Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 05:27, курсовая работа
Цель работы: определить, какую роль сервис играет в жизни человека.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- выявить особенности сервиса;
- изучить потребности человека;
Введение……………………………………………………………3
1. Роль сервиса в жизни человека………………………………..4
1.1 Особенности сервиса……………………………………….....4
1.2 Потребности человека…………………………………………8
1.3 Роль сервиса в жизни человека……………………………….12
2. Изменение и развитие сервиса в истории России……………..15
Заключение…………………………………………………………..21
Библиография………………………………………………………..22
В тоже время и потребности играют немалую роль в формировании сервиса, так как желание воспользоваться той или иной услугой у человека зависит от того, какая потребность у него является актуализированной. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал главной причиной человеческой деятельности – биологические инстинкты, заключенные в подсознании. Как главный из них он выделял сексуальный инстинкт. Он говорил о том, что общество, создав запреты, традиции, правила поведения, мешает удовлетворять человеку свои сексуальные потребности так, как ему хочется. Отсюда сексуальная энергия преобразовывается в другие формы психической энергии. Так, например, ее перевод в творческую энергию позволил человеку создать науку, культуру, религию, искусство, у него возникают высшие потребности. Причем биологические и социальные потребности у Фрейда находятся в непримиримом конфликте.
Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) смогли сделать шаг на пути к раскрытию взаимосвязи между социальными и биологическими потребностями. В каждую эпоху биологические потребности удовлетворяются по-разному. Именно обществом создаются традиции и правила их удовлетворения. Маркс писал о том, что голод, удовлетворяемый вареным мясом с помощью ножа и вилки, существенно отличается от того голода, при котором проглатывается сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов. Отсюда сервисные услуги, связанные с удовлетворением биологических потребностей, должны меняться в соответствии с изменениями социокультурной среды.
Социальные потребности, по определению Маркса и Энгельса, связаны с образованием, культурой, процессом труда, использованием технических средств и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности терпят на себе влияние социума, так и социальные потребности содержать в себе биологический компонент. При организации сервиса в различных сферах необходимо учитывать этот компонент. Так, например, при организации какого-либо культурнодосугового мероприятия нужно следить за тем, чтобы не было психических и физических перегрузок человеческого организма. А это в основном зависит от биологического фактора и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, не зависящая от общества.
Все же наиболее четко влияние потребностей на сервис, по нашему мнению, прослеживается через призму упомянутой в главе 1.2 пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, так как в сервисной деятельности, при детальном рассмотрении, просматриваются аналогичные закономерности изменения доминирующих потребностей. Подтверждение тому можно увидеть при сравнении потребностей людей, проживающих в странах с низким уровнем жизни, с людьми, живущими в развитых странах. В первых преобладает спрос на базовые, первичные потребности. По мере повышения уровня жизни возрастает уровень потребностей. Повышаются требования к качеству услуг. Кроме того, различные слои населения предъявляют спрос на услуги разного уровня. Чем больше разрыв в уровне жизни, тем больше диапазон спроса на услуги, различающиеся в цене и качестве.
Помимо вывода о том, что структура и закономерности потребностей довольно жестко обуславливают возможности развития сервиса, в то время как у специалистов сферы сервиса всегда есть возможность также влиять на систему потребностей, можно сделать вывод, что удовлетворение потребностей сферой сервиса всегда связано со спецификой образа жизни. И это не только социальный статус и уровень развития страны, в которой проживает человек, это также географический, поселенческий, демографический факторы, уровень культуры и т.д. Например, связь сервиса с геоландшафтными, почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности определятся теми потребностями, которые порождают эти условия в обществе. У человека есть удивительная способность приспосабливаться практически к любым природно-климатическим условиям. Будь то пустыни, тундра, леса – повсюду человек приспосабливает способы удовлетворения своих потребностей к тем условиям жизни, которые его окружают: климату, ландшафту. И сфера сервиса должна также быть ориентирована на конкретные условия проживания, чтобы быть востребованной и помогать людям делать свою жизнь все более комфортной. Так во всех странах с продолжительной, холодной зимой и с коротким прохладным летом предъявляются особые требования к жилищу: зимой они должны хорошо отапливаться, а летом в него должно проникать достаточное количество солнечных лучей. Эти же сезонно-климатические особенности учитываются при моделировании и производстве одежды, обуви, в пищевой промышленности и т.д. В регионах с жарким и влажным климатом вырабатываются иные требования к сервису. Тут предпочтительны дома из легких строительных материалов, которые позволяют часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми большую часть года. Здесь большой популярностью пользуются предприятия, связанные с производством и распространением кондиционеров и вентиляторов. В этих странах такое обслуживание, как уличная торговля, ремонт обуви и одежды, парикмахерские услуги, производится в открытых помещениях, под тентом или на открытом воздухе. Благоприятные же природно-климатические условия используются предприятиями сервиса как способ удовлетворение определенных потребностей человека. Речь идет о туристском, медицинском, оздоровительном сервисе.
