Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 05:27, курсовая работа
Цель работы: определить, какую роль сервис играет в жизни человека.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- выявить особенности сервиса;
- изучить потребности человека;
Введение……………………………………………………………3
1. Роль сервиса в жизни человека………………………………..4
1.1 Особенности сервиса……………………………………….....4
1.2 Потребности человека…………………………………………8
1.3 Роль сервиса в жизни человека……………………………….12
2. Изменение и развитие сервиса в истории России……………..15
Заключение…………………………………………………………..21
Библиография………………………………………………………..22
Второй этап – 30-е годы. Это период коллективизации и индустриализации. В это время возрастают требования к сфере бытового обслуживания, большую роль начинает играть промысловая кооперация, включающая основную часть бытовых кооперативных предприятий страны. Появление промкоопераций позволило значительно сократить количество безработных в стране и создать производство, которое специализировалось бы на индивидуальных заказах. В сельском хозяйстве удалось увеличить процент потребления важнейших продуктов питание на душу населения, что значительно повысило настроение народных масс после голода 1932 года. К 40-м годам в стране достигнуты успехи в области социальных гарантий, здравоохранения и просвещения. Отрицательным моментов на этом отрезке времени является фактическое вытеснение частного сектора из экономики, что отразилось на качестве производимой продукции. Также огорчает то, что все успехи в тяжелой промышленности, здравоохранении и бытового обслуживания осуществлялись за счет торможения развития уровня материального благосостояния народа.
Третий этап связан с периодом развитого социализма (1949 – 1956 гг.). Партийные органы стали больше внимания уделять сфере услуг и повышению качества продукции. Но потребности населения и их бытовые запросы все возрастали, что требовало от правительства решительных действий по увеличению качества и количества предприятий бытового обслуживания. Поэтому в 1950 году была проведена перестройка кооперативной системы. Были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и Центральный союз промысловый кооперации. Значительное место в бытовом обслуживании занимали предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства. В государственном бюджете все больше средств стало выделяться на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Происходит определенное повышение материального благосостояния населения, как города, так и деревни. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован.
Четвертый этап начинается с 1960 года, когда промысловые кооперации были упразднены и предприятия бытового обслуживания переданы в руки государственной промышленности – управлениям местной промышленности Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Местные советы лучше знали потребности населения в сфере бытового обслуживания и более целесообразно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий. К середине 60-х годов окончательно закрепилась за службой быта функция удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с семейно-бытовыми отношениями. Это заставило правительство задуматься о реформировании и модернизации бытового обслуживания и принять решение о выделении службы быта в отдельную отрасль экономики. В ходе осуществления седьмого пятилетнего плана были созданы нужные кадры службы быта и опробованы новые формы и методы управления предприятиями бытового обслуживания. 10 августа 1962 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках, самостоятельность службы быта была узаконена . Для обеспечения научно-технического прогресса на предприятиях сервиса и повышении эффективности их работы был образован Научно-исследовательский технохимический институт бытового обслуживания. Чтобы обеспечить подготовки квалифицированных кадров, стали открываться ВУЗы, готовящие специалистов в сфере сервиса. Распространение получили дома быта и специализированные предприятия по производству услуг, так как даже самые большие и лучшие многоотраслевые комбинаты бытового обслуживания уже не могли обеспечить должного уровня исполнения многих видов услуг для населения. Углубление специализации и постоянно растущий спрос трудящихся на бытовые услуги потребовали изменение механизмов приема и выдачи заказов. Было принято решение о разделении функций обслуживания и непосредственного производства. Теперь комбинаты бытового обслуживания стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные предприятия использовали свою техническую мощь для выполнения заказов. Это создало предпосылки для создания кооперирования в отрасли бытового обслуживание, заключающегося в объединении предприятий, организующих бытовое обслуживание населения, с другими родственными предприятиями, что позволяло значительно расширить ассортимент бытовых услуг.
Советский период примечателен тем, что были достигнуты наиболее возможные для этого времени условия удовлетворения потребительских, образовательных, информационных, отчасти эстетических потребностей населения. Спектр услуг значительно расширился: распространение получили театры, кинотеатры, клубы и т.д. Вместе с тем уровень жизни населения оставлял желать лучшего. Существующая система обслуживания не могла удовлетворить все возрастающие потребности людей, поэтому многие зачастую прибегали к услугам, так называемого, «черного рынка», где осуществлялась перепродажа дефицитных товаров.
Либерально-рыночные преобразования, проводившиеся в начале 90-х годов в России, носили более глубокий характер, так как затронули ключевые моменты общественного производства, жизнедеятельности людей, ведения ими домашнего хозяйства. Но слабая продуманность проводимых реформ, перераспределение собственности и валютно-финансовое регулирование, сопровождалась устаревшей социальной и культурной политикой. Все это негативно отразилось на сфере услуг – низкий уровень благосостояния населения не могло сделать деятельность предприятий сервиса доходной.
