Планирование туризма на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Планирование туризма на региональном уровне.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

                                     Введение: 

Современная индустрия туризма является одной  из наиболее динамично развивающихся  сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма  возникают, развиваются и актуализируются  проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности  этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности  наиболее полного удовлетворения растущего  спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость  использования системного подхода  в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Под планированием  развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся  в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными  целями и задачами, определяющими  будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой  является туризм, а также методов  и средств его достижения в  условиях ресурсных ограничений.

Механизм  планирования включает в себя:

• принципы планирования;

• определение приоритетных целей;

• обеспечение взаимосвязи между показателями;

• учет факторов и конъюнктуры развития рынка;

• анализ проблем;

• выбор оптимального варианта развития;

• контроль за осуществлением планов. 

                                    Этапы процесса планирования: 

Первым  этапом является анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание информации о компонентах, имеющих наиболее существенное значение для развития туризма в регионе; составление прогнозов развития туризма; оценка реального положения); формулировка проблемы;

После анализа происходит планирование целей (результатов) иногда этот этап предшествует анализу среды;

Третьим этапом являются, планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;

Четвертый этап - принятие решений (выбор оптимального варианта развития (стратегий) и его проработка;

После принятия решений происходит планирование реализации (готовятся среднесрочные и далее годичные и оперативные планы и программы);

Шестой  этап - контроль за осуществлением планов (сравнение теоретических данных с фактическими, анализ и последующее использование в планировании и управлении – выработка рекомендаций по корректировке плана для достижения его окончательных целей).

Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. Заметим, что, так как туризм является составной частью социально-экономической  системы региона, то планы развития туризма должны разрабатываться  в контексте социально-экономического развития региона.

Туристское  планирование осуществляется на международном, национальном, региональном, местном  уровнях.

На международном  уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и потоки туристов по разным странам, международные маркетинговые стратегии  и рекламные кампании. В качестве субъектов планирования выступают  такие организации, как Всемирная  туристская организация, Международная  организация гражданской авиации, Международная ассоциация воздушного транспорта и др.

На национальном уровне сущность планирования выражается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также в выработке национальной туристской политики, планов и программ по достижению желаемого состояния  развития туризма, а также формированию инвестиционной политики, туристского  законодательства, общей маркетинговой  стратегии и рекламной кампании, разработке стратегических и тактических  методов реализации туристской политики государства. 
 

Сущность  регионального туристического планирования: 

Сущность  регионального туристского планирования находит свое отражение в разработке региональной политики, программ и  планов развития туризма с учетом специфических условий конкретного  региона. Под туристским регионом в  данном контексте понимается отдельная  территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и  историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой  и воспринимаемая в виде целостного объекта.

Местный уровень планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон  отдыха, парков, транспортных систем и  иных элементов инфраструктуры туризма. Планирование осуществляется на уровне туристского центра, туристского  курорта и туристских аттракторов.

Планирование  на уровне участка - это очень детальное  планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной  архитектуры и организации инфраструктуры, используемых в туризме.

Все виды планирования могут быть систематизированы  по таким основным классификационным  признакам, как уровень управления, характер планирования, степень охвата, длительность временного интервала, цель достижения.

По степени  охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее  и частичное.

По длительности временного интервала - на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Долгосрочное  планирование в основном характерно для крупных турпредприятий (туристских комплексов, системы туризма в  целом) и насыщенного рынка. Долгосрочные планы определяют общую стратегию  предприятия. Они содержат главные  стратегические цели на перспективу, сроком от трех до пяти лет и более.

Выделяют  следующие этапы долгосрочного  планирования:

• формирование предпосылок;

• постановка проблем, формулирование целей;

• разработка новых стратегий «продукт - рынок».

Долгосрочные  планы включают в себя среднесрочные  и краткосрочные планы.

Среднесрочное планирование рассчитано на срок от двух до трех лет. В рамках среднесрочного плана конкретизируются прогнозируемые на перспективу показатели. Выявляются расхождения с прогнозами. Среднесрочный  план предполагает детализацию разделов и показателей (план эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства; план по труду; план маркетинга; финансовый; план ресурсного обеспечения; план доходов  и прибыли и т.п.).

Краткосрочное планирование охватывает период до одного года. Краткосрочные планы реализуются  через составление календарных  программ при контроле за их исполнением.

По целям  достижения можно выделить следующие  виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Задачей стратегического планирования является разработка возможных целей и  стратегий развития туризма (задач, программ и ситуационных планов, инвестиционных, которые в свою очередь зависят  от выбора стратегических решений) и  определении необходимых для  достижения ресурсов, формировании политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. 

Особенности стратегического  планирования развития туризма и его  место в системе  регионального управления 
 

Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации  и распределения ресурсов.

Стержнем  любого плана развития туризма в  регионе является его базовая  стратегия.

Наиболее  распространенными типами базовых  стратегий являются:

•  стратегия роста;

• стратегия стабилизации или ограниченного роста;

• стратегия выживания.

Стратегия роста применяется в случае динамично  развивающейся отрасли. Разработка такой стратегии осуществляется путем систематического значительного  повышения краткосрочных и долгосрочных показателей целей.

Стратегия стабилизации традиционно используется в зрелых отраслях. При этом характерным  является установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом изменений  окружающей среды. Это наименее рискованный  способ действия.

Стратегия выживания - оборонительная стратегия. При этом уровень целей устанавливается  ниже достигнутого.

Выбор того или иного стратегического  подхода в качестве базового зависит  от результатов, полученных на стадиях  стратегического анализа и целеполагания.

Стратегическое  планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с pecypcaми, которые будут использованы для  их достижения. Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано  в будущее.

Субъектом стратегического планирования развития туризма являются государственные, региональные и муниципальные органы управления туризмом, а также руководящие  структуры предприятий туризма. Объектом стратегического планирования выступают вся инфраструктура туризма, а также социально-экономические  процессы, протекающие в системе  туризма.

Стратегическое  планирование в туризме базируется, с одной стороны, на целях и  задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой стороны - на прогнозах по различным направлениям туристской деятельности, а также  различным областям общественного  развития (экономика, наука, техника  и технология, демография, экология и т.д.).

Стратегическое  планирование развития туризма в регионе - это процесс моделирования эффективной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства на определенный период функционирования с установлением целей развития туризма в регионе и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствий с ресурсными возможностями региона.

Стратегическому планированию присущи степень неопределенности, временная ориентация процесса планирования и определенный горизонт планирования.

В зависимости  от временной ориентации планирования, Р. Акофф выделяет четыре типа планирования: реактивное (учитывающее только прошлый  опыт), инактивное («осторожное» планирование, приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (ориентированное только на будущие изменения, при этом слабо  используется прошлый опыт) и интерактивное(ориентированное  на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем).

С точки  зрения горизонта планирования или  периода времени стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Долгосрочное  стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин и, прежде всего тем, что за этот период происходят, как правило, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения  вкусов и предпочтений потребителей в сторону новых видов продуктов  и услуг и т.п.

Среднесрочное планирование осуществляется на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные  в процессе долгосрочного стратегического  планирования, как бы получают свое экономическое обоснование и  уточнение с учетом тенденций  развития хозяйственной ситуации.

На основе стратегических среднесрочных планов может производиться краткосрочное  планирование. Его конкретным выражением могут быть планы развития отрасли  с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность  состоит в том, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго  и третьего - каждые полгода или  ежегодно.

Информация о работе Планирование туризма на региональном уровне