Планирование туризма на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Планирование туризма на региональном уровне.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

III. Система  программных мероприятий, в котором  даются характеристики основных  мероприятий в зависимости от  обеспеченности необходимыми ресурсами  и набора действий для реализации  задач и перспективных целей  программы. Мероприятия определяют  содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения, механизм осуществления конкретных  видов деятельности.

IV. Сроки  и этапы реализации программы  - определяются сроки, количество  этапов и их характеристика.

V. Ресурсное  обеспечение программы - ключевой  раздел программы, от реальности, эффективности которого зависит  в конечном итоге судьба всей  программы. Состав ресурсного  обеспечения формируется исходя  как из потребностей программы  в туристско-рекреационных ресурсах  в соответствии с нормами и  нормативами, так и в соответствии  с наличием источников финансовых  ресурсах для обеспечения этих  потребностей. Содержится методика  расчета предстоящих затрат.

VI. Механизм  реализации, организация управления  и контроль за ходом реализации  программы – рассматриваются  основные управленческие процедуры  по формированию, рассмотрению, согласованию, утверждению и реализации программы.

VII. Оценка  эффективности программы, в котором  определяются основные социально-экономические  параметры и эффективность программы.

Результирующим  документом, содержащем общую сводку сведений о программе, заимствованных из разных программных документов, на основании которого осуществляется реализация целевой программы, является паспорт Программы.

Процесс формирования целевой программы  развития туризма в регионе представляет собой совокупность следующих этапов:

1.Аналитический этап

2. Этап  разработки стратегии. 

3. Этап  формирования целевой программы  устойчивого развития туризма  .

4. Этап  оценки ресурсных возможностей.

5. Этап  мониторинга процессов реализации  и учет промежуточных и конечных  результатов выполнения программы.

Практика  программирования предполагает тщательное ресурсное обоснование возможности  решения про6лем программным методом, чтобы показатели программы были выполнены, а задачи реализованы.

Инициаторами  постановки проблем для программирования могут выступать в регионе  как органы власти и управления сферой туризма, так и предприятия туризма, а также общественные организации, предприниматели, отдельные граждане и т.д. 
 
 

Оценка  эффективности управленческих решений в планировании развития туризма  и гостиничного хозяйства  в регионе 

В настоящее  время перед многими региональными  субъектами стоит задача совершенствования  региональных законов о туризме  как основы планирования развития туризма.

Индикатором для  государственного регулирования должны служить показатели государственной  статистики. Однако действующую система  государственной статистики в стране и регионах дает неполную (заниженную) и искаженную информацию, в том  числе о вкладе туризма в экономику  региона (его эффективности), что  не стимулирует законодателей более  серьезно подойти к проблемам  развития туризма.

Под эффективностью (понимается действенность, результативность, созидательность.

Анализ отечественного опыта и действующих в настоящее  время методических рекомендаций по оценке эффективности развития туризма  в регионе показал, что систему  показателей эффективности можно  разделить на две большие группы: экономическую и социальную.

К группе показателей  экономической эффективности можно  отнести следующие показатели:

1.Экономическая  эффективность предприятий, непосредственно  производящих туристские услуги (предприятия размещения, питания,  транспорт и другие) – как собственно  эффект от работы предприятий.

2.Экономическая  эффективность предприятий, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  туристов (общественный транспорт,  учреждения здравоохранения, предприятия  по производству сувениров и  другие) - как дополнительный доход  за счет оказываемых услуг  туристам (так как они предназначены  в первую очередь удовлетворять  потребности местного населения).

3.Экономическая  эффективность предприятий, обслуживающих  материально-техническую базу туризма  в регионе.

4.Эффективность  функционирования объектов туристского  притяжения (аттракторов и аттракций). В этом случае экономическая  эффективность может быть оценена  величиной прибыли (рентабельности).

5.Эффективность  инвестиций в развитие туризма  в регионе, предопределенная действием  эффекта мультипликатора, которая  оценивается каждый раз индивидуально  для каждого отдельного инвестиционного  проекта.

6.Эффективность  развития отдельных видов туризма  (спортивного, оздоровительного, познавательного  и других) может быть определена  как доход взаимосвязанных предприятий,  организаций, учреждений, оказывающих  услуги туристам по достижению  конкретной цели туризма (познание, оздоровление, отдых, деловые цели  и т.д.).

7. Эффективность  развития внутреннего, въездного  и выездного туризма может  быть определена через количество  туристов, прибывающих или убывающих  из региона с целью туризма,  т.е. не поддается оценке в  денежном выражении напрямую.

8. Бюджетная  эффективность, которая может  быть прямой и характеризовать  величину налоговых поступлений  в бюджеты соответствующих уровней  (федеральный, региональный, местный)  непосредственно от объектов  сферы туризма; и косвенной,  под которой следует понимать  прирост величины налоговых поступлений  от предприятий других сфер  деятельности региональной экономики,  товарами, продуктами и услугами  которых пользуются туристы во  время своего пребывания в  дестинации.

К группе показателей  социальной эффективности можно  отнести:

1.Эффективность  туристской поездки как формы  отдыха, например, через показатели  здоровья.

2.Показатели, которые  определяют социальную эффективность  развития туризма в регионе  непосредственно.

3.Эффект, выражающийся  в развитии культурного потенциала  региона, например, повышение уровня  образования жителей данной дестинации, появление частных музеев и  т.д.

Однако, учитывая склонность элементов системы туризма  к интеграции, эффективность развития туризма должна быть основана на показателях  результативности. Под показателем  результативности понимается количественный или качественный показатель, характеризующий  степень соответствия желаемого (целевого) состояния системы туризма в  регионе фактическому на конкретный момент времени.

Показатели результативности должны обладать следующими характеристиками: измеряемость; специфичность (с учетом специфики развития туризма в  конкретном регионе); конкретность (относится, например, конкретно к какому-либо предприятию туризма или характеризует выполнение программы); достижимость (поставленная цель должна быть достигнута с использованием имеющихся и синтезированных потенциалов); адекватность (система управления должна адекватно отражать объект управления).

Результаты эффективности  мероприятий программы могут  выражаться степенью удовлетворенности  потребностей туристов, эффективность  использования инфраструктуры, объемом  оказанных услуг, величиной дохода от вложенных инвестиций, прибыльностью  предприятий туризма и возможностью их развития (диверсификации) за рассматриваемый  период и т.д. 
 
 
 
 
 

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Заключение:  

Туризм  сегодня является не только высокодоходной отраслью экономики, но и выполняет  важную функцию по оздоровлению общества. Наиболее эффективно он развивается  там, где имеются в достаточном  количестве аттракторы, интересные современному туристу и стабильны экономическая  и политическая обстановка. Развиваясь на конкретных территориях, он использует для своего развития как уже известные, так и новые туристские ресурсы  и методы, с помощью которых  можно удовлетворить динамически  изменяющиеся потребности туристов и достичь главной цели – устойчивого  развития.

Анализ  социально-экономических аспектов регионального планирования развития туризма, гостиничного хозяйства является естественным продолжением теоретических  представлений о структуре основных пропорций в экономике в целом  и особенностях функционирования сферы  туризма в регионе в частности. Он позволяет расширить представления  об экономике туризма в регионе.

Информация о работе Планирование туризма на региональном уровне