В развитых странах сфера сервиса нередко играла роль своеобразного мотора экономики и повышения уровня жизни в стране. Однако в нашей стране эта отрасль начала зарождаться лишь на рубеже XIX – XX веков и имела своеобразный характер. В этот период происходила замена традиций ведения торговли и бытовых услуг на новые принципы и формы обслуживания. В этих условиях частное предпринимательство в сфере услуг могло сыграть значительную роль в развитии нашей страны, а в частности в устранении экономической отсталости по сравнению со странами Запада. Субъекты сервиса чутко реагировали на изменение запросов населения, появление новых видов обслуживания, возможность получения прибыли в том или ином районе. Огромную роль здесь играла инициативность частных предпринимателей, их умение просчитывать плюсы и минусы своих шагов, способность рискнуть своим капиталом. Этот процесс был нарушен в советское время, когда частная деятельность была сведена к минимуму, а сфера услуг в народном хозяйстве играла второстепенную роль в сравнении с промышленным и военным производством. Недооценка роли сервиса и бизнеса в последствии породило череду трудностей, связанных с возрождением сервисного предпринимательства в стране, которое смогло бы ускорить рыночные преобразования, стать стимулом для преодоления общехозяйственного кризиса.
В настоящее время, сравнивая сферу обслуживания в России и странах Европы и США, можно сказать о том, что наша страна значительно отстает не только по количественным, но и качественным показателям: в России в десятки раз меньше гостиниц, музеев, ресторанов и т.д. Неразвитость сферы сервиса отражается и на развитии человека как личности, гражданина, так как он лишается возможности реализовать свои потребности. Это влияние просматривается в возрастающих масштабах пьянства, наркомании, бандитизма. России необходим новый подход к развитию сервисного предпринимательства, который бы учитывал не только опыт развития сферы сервиса в нашей стране, но и опыт западных стран. Так, в первую очередь, необходимо ликвидировать отношение к сфере сервиса как к придатку материального производства, они должны развиваться в единстве, что поможет в значительной степени повысить не только уровень экономики, но и уровень жизни народа. А это позволит России перейти в разряд развитых стран.
Заключение
В ходе исследования нами были выявлены особенности сервиса и потребностей людей, установлена взаимосвязь между двумя этими понятиями. Все это позволило нам сделать вывод о том, что главной задачей сервиса является удовлетворение как массовых, так и индивидуальных потребностей людей. Он укрепляет социальную безопасность и способствует повышению уровня и качества жизни. Удовлетворяя индивидуальные запросы человека, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых человека, помогает раскрыть заложенные в нем способности, предоставляет огромные возможности для самореализации и саморазвития.
При изучении исторического развития сферы сервиса в соответствии с потребностями населения мы выяснили, что наша страна на протяжении всей истории имела свою, отличную от стран Европы и США, модель развития сервиса. В советский период, из-за недооценки сферы сервиса в экономическом и социальном развитии страны, эта отрасль была превращена во второстепенный объект научно-теоретического анализа и финансировалась по остаточному принципу. Все это тормозило процессы ее развития и определило наличие в ней ограниченного числа направлений и форм обслуживания. В настоящее время неразвитость сферы сервиса негативно сказывается на развитии человека. Он лишен возможности всецело удовлетворять свои потребности. Это ограниченность в возможностях является одной из причин роста масштабов пьянства, наркомании и бандитизма. Именно поэтому России необходим новый подход в развития национальной экономики, в частности сферы услуг, который, по нашему мнению, должен базироваться на основе изучения опыта развития передовых стран мира и с учетом исторических особенностей развития нашей страны.
Библиография
1. Аванесова Г.А.; Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов ВУЗов/ Г.А. Аванесова – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 319 с.
2. Виноградова М.В., Панина З.И.; Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие Изд. 2 – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 464 с.
3. Зуев М.Н.; История России с древнейших времен до начала XXI века: для школьников и поступающих в вузы: учеб. пособие. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 928 с.
4. Николайчук Н.Е.; Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.
5. Песоцкая Е.В.; Маркетинг услуг – СПб.: издательство «Питер», 2000. – 160 с.
6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.; Психология и педагогика. – СПб.: «Питер», 2001. – 432 с.
7. Сафонова Л.В.; Социальные технологии в сфере сервиса и туризма: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 125 с.
8. Сервисная деятельность: Учеб. пособие Изд 2-е/ С.Н. Коробков, В.И. Кравченко, С.В. Орлов и др.; Под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; СПбГУАП. СПб., 2002. - 160 с.
9. Солонкина О.В.; Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студентов ВУЗов – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
10. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник/ Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.
11. Федцов В.Г.; Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 208 с.
12. Федцов В.Г., Федцов В. В.; Предпринимательство: сфера сервиса: уч. пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.- 210 с.