Проблемы развития делового туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: охарактеризовать перспективы развития делового туризма в России.
Объект исследования - деловой туризм в России.
Предмет исследования - состояние и перспективы развития делового туризма в России.
Задачи:
Рассмотреть особенности делового туризма
Изучить деловой туризм в России.
Проанализировать перспективы развития делового туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
1.1 История делового туризма
1.2 Понятие и особенности делового туризма
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
2.1 Состояние делового туризма в России
2.2 Перспективы развития делового туризма в России
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
3.1 Проблемы развития делового туризма в России
3.2 Совершенствование структуры организации делового туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Деловой туризм Проблемы развития в России (13).docx

— 46.84 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

1.1 История делового туризма

1.2 Понятие и особенности делового туризма

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

2.1 Состояние делового туризма в России

2.2 Перспективы развития делового туризма в России

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

3.1 Проблемы развития делового туризма в России

3.2 Совершенствование структуры организации делового туризма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В настоящие время Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Территория России простирается с запада на восток на 10 тысяч километров и почти на 3 тысячи километров от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.

Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного  туризма способствуют некоторые  социальные факторы. Это высокая  покупная способность иностранных  валют, обеспечение свободы перемещения  на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов.

Наиболее активно развиваются  следующие виды туризма: экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

Объемы международных  контактов, связывающих Россию с  зарубежными странами, постоянно  растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается  строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как  правило, категорий 4* и выше).

Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Ростове-на-Дону и других городах - с каждым годом увеличивается  число гостиниц, оснащенных всем необходимым для делового туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов. В России проводится не только множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов.

При необходимости туристические  фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам  не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии, но и специфические  услуги: собрать информацию о потенциальном  партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и  прочее.

Особенностью делового туризма  является то, что бизнес путешественники  оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует примеру  многих стран мира и почти каждый год принимает у себя множество международных форумов.

Актуальность темы обусловлена  тем, что деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. За свои невиданно быстрые  темпы роста деловой туризм признан  экономическим феноменом 20 столетия.

Цель работы: охарактеризовать перспективы развития делового туризма  в России.

Объект исследования - деловой  туризм в России.

Предмет исследования - состояние  и перспективы развития делового туризма в России.

Задачи:

Рассмотреть особенности  делового туризма

Изучить деловой туризм в  России.

Проанализировать перспективы  развития делового туризма в России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

1.1 История делового туризма

Большой энциклопедический  словарь русского языка трактует понятие «туризм» как «путешествие в свободное время, один из видов  активного отдыха». Туристическая  поездка ассоциируется у нас  с достопримечательностями Лондона  или Парижа, красотами тропических  морей или, в крайнем случае, с  автобусной экскурсией по городам Золотого Кольца. Неудивительно, что появившееся  в нашем обиходе сравнительно недавно словосочетание «деловой туризм»  вызывает у многих недоумение.

Туризм в традиционном смысле этого слова возник в середине XIX века. Его популярность росла вместе с созданием и развитием транспортной инфраструктуры и индустрии гостеприимства - строительством железных дорог, морских  лайнеров, гостиниц, открытием электричества  и появлением телеграфной и телефонной связи.

До появления всех этих достижений туристические поездки  были практически невозможны, ведь еще в первой половине ХIX века самый скоростной в те годы вид транспорта - почтовые тройки - предназначались только для «путешествующих по казенной надобности», чей статус подтверждался специальным документом - так называемой «подорожной». Настоящий туристический бум начался в 50-х годах ХХ века. К жизни его вызвало развитие реактивной авиации, позволившей резко сократить время на дорогу и открывшей «широким массам трудящихся» ранее не доступные им экзотические уголки мира.

У делового туризма «биография»  более солидная. Она восходит еще  к временам Ветхого Завета, когда  изгнанные из рая Адам и Ева  отправились на поиски своего места  под солнцем. Практически вся  дальнейшая история человечества напрямую связана с деловым туризмом. Добрая половина знаменитых арабских сказок посвящена описанию путешествий  купца Синдбада. А кто проложил путь из Варяг в Греки и Великий Шелковый Путь? Кто сделал Великие географические открытия? Зачем отправлялись в путь Марко Поло и Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб и многие-многие тысячи других энергичных и отважных представителей человеческого рода? Мы привычно называем их искателями приключений, но не надо забывать, что большинство из них отравлялись в путь для достижения конкретной цели. То есть, выражаясь современным языком, они совершали самые настоящие деловые поездки.

1.2 Понятие и особенности  делового туризма

Деловой туризм -- это поездки (командировки) сотрудников компаний/организаций с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий. Роб Девидсон в своей книге описал это понятие следующим образом: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями». [5]

Деловой туризм или индустрия  встреч - емкое понятие. В его структуре  выделяется два сегмента - классические деловые поездки (КДП) и сегмент, название которого образует известная  англоязычная аббревиатура MICE. Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Meetings - М (встречи), Incentives - I (инсентив-мероприятия), Conventions - С (конференции), Exhibitions - Е (выставки).