Под демографическими факторами понимают численный состав, половое и возрастное соотношение, уровень рождаемости и смертности и т.п. При увеличении в структуре населения страны процентного соотношения детей и молодежи, сервисный бизнес начинает расширяться в сторону повышения качества детского, молодежного и семейного обслуживания, к развитию детских и образовательных учреждений. Напротив, при увеличении доли пожилого населения, востребованным в сфере услуг оказывается обслуживание нетрудоспособного населения.
Отношение услуг с культурой сложились с древности. По мере развития художественного творчества и превращения его из народного в индивидуализированное, возникла потребность в организации публики и демонстрации художественных произведений. И это касательно не только искусства, но и спортивных, массовых зрелищ. Современная сфера сервиса выступает посредником между создателями произведений искусства и публикой. И поэтому, при демонстрации какого-либо произведения искусства, проведении массового мероприятия, необходимо в первую очередь правильно определить целевую аудиторию, ее уровень культурного развития. Только в этом случае восприятие будет адекватным, будет доставлять удовольствие зрителям, а значит, приносило доход предприятию сервиса. Так организованный для детей 6 лет семинар о творчестве Рафаэля, не будет востребован, так как в этом возрасте у большинства детей нет представлений о том, кто такой Рафаэль, а значит, информация о его творчестве и жизни не будет им интересна.
Обобщив все выше изложенное, можно выделить факторы, влияющие на развитие сервиса. Это природные черты человека, которые, несомненно, в той или иной степени потерпели на себе общественную корректировку; уровень развития экономики и хозяйственная система; мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обществе; воздействие общественных структур (государства, церкви, политических партий), а также условия жизни, уровень культуры и многое другое. Отсюда следует вывод о безнадежности предприятий сервиса, ориентированных только на производство товаров (услуг) без учета этих факторов, и о необходимости исследования потребительского рынка, проведения социологических опросов и т.д.
Сфера сервиса способна отзываться на широкий спектр человеческих потребностей, начиная от базовых и заканчивая высшими потребностями. Развиваясь в рамках народного хозяйства, она выполняет важные социальные функции. Основное общественное назначение сервиса состоит в удовлетворении многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервис укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские отношения, помогает развивать и реализовывать заложенные в нем способности. Помимо этого сфера сервиса служит благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занятости населения. А также является реальной базой для развития малого бизнеса. Относительного крупного производства и научно-техническому прогрессу общества, сфера сервиса способствует их оживлению, что доказано опытом ведущих стран мира, где для изготовления техники и процесса оказания услуг, заняты крупнейшие промышленные фирмы с их высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Так что в современном обществе сфера сервиса играет огромную роль не только в жизни человека, но и в области экономики.
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Сфера сервиса – один из секторов экономики, и ее состояние во многом зависит от развития остальных секторов. Поэтому изменение сферы сервиса неразрывно связано с экономическим и политическим развитием страны. Немалое влияние на интенсивность развития сферы сервиса также оказывают природно-климатические условия, этнокультурное многообразие и многие другие факторы. По всем параметрам наша страна отлична от стран Запада и имеет свою, своеобразную модель эволюции сферы сервиса.
Экономическая история классового общества в России в дооктябрьский период делится на две эпохи, соответствующие феодальному и капиталистическому способам производства. Общими чертами, объединяющими и ту и другую эпоху, являются узкий круг бытовых услуг и приспособление услуг к запросам господствующего класса.
