлена Петром Первым, впитавшим культуру поморского судостроения, голландской и английской школы и создавшим 300 лет назад Российский морской флот. Его  победоносное движение происходило по Осударевой дороге – старые водным и волоковым путям - от Архангельска и побережья Белого моря в Онегу, Ладогу, Балтику. На этом пути в 1703 году он заложил города Петрозаводск и Санкт-Петербург.

В ходе тысячелетий вдоль  водных маршрутов шло формирование очагов  культуры, становление городов, водные пути служили аккумуляторами историко-культурного потенциала Русского Севера. На берегах водоемов сохранилась  и развилась исторически сложившаяся сеть уникальных   памятников культуры от наскальных рисунков 5-тысячелетней давности  до современных произведений искусства, созданы исторические города и поселения с традиционным укладом жизни коренных народов: Ладога, Кемь, Корела, Сердоболь, Ухта, Варзуга, Кузаранда. Основаны Валаамский, Соловецкий, Кийский, Кожеозерский монастыри. Формируется своеобразная культура северного деревянного зодчества, венцом которой стали Кижский архитектурный ансамбль, архитектурные комплексы города-музея Кемь. Наличие природных водных путей еще не создавало возможности   беспрепятственных межбассейновых соединений. Со строительством в 18  в. Вышневолоцкой водной системы, в 1810 г. – Мариинской и в 1811 г.  - Тихвинской систем, а в 1933 году - Беломорско-Балтийского канала, была сформирована единая транспортная сеть водных путей Балтийского и Беломорского бассейнов. Появилась возможность сквозного прохода морских судов между Балтийским и Белым морями. После открытия  Волго-Балтийского водного пути северо-запад России был связан водными путями с Черным, Азовским и Каспийским морями. Сегодня Петрозаводск – порт пяти морей. Расцвет активного туризма в советское время пришелся на 60-80-е годы. По данным Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1988 г. на всех туристских маршрутах в бывшем СССР путешествовало свыше 40 млн. (!) туристов. В том числе в самодеятельных походах ежегодно участвовало около 20 млн. туристов, в спортивных походах - около 200 тыс. туристов. В то время действовала хорошо отлаженная система организации и проведения походов с активными способами  передвижения на различных базах отдыха.

В последние годы из-за отсутствия централизованного финансирования турбазы были вынуждены перейти  на самоокупаемость, а с открытием  российских границ бывшие любители внутреннего туризма  отправились интенсивно осваивать зарубежные маршруты. Наступил спад спроса на активный туризм внутри страны. Почти полностью разрушилась мощная система планового туризма, закрылись многие турбазы, прекратило свое существование большинство организованных маршрутов, руководители регионов перестали оказывать поддержку этому направлению туризма.

Но после серьезного спада начала 90-х годов рынок  активного туризма формируется  заново. Так происходило и Карелии. Культурное   своеобразие  Карелии,  отличает ее от других территорий России. По природным условиям и плотности населения можно условно разделить на южную и северную с границей, проходящей по северным берегам Сегозера и Выгозера и устью реки Сумы (поселок Сумский Посад). Южная Карелия покрыта преимущественно еловыми и березовыми лесами, тогда как в северной преобладают сосновые.

Кораблестроение, торговые и пассажирские, морские и речные перевозки, морские промыслы, лов  рыбы - традиционные и наиболее значимые отрасли экономики региона.

Высокий уровень развития экономики североевропейских стран  и высокий жизненный уровень  населения, прибрежное положение и  тяготение к морским видам  транспорта, развитая сеть хорошо  оборудованных  портов, наличие у населения большого количества яхт, а  также близость их к России, предопределяют интерес западных туристов к совершению кольцевых водных маршрутов вокруг Скандинавии на собственных судах. Что обеспечивает обширный спрос на данный вид туруслуг.

Однако долгое время  Беломорско-Балтийский водный путь оставался закрытым для прохода иностранных судов. Спрос частично удовлетворялся организацией круизов на российских теплоходах.

 Вследствие гипертрофированной  централизации финансовых и   информационных ресурсов России  круизы формируются в Москве и Санкт-Петербурге, теплоходы, принадлежащие столичным туроператорам, проходят транзитом, не принося Карелии доходов от ее посещения за исключением малой доли, идущей на оплату входной платы на острова Кижи и Валаам. Поэтому Карелия более других регионов проявила заинтересованность и активность в открытии водных путей  северо-запада России для иностранных судов, а Петрозаводск стал  родиной первого в российской истории морского фестиваля деревянных  парусных судов «Голубое Онего 94». Карелия добилась исключительного разового разрешения на проход в порт Петрозаводска четырех иностранных судов из Англии и Норвегии.

По итогам Фестиваля  Председатель Правительства Республики Карелия выступил с инициативой  открытия водных путей для международного морского туризма.  После обращений Председателя Правительства Республики Карелии и Губернатора Санкт-Петербурга в адрес Президента России В.В. Путина об упрощении процедуры прохода в 2000 году вопросы развития  международного водного туризма получили развитие проведением второго фестиваля «Голубое Онего 2000» и Онежской парусной Регаты, первой  Кижской Регаты. Вместе с российскими судами в них приняли участие яхты из Англии, Голландии, Канады, США, Норвегии, Германии.

В рамках ассоциации экономического  взаимодействия «Северо-Запад» Госкомспорттуризмом Карелии  подготовлена программа развития водного туризма на Северо-западе России.

Развитие водного морского туризма на Севере Европы – сфера  интересов всех северо-западных российских регионов, стран Скандинавии и  Балтии. Реализация этого крупного международного и межрегионального проекта – путь к развитию отношений добрососедства, взаимообогащении культур, социально-экономическому развитию северных и арктических регионов Европы.

В 2003 году Санкт-Петербург  и Петрозаводск отмечают 300-летие со дня основания этих городов Петром Первым. Одним из праздничных мероприятий, которое объединит программы юбилейных торжеств двух северных столиц, станет проведение морских фестивалей в Санкт-Петербурге и Петрозаводске и совместное участие в организации проходов иностранных яхт по внутренним водным путям северо-западе России.

Дальнейшее упрощение  процедур прохода иностранных судов  и оформления соответствующих документов явится темой межрегионального сотрудничества в сфере развития водного туризма.

Но не только для того туризма создан великий край Карелия. Здесь существует множество интересных мест, которые было бы интересно  посетить человеку, занимающегося активным водным туризмом.

 

2.2.1. Современное состояние водного туризма в Карелии.

Основной целью развития туризма в республике является формирование современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристского  комплекса, обеспечивающего широкие  возможности для удовлетворения потребностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

В последние годы туристская отрасль успешно развивается, при  этом происходит как опережающий  рост количественных показателей, так  и увеличение вклада отрасли в  экономику республики.

Реализация различных  мероприятий позволила успешно решать поставленную перед отраслью главную задачу - повысить вклад туризма в экономику республики, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в республиканский бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Карелии.

Информация о работе Перспективы развития водного туризма в Республике Карелия