Планирование туризма на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма. Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Планирование туризма на региональном уровне.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

1. Принцип  научности, заключающийся в использование  научных знаний, методов, принципов  для реализации инноваций, соответствующих  потребностям туристов.

2. Принцип  системности. Разрабатываемая стратегия  инновационного развития сферы  туризма должна учитывать факторы  и условия, необходимые для  удовлетворения потребностей людей  в отдыхе; ресурсные возможности  региона (экономические, финансовые, кадровые и др.); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды. 

3. Принцип  адекватности отражения инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны туристу,  а не те, которые может произвести  и внедрить предприятие (организация,  фирма) туризма. Только в этом  случае новшество будет востребованным.

4. Принцип  позитивности результатов. Неразумное, непродуманное создание и внедрение  новшества, которое может быть  опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия  (средства, затраченные на нововведение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к его банкротству); в-третьих, для биосферы и общества  в целом (например, нерациональное  использование природных ресурсов  в целях туризма).

5. Принцип  имманентности инвестиционным процессам.  Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью инноваций. После  завершения коммерческой реализации  средства возвращаются инвестору  и в дальнейшем снова могут  быть инвестированы в инновационный  процесс. 

6. Соответствие  инновационной деятельности и  ее результатов (новшеств) уровню  развития общества. Нововведение, которое  для данного общества или организации  не соответствует конкретному  этапу развития, не может принести  пользы и быть востребованным.

7. Принцип  связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке новшества, которое должно  на определенном этапе жизненного  цикла турпродукта/услуги вызывать  потребность (идею) создания следующего  нового продукта и давать финансовую  возможность этому процессу.

8. Принцип  безопасности. Любое нововведение  должно гарантировать отсутствие  вреда для окружающей среды  и человека. Организация новшества  предусматривает возможность причинения  вреда и принимает меры по  его предотвращению.

Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния  объекта (продукта) к другому (более  высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени.

                    
 
 

          Инвестиции в туристской деятельности региона: 

Инвестиции  в туристскую сферу представляют собой процесс создания с помощью  капитала новых туристских объектов, а также модернизацию или реконструкцию  существующих, способных производить  и оказывать определенные виды туристских услуг. Важным источником инвестирования в развитие туризма в регионе  может рассматриваться полезная деятельность населения (использование  личных средств, собственности, интеллектуального  потенциала в форме безвозмездного вклада в развитие культуры, спонсирования  и т. д.), создающих новые ценности; инвестиции на реализацию социальных проектов из бюджетных и внебюджетных некоммерческих фондов.

Новое содержание инвестиционного процесса в туризме заключается в том, что:

• во-первых, сфера инвестирования в туризм должна включать внешнюю и внутреннюю территориальную  среду, в которой развивается  туризм;

• во-вторых, целевые инвестиции должны быть направлены на решение задач, вытекающих из целей  устойчивого развития туризма в  регионе как системного образования. При этом особое внимание необходимо уделить управлению внешними связями, их активизации, поиску источников инвестиционных ресурсов как привлекаемых со стороны, так и собственных;

• в-третьих, в условиях высокого уровня связности  элементов туризма как системы  инвестиции должны быть комплексными, а не выборочными и охватывать все жизнеобеспечивающие элементы инфраструктуры туризма (абсурдно, например, строить гостиницу на свободной  территории, не обеспечивая ее инженерной инфраструктурой);

• в-четвертых, инвестиционные процессы должны быть непрерывными в силу объективных  и субъективных факторов, таких как, например, изменение потребностей туристов, моральный и физический износ  элементов инфраструктуры туризма  и необходимость расширенного воспроизводства  туризма;

• в-пятых, инвестиционный процесс должен упреждать  потребности туристов, а также  выход из строя какого-либо элемента инфраструктуры, способный нарушить функционирование всей системы, что  требует создания определенных резервов;

• в-шестых, инвестиции должны быть сфокусированы  на тех элементах и их свойствах, которые дают наибольший положительный  синергетический эффект и упреждают  появление негативной синергии.

Инновационно-инвестиционные ресурсы, являясь важнейшими факторами  обеспечения устойчивости развития туризма, обусловливают необходимость  экспертизы новшеств, разработку инновационных  стратегий. Объединение и целевое  системное использование инвестиций позволяет уменьшить значение факторов вероятностной природы и увеличить  значение факторов комплексного, планомерного, достаточно точно прогнозируемого  состояния и развития всей системы  «туризм». 
 

Программирование  как процедура планирования    развития туризма в регионе 

Программно-целевой  метод есть способ решения крупных  и сложных проблем посредством  выработки и проведения системы  мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших  проблем.

