Планирование туризма на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Планирование туризма на региональном уровне.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:

• удовлетворение потребностей туристов;

•создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,

• создание благоприятных условий для кооперации туристских, банковских структур, транспортных компаний, гостиничных компаний и т.д.;

• обеспечение развития отдельных видов туризма (социального, яхтенного, лечебно-оздоровительного и т.д.);

• повышение привлекательности региона;

• другие.

В процессе разработки стратегического плана  выполняются следующие содержательные этапы:

• анализ (диагностика состояния региона (дестинации), изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);

• целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);

• планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

На всех этапах планирования необходим сбор селективной информации, формирование банков данных, что позволяет выделить общий массив данных и таким образом  формировать альтернативы развития туризма в регионе.

Итогом  стратегического планирования и  главным инструментом стратегического  управления являются документы стратегического  характера: концепции, планы, программы.

Концепция – генеральный замысел (система  взглядов), определяющий стратегию  действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.

План  – модель намечаемого будущего состояния  экономической системы в целом, хозяйства страны, регионов, отраслей, предприятий, компаний.

Программа – совокупность взаимоувязанных  мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.

Осуществление эффективного стратегического планирования предполагает создание системы стратегического  планирования, включающей совокупность основных элементов, таких как: процесс  планирования, система планов, процесс  управления планированием, а также  обеспечивающих элементов: подсистемы принятия стратегических решений, организационного и информационного обеспечения, интегрированных в упорядоченной  структуре.

Важнейшими  нормативно-правовыми документами, определяющими основы планирования развития туризма, являются принятый 20.07.1995 №115-ФЗ Федеральный закон «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-ФЗ (с изменениями), в соответствии с  которыми формируется система планирования и прогнозирования на всех этапах управления.

Эффективному  планированию и управлению туризмом будет способствовать хорошо разработанная  система туристского мониторинга.

Региональный  туристский мониторинг - это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии в регионе, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы  показателей, с целью эффективного управления ими и возможности  прогнозирования их динамики.

Главная цель регионального туристского  мониторинга состоит в обеспечении  региональных органов управления полной, своевременной и достоверной  информацией о процессах, протекающих  в сфере туризма, о складывающейся социальной ситуации в связи с  развитием туризма.

Субъектом мониторинга является региональный туристский рынок, а объектом - динамика конъюнктуры туристского рынка, происходящие качественные и структурные  преобразования в сфере туризма, прямые и косвенные доходы от туризма.

Туристский  мониторинг как структурный элемент  стратегического планирования развития туризма в регионе должен выполнять  следующие основные задачи:

• наблюдение за ходом процессов, протекающих в сфере туризма;

• характеристика и оценка наблюдаемых изменений;

• анализ причин, вызывающих тот или иной характер их протекания;

• прогноз развития социально-экономической ситуации;

• разработка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и активное развитие позитивных тенденций.

К мониторингу  развития туризма предъявляется  ряд требований:

• Достоверность (объективность) мониторинга

• Оперативность

• Систематичность

• Комплексность

• Независимость и объективность

Для наиболее полного отражения сущности социально-экономических  процессов, происходящих в сфере  туризма, необходимо объединить как  их количественные, так и качественные характеристики.

С этой целью, исходя из особенностей объекта  наблюдения, в организацию мониторинга  закладываются следующие принципы:

• тождественности

• системности

• репрезентативности

• экономичности

• максимальной информативности результатов оценки развития туризма в регионе с позиции принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях государственного управления.

• сочетания общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем в сфере туризма.

Исходя  из принципов организации мониторинга  и требований, определяется система  мониторинговых показателей (индикаторов) развития туризма в регионе. При  их отборе внимание уделяется соответствию показателей таким требованиям, как:

• комплексность показателя;

• функциональность показателя;

• значимость показателя для оценки социально-экономического развития республики;

• прозрачность и простота расчета;

• по возможности единая форма измерения.

Определение и оптимизация перечня мониторинговых показателей осуществляется на основе их экспертной оценки. 
 

Планирование  воспроизводства  и развития элементов  структуры туризма  в регионе 

Перед гостиничным хозяйством стоит целый  комплекс задач по воспроизводству  гостиничного хозяйства.

