Питание и туризм: разработка туров для гурманов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:44, дипломная работа

Описание

Целью работы является изучить проблемы индустрии питания в туризме, ознакомиться с принципами разработки туров для гурманов и предложить собственные разработки в данной сфере, а именно разработка аналогичного тура в Казахстане.
Для достижения цели в ходе написания дипломной работы будут решены следующие задачи:
изучить влияние географических условий на систему питания;
проанализировать типологию стран по рациону питания;
рассмотреть состояние индустрии питания в туристской отрасли;
выявить возможности организации туров для гурманов в Казахстане;
разработать туристский пакет тура для гурманов «Дастархан тур».

Содержание

Введение
Влияние природных и культурно-исторических условий на питание населения
Типология стран по рациону питания
Индустрия питания в туризме
Классификация предприятий питания в индустрии туризма
Требования к туристским предприятиям питания
Специальные формы обслуживания
Организация питания туристов во время путешествий на транспорте
Традиции питания разных народов как основа разработки туров для гурманов
Особенности национальных блюд и история их происхождения
Маршруты туров для гурманов разных стран
Возможности организации туров для гурманов в казахстане
Особенности казахского национального застолья
Разработка тура для гурманов «Дастархан-Тур»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Гастротуризм2.doc

— 934.50 Кб (Скачать документ)

Казахский национальный университет


им. АЛЬ-ФАРАБИ

Географический факультет

Кафедра туризма

Дипломная работа

Питание и туризм: разработка туров для гурманов

Исполнитель:

студентка 5 курса А. Жамиева

Научный руководитель

ст. преподаватель А.К. Уварова

Нормоконтролер И.В. Ляпунова

Допущена к защите зав. кафедрой С.Р. Ердавлетов

 

 

 

 

Алматы 2007

 

Реферат

Дипломная работа «Питание и туризм. Разработка туров для гурманов» изложена на 77 страницах машинописного текста. Состоит из введения, 4-х глав, заключения и 40 использованных источников. В работе использованы диаграммы, графики, фотографии, карта-схема.


Перечень ключевых слов: питание, туризм, рациональное питание, традиции и обычаи питания, туры для гурманов, кулинарные и гастрономические пристрастия, предприятия питания туристской индустрии, ресторан, шведский стол, кейтеринг.

В работе затронуты вопросы индустрии питания в мире. Взаимосвязь питания и туризма, требования, предъявляемые к предприятиям питания в туристской индустрии, состояние дел на мировом рынке туров для гурманов.

Целью дипломной работы является изучение принципов организации туров и на этой основе разработать свой тур пакет для тура для гурманов в республике Казахстан. Задачами являются изучение влияния географических условий на систему питания разных народов, типологии стран по рациону питания, особенностей организации и функционирования предприятий питания в туристской индустрии, анализ состояния и тенденций кулинарного туризма в мире, маршрутов, предлагаемых туристскими фирмами, а также изучение предпосылок развития туров для гурманов в Казахстане и разработка собственного туристского пакета.

Методы исследования: литературный, аналитический, статистический. При подготовке работы были использованы различные компьютерные программы и соответствующая оргтехника.

Дипломная работа может быть использована на практике руководителями и менеджерами туристских фирм, при подготовке и организации туров для гурманов.

 

 

Содержание

Введение


  1. Влияние природных и культурно-исторических условий на питание населения
    1. Типология стран по рациону питания
  1. Индустрия питания в туризме
    1. Классификация предприятий питания в индустрии туризма
    2. Требования к туристским предприятиям питания
      1. Специальные формы обслуживания
      2. Организация питания туристов во время путешествий на транспорте
  1. Традиции питания разных народов как основа разработки туров для гурманов
    1. Особенности национальных блюд и история их происхождения
    2. Маршруты туров для гурманов разных стран
  2. Возможности организации туров для гурманов в казахстане
    1. Особенности казахского национального застолья
    2. Разработка тура для гурманов «Дастархан-Тур»

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Национальная кухня – это один из важных факторов привлечения иностранных туристов в страну. Это и понятно, ведь в кулинарном искусстве прочно сохраняются национальные особенности и традиции народа, которые всегда интересны представителю иной страны. Туристы, приехавшие в Казахстан, безусловно, желают отведать традиционные местные блюда. Поэтому одним из важнейших аспектов развития туристского сервиса в республике является ознакомление туристов с особенностями традиционного питания казахского народа и развитие сферы обслуживания в этом направлении.

