Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать применение методов исследования в гостиничном сервисе.
Задачи исследования:
- изучить содержание методов исследования в гостиничном сервисе;
- охарактеризовать используемые методы маркетингового исследования в индустрии гостеприимства города Костанай;
- оценить возможности применимости методов маркетингового исследования в гостиничном сервисе;
- разработать предложения для гостиничного бизнеса города Костанай по использованию методик маркетингового исследования.
Исходя из проведенного исследования, можно выявить ряд методов маркетинговых исследований, которые целесообразно применять в гостиничном бизнесе города Костанай:
1. Методы исследования конкурентов:
- анализ конкуренции (делится на два блока, первый – маскировка под целевую аудиторию и наблюдение работы конкурентов, второй – тестирование);
- исследования рынка (последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях, является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса);
- ценовые исследования (использование технологии бизнес - разведки позволяет выявить факты завышения стоимости, факты сговора, себестоимость продукции, отгрузочные цены, а так же получить общие данные о ценовой политике рынка в целом.);
- бенчмаркинг (систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высоко эффективного выполнения процедур, которые ведут к высшей производительности);
- оценка потенциала услуг (информация о рыночном потенциале, рискам и барьерам выхода на рынок необходима при выходе на новый рынок);
- прогнозирование (одна из форм конкретизации предвидения научного находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением);
- сегментация (выделяют сегментирование рынка по географическому, демографическому, поведенческому, психографическому принципу);
- изучение потребителей (влияют на поведение потребителей факторы внешней среды, к которым относятся культурный уровень, социально-экономическое положение, принятые стереотипы, традиции и обычаи.);
- исследование бренда (в брендинге используется набор количественных (массовый опрос) и качественных (фокус - группы, глубинные интервью и т.п.) методов исследования);
- потребительские исследования (для выявления мотивов поведения потребителей применяются специальные методы, основанные на том, что прямые ответы респондентов на нейтральные вопросы или задачи тестов проецируют бессознательные чувства, отношения, потребности, мотивы потребителей целевого рынка).
2. Методы исследования разработки нового продукта:
- методы творческого решения проблем (позволяющие разбудить творческую инициативу и направить ее на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем);
- метод “мозговой атаки” (представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками);
- метод “мозговой атаки наоборот” (участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения);
- метод Гордона (предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться);
- метод вопросника (применяют как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области);
- метод вмененных связей (способ, который позволяет выявить проблему и входящие в нее элементы, заново их переосмыслить, перекомпоновать и на основания этой новой комбинации построить новую концепцию или идею);
- метод записной книжки (при использовании этого метода нужно завести блокнот или специальную записную книжку, в который следует записать формулировку проблемы и все известные факты, имеющие отношение к ее решению);
- эвристический метод (результативность зависит от умения строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта);
- научный метод (необходимо применять всегда, когда необходимо провести тщательное исследование какого-либо объекта или процесса);
- метод матричных структур (представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки — рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов);
- опрос потребителей (заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения).
3. Методы исследования продукта:
- тестирование продукта (группа методов оценки и диагностики характеристик продуктов с помощью потребителей);
- контекстуальные исследования (главная идея в том, что только с приходом опыта в процессе использования продукта, возможно, его обсуждение).
4. Методы исследования потребителей:
- наблюдение (относится требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов);
- интервью (“лицом к лицу” гарантирует более высокий коэффициент ответа, но может вносить смещение интервьюера посредством его воздействия на качество, достоверность собранной информации);
- фокус-группа (состоит из реальных или потенциальных потребителей товара, представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений» или экспертов);
- эксперимент (проводится в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого);
- мониторинг (целостная система регулярного отслеживания происходящих процессов в социальной сфере и в смежных областях общественной жизни);
- анкетирование (предполагающее прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов).
5. Методы исследования персонала:
- тестирование (позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования и являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц);
- мystery shopping (позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания);
6. Методы исследования рынка:
- опрос (можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества);
- наблюдение (не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления);
- эксперимент (осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов);
- панель (предполагает создание групп покупателей для особого и внимательного их изучения в течение длительного периода времени) [21].
Описание и применимость этих методов представлены в методическом пособии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы является анализ и разработка маркетинговых методов исследования на предприятиях гостиничного бизнеса. В сфере гостиничного бизнеса применяются самые различные методы исследований (опрос, оценка конкурентоспособности, SWOT-анализ, позиционирование продукта, сегментация рынка и др.) Как выявлено пока еще не совсем удовлетворительно внедряют методы маркетинговых исследований.
Рекомендации по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест позволяет гостиничному комплексу получить преимущества в конкурентной борьбе и увеличить свою долю рынка [22].
Маркетинговое исследование входит в широкую отрасль науки и является элементом единого информационного поля. Маркетинговое исследование основывается на сборе и анализе информации о выбранном объекте исследования. Основными задачами маркетингового исследования можно назвать сбор информации об исследуемом объекте, последующий ее анализ и корректировка действий фирмы в соответствии с полученными результатами исследования, а также прогнозирование дальнейших направлений и тенденций развития внешней среды маркетинга.
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования [23].
Из проведенного исследования следует, что гостиницы города Костанай в основном применяют такие методы исследования как SWOT-анализ, сегментацию рынка, позиционирование продукта и оценку конкурентоспособности, также используют дополнительные методы исследования, для изучения потребностей клиентов применяют наблюдение, интервью, метод фокус - группы, эксперимент, мониторинг, анкетирование. Для изучения востребованности продукта используют тестирование продукта, контекстуальные исследования, метод вопросника, метод записной книжки, для изучения конкурентов - анализ конкуренции, потребительские исследования, ценовые исследования и исследование бренда [24].
И, наконец, в заключение, необходимо отметить, что лучших результатов в проведении маркетинговых исследований добьется лишь то предприятие, которое осуществит творческий подход, проявит инициативу, и найдет новые, нетрадиционные пути исследования [25].
Внедрение методов исследований в гостиничный бизнес повлияет на развитие гостиничного предприятия, на повышение прибыли и доходов, закрепление на рынке и увеличение клиентов.