Благодаря логике программно-целевого метода, выражаемой триединой формулой «цели – пути – средства», в нем удается  органично сочетать принципы целенаправленности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т.е. учета взаимосвязей и взаимодействий, свойственных процессам решения  крупных комплексных проблем  и управлению такими процессами.

В самом  общем виде целевая программа  представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных  по содержанию, скоординированных в  пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств  для достижения поставленной цели.

Существует  большое многообразие целевых программ. в зависимости от целей, способа  действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет  упорядочить совокупность разрабатываемых  и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов  разработки и управления реализацией  разных видов программ.

Использование программно-целевого подхода в туризме  в регионе позволяет в наибольшей степени учесть такие его особенности, как: системность, полифункциональность, многоцелевую направленность, разнородность  ресурсной базы, различия в сроках и методах реализации управленческих решений по отдельным элементам  и системе в целом, возможность  привлечения различных заинтересованных лиц (субъектов права и хозяйствования, туристов и других лиц) к управлению сферой туризма в регионе, взаимодействие и необходимость координации  действий многих предприятий различных  отраслей, возможность и необходимость  декомпозиции, анализа и синтеза  туризма, совместимость и интегративную  способность предприятий туризма.

Современное использование программно-целевого подхода в сфере туризма нашло  отражение в разработке ряда федеральных  и региональных программ при одновременном  наполнении их новым содержанием  и совершенствовании методического  обеспечения.

Посредством программ развития туризма определяют все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования. Разработка региональных программ осуществляется для преодоления неравенства  субъектов федерации в развитии туризма.

В разработке региональных программ целесообразно  выделить рекреационно-географический (характеризующий туристский потенциал), маркетингово - аналитический (оценивающий  туристский спрос и предложение) подходы, экономический (учитывающий  стоимостные аспекты туристского  продукта); межотраслевой (оценивающий  фактическое состояние и перспективы  территории объекта); инвестиционный (определяющий структуру финансирования и ожидаемую  эффективность проекта) и другие.

Программно-целевой  подход в обосновании развития туризма  должен использоваться с опорой на синтезированное сочетание в  первую очередь как рекреационно-географического, так и маркетингово-аналитического подходов (комплексный подход). При  этом представляется целесообразным дифференциация целей и разделение функциональных задач для программ федерального и регионального уровней.

Программы федерального целевого уровня должны ставить целью разработку национальных туристских продуктов и продвижение  их на мировом рынке, т.е. внимание должно быть сосредоточено на развитии въездного  туризма, его поддержке посредством  последовательной государственной  политики, создании имиджа.

Региональные  целевые программы должны конкретизировать развитие сферы туризма с позиций  своей специализации на его отдельных  видах применительно к въездному  и внутреннему туризму с учетом возможностей формирования турпродуктов по основным составляющим элементам  и контингентам потребителей.

Сравнительный обзор программных документов некоторых  регионов России показывает, что при  вариативности их названий основные цели и ожидаемые конечные результаты весьма схожи и воспроизводят основные параметры федеральной программы. Так, практически в каждом регионе намечается создание современной туристской индустрии, способной внести ощутимый вклад налоговых платежей в государственный и муниципальный бюджеты, стимулировать предпринимательскую деятельность, рост рабочих мест, приток инвестиций, содействовать организации активного отдыха населения и другие.

Недостатками  программ является слабое методологическое и методическое обеспечение. Программы  практически однотипны, декларативны, предполагают использование преимущественно  историко-культурного потенциала регионов, фактически слабо используя природный  потенциал; не учитывают рекреационной  емкости туристских ресурсов; имеют  недостаточно ясные предложения  по перспективам туристского развития. Слабо прописан организационно - экономический  и финансовый механизм реализации таких  программ.

Типовая структура целевой программы, которая  может быть разработана для развития туризма в регионе, как правило, включает в себя следующие разделы:

I. Содержание  проблемы и обоснование необходимости  ее решения программными методами. В этом разделе должны содержаться  рекомендации по описанию программной  ситуации по каждому элементу  системы туризма и ее последствий  для региона; обосновываются решения  проблемы в приоритетном порядке  и целесообразности использования  программно-целевого подхода при  ее реализации, наличию научной  поддержки.

II. Цель  и задачи Программы - содержит  целевые показатели, приоритеты  и ориентиры программы в увязке  с целевыми показателями и  приоритетами программы социально-экономического  развития региона, которые должны  быть достигнуты на основе  ориентированных в пространстве  и во времени этапов, средств,  мер и действий, согласованных  по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам. В этом разделе должно  быть представлено технико-экономическое  обоснование программы, где составляется  баланс финансовых ресурсов, определяющий  источники финансирования и направления  финансовых ресурсов для выполнения  программы.

Информация о работе Планирование туризма на региональном уровне