Два сегмента индустрии делового туризма различаются как по существу, так и по формальным признакам. По целевым установкам КДП - это «собственно  работа на выезде» (командировки с конкретными  служебными целями - реализацией бизнес-функций  компаниями и фирмами) либо поездки  для заключения новых контрактов в сфере бизнеса (своего рода «момент  истины» в работе субъектов бизнеса). MICE-мероприятия - это, как правило, «обслуживание» собственно бизнес-деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров и т.п.), т.е. работа на перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников и т.п.). Целевые различия отражаются в специфике организации КДП и MICE-поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от КДП, рассчитанной на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE-мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц.

В целом структура делового туризма многогранна: деловые поездки  принимают самые разные формы, сочетаются между собой (одна поездка может  преследовать несколько целей), комбинируются  с общепринятыми формами классического  туризма, с рекреацией. Иногда очень  трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

Обзор внутренней структуры MICE-сегмента индустрии делового туризма. [1] Она включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.

1. Поездки на конгрессы,  конференции, саммиты, симпозиумы  выделяются особым составом участников:

- корпоративные участники  - крупные, средние или мелкие  компании, чьи основные мотивы  встреч носят коммерческий характер. Это могут быть встречи по  вопросам маркетинга и продаж, по внедрению нового продукта, кадровым вопросам, тренинги менеджеров  и т.д. Корпоративный сегмент  - самый емкий (по числу мероприятий)  сектор деловых поездок на  конгрессы, конференции, саммиты,  съезды, симпозиумы (73--75%). Корпораторы часто прибегают к услугам профессиональных компаний - организаторов деловых встреч. По данным Международного объединения профессионалов деловых встреч, в 2002 г. 70% европейских компаний не имели представления, сколько средств нужно выделять на планирование и проведение корпоративных мероприятий, и пользовались услугами турфирм. К примеру, около 80% британских компаний предпочитают работать с профессиональными устроителями, а не держать специальный штат по организации деловых встреч;

- ассоциации и их члены.  Ассоциации проводят мероприятия  для решения «цеховых» проблем,  часто торгово-экономического или  научного (и иного творческого)  характера. Член ассоциации имеет  право выбора и, в отличие  от корпоративных мероприятий,  может отказаться от участия  в нем. Все расходы, связанные  с поездкой, он берет на себя. На некорпоративный сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 14-15% всех мероприятий. Эти встречи объединяют широкий круг участников - в среднем 200-250 делегатов. Около 8% встреч собирают аудиторию в 2000 и более делегатов. Для сравнения: на корпоративных мероприятиях число участников колеблется в среднем от 20 до 250 человек. Место проведения некорпоративного делового мероприятия выбирается на конкурсной основе (тендер). Инициатива его организации исходит от местного члена ассоциации. Решение о проведении мероприятия принимается не менее чем за 2-3 года до начала мероприятия. Для проведения мероприятия ассоциация создает оргкомитет, который определяет время и место его проведения, бюджет, заключает договор с поставщиками услуг либо с организаторами встреч;

- правительственные структуры,  образовательные организации, органы  здравоохранения, а также экипажи  международных рейсов. На этот  сектор приходится около 12% общего  числа проводимых мероприятий.  Иногда эту группу участников  объединяют с ассоциациями.

2. Поездки на выставки  и торговые ярмарки. Эти мероприятия  проводятся для презентации продуктов  и услуг в целях информирования  гостей и стимулирования продаж. Участников выставок и торговых  ярмарок можно разделить на  две категории: экспоненты, рекламирующие  и продающие свою продукцию,  и посетители, которые приезжают  с целью ознакомления с последними  достижениями в разных областях  экономики, науки, искусства, для  заключения сделок и подписания  договоров.

Существует много классификаций  выставок и ярмарок по составу  участников (международные, национальные, межрегиональные и местные), предмету экспозиции (универсальные, тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте  проведения (периодические, сезонные, единовременные), способу проведения (постоянные, передвижные), целям (для  осуществления оптовых и розничных  продаж, для предоставления информации о достижениях, коммуникационные) и  др.

Участники конференций и  ярмарок являются активными потребителями  широкого набора услуг как непосредственно  связанных с мероприятием, так  и выходящих за его рамки. Доходы от проведения выставок складываются не только из поступлений от продажи  экспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам и  посетителям (туристские услуги, входные  билеты, клубные мероприятия и  презентации, общественное питание  и т.п.). Дополнительные услуги обеспечивают более половины всей суммы поступлений  от данного вида делового туризма. Экономика  некоторых крупных городов в  значительной мере ориентирована на выставочную деятельность, например, таким центром Европы является Франкфурт-на-Майне (Германия).

3. Инсентив-мероприятия. Появление инсентив-туризма относится к 1960-м гг., а его расцвет пришелся на 1970-1980-е гг. Компании (корпораторы) участвуют в инсентив-мероприятиях по двум причинам. Во-первых, для поддержания внешнего имиджа фирмы: 50% компаний во всем мире проводят их, чтобы внедрить новый продукт, 35% - для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата путем поощрения сотрудников (15% компаний).

Инсентив-мероприятия проводятся в разных формах: организация совещаний и конференций «без галстуков», презентаций и продвижения продукции, поездок на отдых, поощрения, обучения сотрудников, тренингов, выявления творческих личностей. В них принимают участие сотрудники, дилеры и партнеры компании.

Информация о работе Проблемы развития делового туризма в России