Итак, период феодализма характеризуется господством натурального хозяйства в экономике, поэтому о ширине распространения сферы услуг здесь говорить не принято. Все слои населения старались удовлетворить свои потребности исключительно за счет домашнего хозяйства. В дворянском классе распространилась мода на все заграничное, поэтому комнаты обставлялись на европейский манер, для удовлетворения личных потребностей нередко прибегали к услугам заграничных специалистов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи, с другой, их образ жизни предлагал более современные образцы поведения. Удовлетворение потребностей в крестьянской среде носило характер самообслуживания на основе традиций. При заболевании они обращались к знахарю, гигиена поддерживалась путем постоянного посещения бани: во многих городах существовали общественные бани. Большинство сами шили себе одежду, строили себе жилье, изготавливали хозяйственный инвентарь. Развлечения также строились на самодеятельной основе, так как не существовало специальных общественных заведений и людей, занимавшихся организацией массового отдыха. Потребность в развлечениях и отдыхе население удовлетворяло по средствам проведения народных игр, кулачных боев, проходивших на открытом воздухе. Состоятельные граждане организовывали медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками. Представители всех сословий любили соколиную охоту и охоту с борзыми. По ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами и танцорами. Дома люди играли в шашки, карты. Представители высших сословий играли в шахматы.
На основе традиционных хозяйственных занятий к XIX в. начали развиваться ремесла (изготовление изделий по заказу потребителя). Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образования нового класса – ремесленники, которые изготавливали из своего или чужого материала предметы по заказу потребителя за определенную плату. Рост ремесленного производства позволил расширить границы бытового обслуживания населения. Распространенными видами народных промыслов стали выступали: резьба по дереву, роспись посуды, вязание и вышивка.
Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с фотографией. Соответственно возрастает спрос на фотобумагу, аппараты, фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.
На рубеже XIX и XX веков в России начинается эпоха империализма. Это время господства монополий в области экономики и создания бюрократического управленческого аппарата, что ориентирует услуги на потребности монополистов и зажиточных крестьян. Растет спрос на бытовые услуги. Увеличивается число мастерских по ремонту и пошиву одежды, сапожных мастерских, прачечных. Массовые развлечения и общественный отдых к 1917 году приобрел практически современный вид. Люди стали ходить в театр, оперетту, кинотеатр, на выступления авиаторов и автогонщиков. Так же свое распространение в этот период получили сословные учреждения (Английский клуб, Купеческие клубы, Невское обществ) и учреждения «по интересам» (спортивное общество, клубы охотников и рыболовов), являющимися аналогами современных клубных домов.
Общий анализ состояния бытового обслуживания дореволюционного периода свидетельствует о том, что основной его функцией было удовлетворение потребностей господствующего класса. Удовлетворение потребностей народных масс производилось на низком уровне и было результатом экономической и социальной отсталости России. А также следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.
Послереволюционный период приобрел универсальный характер и осуществлялся под жестким контролем партийно-государственных органов. Преобразования этого периода были направлены на внедрение общественных форм собственности, однотипной организации труда, равных условий быта и отдыха людей. В стране проходила политика перераспределения ресурсов между регионами страны, социальными слоями, а также между общественным производством и обслуживание населения.
Условно это время можно разделить на четыре этапа. Первый этап начинается с 1917 с национализации крупных бытовых предприятий: бани, прачечные, парикмахерские, ателье и т.д. Это послужило началом развития общественного сектора в коммунально-бытовом хозяйстве. В 1918 году начинается гражданская война, и все народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание, перестраивается на военный лад. Многие мастерские стали использовать для ремонта и пошива обмундирования.
После введения новой экономической политики, в 1921 году, стали создаваться кооперативы и расширяться сети государственных бытовых предприятий для удовлетворения нужд трудящихся. Коммунальные и бытовые услуги в это время стали платными. НЭП реально оценивала существующие в стране различные социально-экономические уклады и временно разрешала частнособственные элементы в народном хозяйстве, что способствовало росту частного сектора в сфере бытового обслуживания [8, с 37]. Развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания привело к ускорению темпов восстановления народного хозяйства и повышению уровня жизни населения после первой мировой и гражданской войн.