Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:24, реферат
Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.
В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:
• удовлетворение потребностей туристов;
•создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
• создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных компаний, гостиничных компаний и т.д.;
• обеспечение развития отдельных видов туризма (социального, яхтенного, лечебно-оздоровительного и т.д.);
• повышение привлекательности региона;
• другие.
В процессе
разработки стратегического плана
выполняются следующие
• анализ (диагностика состояния региона (дестинации), изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);
• целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);
• планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).
На всех этапах планирования необходим сбор селективной информации, формирование банков данных, что позволяет выделить общий массив данных и таким образом формировать альтернативы развития туризма в регионе.
Итогом стратегического планирования и главным инструментом стратегического управления являются документы стратегического характера: концепции, планы, программы.
Концепция – генеральный замысел (система взглядов), определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.
План – модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний.
Программа – совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.
Осуществление
эффективного стратегического планирования
предполагает создание системы стратегического
планирования, включающей совокупность
основных элементов, таких как: процесс
планирования, система планов, процесс
управления планированием, а также
обеспечивающих элементов: подсистемы
принятия стратегических решений, организационного
и информационного обеспечения,
интегрированных в
Важнейшими
нормативно-правовыми
Эффективному
планированию и управлению туризмом
будет способствовать хорошо разработанная
система туристского
Региональный туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей, с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.
Главная
цель регионального туристского
мониторинга состоит в
Субъектом мониторинга является региональный туристский рынок, а объектом - динамика конъюнктуры туристского рынка, происходящие качественные и структурные преобразования в сфере туризма, прямые и косвенные доходы от туризма.
Туристский мониторинг как структурный элемент стратегического планирования развития туризма в регионе должен выполнять следующие основные задачи:
• наблюдение за ходом процессов, протекающих в сфере туризма;
• характеристика и оценка наблюдаемых изменений;
• анализ причин, вызывающих тот или иной характер их протекания;
• прогноз развития социально-экономической ситуации;
• разработка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и активное развитие позитивных тенденций.
К мониторингу развития туризма предъявляется ряд требований:
• Достоверность (объективность) мониторинга
• Оперативность
• Систематичность
• Комплексность
• Независимость и объективность
Для наиболее полного отражения сущности социально-экономических процессов, происходящих в сфере туризма, необходимо объединить как их количественные, так и качественные характеристики.
С этой
целью, исходя из особенностей объекта
наблюдения, в организацию мониторинга
закладываются следующие
• тождественности
• системности
• репрезентативности
• экономичности
• максимальной информативности результатов оценки развития туризма в регионе с позиции принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях государственного управления.
• сочетания общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем в сфере туризма.
Исходя
из принципов организации
• комплексность показателя;
• функциональность показателя;
• значимость показателя для оценки социально-экономического развития республики;
• прозрачность и простота расчета;
• по возможности единая форма измерения.
Определение
и оптимизация перечня
Планирование
воспроизводства
и развития элементов
структуры туризма
в регионе
Перед гостиничным хозяйством стоит целый комплекс задач по воспроизводству гостиничного хозяйства.
Воспроизводственные
процессы в туризме можно представить
в виде двух крупных блоков: воспроизводство
материально-вещественной составляющей
(объектов размещения, питания, культурно-исторических
объектов, баз отдыха, пансионатов,
туристского оборудования, рекреационной
среды с наличием в ней водных,
лесных, рельефных особенностей и
т. д.) и воспроизводство
Отдельную группу составляет воспроизводство человеческого фактора, оказывающего непосредственное влияние на воспроизводство выше указанных блоков
Обслуживающая туристов материально-техническая база и материально-вещественные аттракторы, т. е. объекты привлекательности (музеи, памятники культуры, зрелищные мероприятия и т. п.) подвергаются физическому, экономическому и моральному износу.
Под физическим износом основных фондов понимают материальное снашивание элементов основных фондов, постепенную утрату ими потребительской стоимости в результате их использования в процессе труда и под влиянием естественных сил природы.
Моральный износ основных фондов – это старение отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса.
Экономический износ основных фондов – обесценивание отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса. При этом моральный и экономический износы наступают чаще всего быстрее физического. Однако по-прежнему воспроизводственные циклы в туризме в сфере материального воспроизводства устанавливаются исходя из полезного срока службы элементов (физического износа) материально-вещественной составляющей. Такой подход не совсем корректен, так как он не учитывает целый ряд факторов, имеющих большое значение для развития туризма, а именно: изменение интеллектуального уровня туристов, и, следовательно, их потребностей; моды и вкусов в мировой индустрии туризма и т. д. В связи с быстрым развитием туризма учет этих факторов становится как никогда актуальным.
Исходя
из общепринятой классификации воспроизводства
на простое (возобновление в тех
же размерах) и расширенное (возобновление
во все увеличивающихся размерах,
с улучшенными качественными
параметрами), отметим, что перспективное
развитие туризма в условиях конкуренции
в регионе должно базироваться исключительно
на расширенном воспроизводстве
как ориентире повышения
Процесс
воспроизводства является достаточно
сложным и нуждается в
Инновационный
процесс в туристской
деятельности региона:
В системе воспроизводственного процесса нововведения улучшают качественные и количественные характеристики каждого элемента системы туризма.
К инновациям в туризме следует относить прежде всего те новшества, которые приводят к:
• восстановлению и развитию духовных и физических сил туриста;
• качественно новым изменениям свойств аттракторов;
• повышению эффективности функционирования инфраструктуры туризма;
• повышению эффективности управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе;
• повышению эффективности процессов формирования, предоставления и потребления туристских услуг;
• прогрессивным изменениям факторов производства (например, уменьшение времени в пути за счет внедрения новых более быстрых видов транспорта, улучшение условий труда работников туриндустрии, внедрение новых прогрессивных методов (механизмов) преобразования факторов производства в услуги и т.д.);
• повышению имиджа и конкурентоспособности предприятий туриндустрии;
• стабилизации и улучшению качества используемой в туризме физико-географической среды.
Инновации (нововведения) в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.
Инновационный
процесс в туризме достаточно
специфичен. Он получает, как правило,
свое признание, с одной стороны,
через туристский рынок и степень
удовлетворенности туриста, а с
другой стороны, в основном благодаря
принятию совместных решений туристскими
предприятиями, органами управления туризмом
в регионе, органами местного самоуправления
и общественными организациями,
деятельность которых связана с
туризмом, инвесторами, финансовыми
учреждениями, предпринимателями, поставщиками,
подрядчиками и т. д., а также благодаря
оценке туризма местным населением.
Комплексность и
К основным принципам инноваций в туризме можно отнести следующие:
Информация о работе Планирование туризма на региональном уровне