Внимание к данному вопросу не случайно. В ноябре 2000 года на Кипре состоялась первая международная конференция на тему «Местное питание и туризм», организатором которой выступила Туристская Организация Кипра при поддержке и сотрудничестве с Всемирной Туристской Организацией. Основными целями данной конференции было ознакомление с устоями и традициями местного питания и кулинарной практики в туристском развитии, определение ценностей питания местных культур и воздействие на качество туристского продукта. Кроме того, уже несколько лет на кафедре туризма проводится спецсеминар «Гастрономия народов мира», разработанный научным руководителем данной дипломной работы, на котором особое внимание уделяется историко-этнографическим корням национальной кухни, ее особенностям и современным тенденциям развития в контексте развития туризма /1/.

Целью работы является изучить проблемы индустрии питания в туризме, ознакомиться с принципами разработки туров для гурманов и предложить собственные разработки в данной сфере, а именно разработка аналогичного тура в Казахстане.

Для достижения цели в ходе написания дипломной работы будут решены следующие задачи:

  • изучить влияние географических условий на систему питания;
  • проанализировать типологию стран по рациону питания;
  • рассмотреть состояние индустрии питания в туристской отрасли;
  • выявить возможности организации туров для гурманов в Казахстане;
  • разработать туристский пакет тура для гурманов «Дастархан тур».

Кулинарное наследие составляет часть туристского опыта. Кроме того, существует путь более углубленного изучения традиционной кухни в понимании и интерпретации социальных, культурных, коммерческих, технологических, экономических и оздоровительных контекстах. Также следует отметить, что аспект питания в туризме имеет выраженный этногеографический подход, поскольку пища интересует туриста не столько с точки зрения технологии ее приготовления, а как явление бытовой культуры, развивающейся в определенных географических условиях. Национальная кухня находится в тесной взаимосвязи с другими аспектами жизни, которые отражают взаимоотношения людей в обществе, нормы и формы поведения, традиционные для данной нации. Поэтому в настоящее время возникает необходимость исследования влияния системы местного питания и кулинарных традиций на развитие туризма.

Данная тема действительно является актуальной имеет несомненную новизну, так как ранее в нашей стране и странах СНГ подобных исследований в рамках индустрии туризма практически не проводилось. Информация касательно туров для гурманов в большинстве своем носила и до сих пор носит рекламный характер или же практически отсутствует, что во многом осложняет освещение этой темы с научной точки зрения и в настоящее время.

Раскрытие данной темы стало возможным благодаря детальному анализу собранной информации из литературных источников, в том числе зарубежных авторов на языке носителей, обзора деятельности туристских фирм, работающих в данном сегменте рынка, изучения туров для гурманов, предлагаемых ими.

Тематика работы затрагивает вопросы питания и туризма, фокусируясь на полезных, медицинских, внутренних, социальных, исторических свойствах питания. В ней также освещены вопросы питания в туристской индустрии, затрагивая при этом историю, современное состояние и новые тенденции организации питания туристов и разработку кулинарно-гастрономических туров. Она рассматривает не единичную степень влияния местного питания на развитие туризма, но также затрагивает влияние туризма на развитие и потребление пищи. В работе аргументировано объясняются причины, по которым питание может лечь в основу разработки туристских маршрутов, которые могут носить характер гастрономических или кулинарных туров.

За рубежом, где индустрия гостеприимства является мощной отраслью экономики, приносящей огромные доходы в казну государства, она тесно взаимодействует индустрией питание, которая обеспечивает ее бесперебойное функционирование.

В эру экономической глобализации и мобильности, туризм является быстро растущей индустрией в мире. Поддержка существующего строя является объективным доказательством национальной туристской политики. В развитии туризма существенную роль занимает система местного питания. Производимые продукты питания отвечают требованиям здравоохранения, несмотря на трудности в распределении ресурсов и охраны окружающей среды, определяя равномерное развитие.

Существует путь более углубленного изучения традиционной кухни в понимании и интерпретации социальных, культурных, коммерческих, технологических, экономических и оздоровительных контекстах. Поэтому возникает надобность исследований влияния туризма на систему местного питания, кулинарных традиций и общественных отношений. В наше время потребитель высоко заботится о своём питании. Новые исследования показывают, что пища богатая волокном, свежими фруктами, овощами, оливковым маслом и рыбой снижает риск заболеваемостью раком, и сердечной недостаточностью, способствует долголетию и улучшает жизненное состояние.