Воспроизводственные процессы в туризме можно представить  в виде двух крупных блоков: воспроизводство  материально-вещественной составляющей (объектов размещения, питания, культурно-исторических объектов, баз отдыха, пансионатов, туристского оборудования, рекреационной  среды с наличием в ней водных, лесных, рельефных особенностей и  т. д.) и воспроизводство нематериальной (духовной) составляющей и прежде всего  – воспроизводство потребностей туристов – духовных носителей свойств  аттракторов.

Отдельную группу составляет воспроизводство  человеческого фактора, оказывающего непосредственное влияние на воспроизводство  выше указанных блоков

Обслуживающая туристов материально-техническая  база и материально-вещественные аттракторы, т. е. объекты привлекательности (музеи, памятники культуры, зрелищные мероприятия  и т. п.) подвергаются физическому, экономическому и моральному износу.

Под физическим износом основных фондов понимают материальное снашивание элементов основных фондов, постепенную утрату ими потребительской  стоимости в результате их использования  в процессе труда и под влиянием естественных сил природы.

Моральный износ основных фондов – это старение отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса.

Экономический износ основных фондов – обесценивание  отдельных элементов основных фондов под влиянием технического прогресса. При этом моральный и экономический износы наступают чаще всего быстрее физического. Однако по-прежнему воспроизводственные циклы в туризме в сфере материального воспроизводства устанавливаются исходя из полезного срока службы элементов (физического износа) материально-вещественной составляющей. Такой подход не совсем корректен, так как он не учитывает целый ряд факторов, имеющих большое значение для развития туризма, а именно: изменение интеллектуального уровня туристов, и, следовательно, их потребностей; моды и вкусов в мировой индустрии туризма и т. д. В связи с быстрым развитием туризма учет этих факторов становится как никогда актуальным.

Исходя  из общепринятой классификации воспроизводства  на простое (возобновление в тех  же размерах) и расширенное (возобновление  во все увеличивающихся размерах, с улучшенными качественными  параметрами), отметим, что перспективное  развитие туризма в условиях конкуренции  в регионе должно базироваться исключительно  на расширенном воспроизводстве  как ориентире повышения качества и улучшения потребительских  свойств туристского продукта.

Процесс воспроизводства является достаточно сложным и нуждается в соответствующем  планировании и управлении, что обеспечит  конкурентное преимущество на отечественном  и мировом туристских рынках и  позволит достичь главных целей  развития туризма в регионе. 

Инновационный процесс в туристской деятельности региона: 

В системе  воспроизводственного процесса нововведения улучшают качественные и количественные характеристики каждого элемента системы  туризма.

К инновациям в туризме следует относить прежде всего те новшества, которые приводят к:

• восстановлению и развитию духовных и физических сил туриста;

• качественно новым изменениям свойств аттракторов;

• повышению эффективности функционирования инфраструктуры туризма;

• повышению эффективности управления устойчивым функционированием и развитием сферы туризма в регионе;

• повышению эффективности процессов формирования, предоставления и потребления туристских услуг;

• прогрессивным изменениям факторов производства (например, уменьшение времени в пути за счет внедрения новых более быстрых видов транспорта, улучшение условий труда работников туриндустрии, внедрение новых прогрессивных методов (механизмов) преобразования факторов производства в услуги и т.д.);

• повышению имиджа и конкурентоспособности предприятий туриндустрии;

• стабилизации и улучшению качества используемой в туризме физико-географической среды.

Инновации (нововведения) в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающие устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе.

Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень  удовлетворенности туриста, а с  другой стороны, в основном благодаря  принятию совместных решений туристскими  предприятиями, органами управления туризмом в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с  туризмом, инвесторами, финансовыми  учреждениями, предпринимателями, поставщиками, подрядчиками и т. д., а также благодаря  оценке туризма местным населением. Комплексность и трансформируемость нововведений, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и, возможно, более сильный) в другой, составляют их сущность в туризме, а  потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

К основным принципам инноваций в туризме  можно отнести следующие:

Информация о работе Планирование туризма на региональном уровне