Защита характеристик и культурной идентичности системы местного питания и соответственно развитие необходимой инфраструктуры, которая позволит работать продуктивно с выгодой – является ответственностью любого, кто работает в секторе планирования развития и продвижения продукции сегодняшнего туризма.

 

 

 

1. Влияние природных и культурно-исторических условий на питание населения

 

Испокон веков страны имеющие различия в природно-климатических условиях имели, и различия и в традициях вкушения пищи, что имеет свое рациональное объяснение – продукты, имеющиеся в наличии в тропиках совершенно недоступны в арктической зоне и наоборот /2/.

Пища-основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. При нынешнем уровне социализации, т.е. вовлеченности каждого человека в общественную жизнь, современный индивидуум пытается быть в курсе всего происходящего, и даже в вопросах сугубо приватных как питание старается ориентироваться на сложившиеся тенденции и процессы. Вопросы питания в туриндустрии стало занимать и затрагивать сегодня все большее количество людей, поскольку популярность и динамика развития туризма растет быстрыми темпами.

Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться». «Уметь питаться» ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду. Так что кухня-дело очень серьезное и требует к себе уважительного отношения /4/.

Кроме обычной и неотъемлемой потребности, питание в туризме рассматривается и как важный элемент развлечения и познания местной культуры. Национальная кухня являет собой важный элемент культуры народа, несет четкие отличительные черты, представляет элемент познания и способ получения удовольствия.

Для того чтобы объективно взглянуть на проблемы питания в рамках туризма, необходимо рассмотреть существующие на сегодняшний день тенденции питания, влияние природных, социально-экономических, культурных, идеологических и других факторов на формы и виды питания разных народов.

Современная политическая карта мира представляет собой пеструю смесь из множества стран, с проживающими в них многочисленными народностями и нациями, каждая из которых уникальна по своим культурно-историческим, социально-экономическими, религиозно-философскими характеристиками. А если попытаться карту под названием «Национальные кухни народов мира», то она наверняка будет в сто раз ярче и красочней, поскольку кухня каждого народа настолько неповторима и уникальна в своем роде, что каждая требует отдельного изучения и своеобразного подхода /2/.

Для того чтобы определить, какая страна наиболее перспективна и притягательна для развития в ней кулинарного или гастроно6мического туризма, необходимо изучить природные, социально-экономические, культурные факторы или условия, влияющие на традиции питания. Питание и туризм, казалось бы, два этих понятия достаточно далеки друг от друга, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны между собой населения и определяющие самобытность национальной кухни этого народа.

Рассматривая систему питания разных народов по территориальным признакам, а именно учитывая природные условия тех или иных стран, можно выявить следующую картину на мировой арене питания.

Если рассматривать регионы, определяя тип и систему питания согласно географическому положению на планете, то можно выделить следующие типы стран /5/:

  • страны с континентальным типом питания;
  • страны, питающиеся дарами моря;
  • страны «вегетарианцы»;
  • страны «мясоеды»;
  • страны, где определяющим фактором типа питания населения служат, взращиваемые в них сельскохозяйственные культуры;
  • определение системы питания, учитывая религию и верования народов в них проживающих;
  • определение системы питания населения при помощи учета характера оседлости населения (система питания кочевников и оседлых народов);
  • определение системы питания по степени урбанизации населения.

Приведенная выше классификация является лишь условной и не исключает включения в нее возможных вариантов определения системы питания и по другим параметрам, учитывая при этом многочисленные хозяйственные, культурные, идеологические и др. особенности различных наций и народностей, населяющих земной шар.

Страны с континентальным типом питания: это те страны, которые не имеют выхода к морям и океанам, и население которых питается в основном животными и выращиваемыми на территории данной страны растительностью. Но нельзя утверждать, что население таковых стран совершенно не употребляет в пищу дары моря, при современном уровне развития транспортировки и хранения пищевых продуктов это было бы абсурдным заявлением, к тому же если в стране развита густая гидрографическая сеть, то думается, на столе у людей частенько появляются форель и другая рыбка. К таким странам можно отнести Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Чехию, Австрию, Венгрию, Швейцарию, Нигер, Чад, Судан, Боливию, Парагвай и многих других. Рацион питания населения этих стран нельзя назвать идентичными, поскольку единственное, что их объединяет это то, что все они не имеют выхода к морю, а природные условия в них отличаются в соответствие с географической зональностью, рельефом территории и сложившимися культурно-историческими особенностями.

Информация о работе Питание и туризм: разработка туров для гурманов