Проблемы развития делового туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: охарактеризовать перспективы развития делового туризма в России.
Объект исследования - деловой туризм в России.
Предмет исследования - состояние и перспективы развития делового туризма в России.
Задачи:
Рассмотреть особенности делового туризма
Изучить деловой туризм в России.
Проанализировать перспективы развития делового туризма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
1.1 История делового туризма
1.2 Понятие и особенности делового туризма
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
2.1 Состояние делового туризма в России
2.2 Перспективы развития делового туризма в России
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
3.1 Проблемы развития делового туризма в России
3.2 Совершенствование структуры организации делового туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Деловой туризм Проблемы развития в России (13).docx

— 46.84 Кб (Скачать документ)

Средняя продолжительность  инсентив-тура составляет 6-7 дней. В составе инсентив-групп доминируют руководящий персонал (31%) и менеджеры по продажам (26%), на партнеров приходится около 29% и дистрибьюторов -- 14%.

В современной структуре  международного делового туризма превалируют  классические деловые поездки (70% всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и конференции составляет более 15%, на выставки и ярмарки - более 11%. Примерно 3-4% поездок приходится на инсентив-туры.

К основным целям совершения деловых путешествий относится:

- Проведение встреч и  переговоров с партнёрами;

- Проведение совещаний  с руководством и коллегами,  представителей филиалов и дочерних  структур;

- Инспекция работы представительств  и филиалов;

- Установление и налаживание  деловых контактов;

- Посещение профессиональных  мероприятий (выставок, конференций  и т. д.);

- Обучение сотрудников;

- Обращение в государственные  структуры различных стран, с  целью получения сертификатов, лицензий, разрешений и т. д.

Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный  специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически  обязательным условием является владение английским языком.

Средняя продолжительность  служебной поездки в страны, расположенные  на другом континенте, составляет 12- 13 дней, внутри региона - 5- 6 дней, а по своей стране - 3- 4 дня.

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

2.1 Состояние делового  туризма в России

Деловой туризм является перспективным  направлением в западных странах. Благодаря  ему существует хорошая возможность  расширить границы бизнеса, найти  новых деловых партнеров, а также  совместить приятное с полезным и попросту посетить другие страны.

Однако в нашей стране дело обстоит несколько иначе. Бизнес-туризм, давно уже являющийся отдельным  направлением в сфере услуг туроператоров, в России существует разве что  в рамках индивидуального туризма. Во многом это объясняется самими турфирмами тем, что деловой туризм сегодня в нашей стране не является выгодным направлением.

Тем не менее развитие делового туризма в России - лишь вопрос времени. Взять, к примеру, фирмы, занимающиеся непосредственно организацией деловых и корпоративных поездок за границу. Обращаясь в подобные организации, бизнесмен снимает с себя все хлопоты, связанные с организацией путешествия и может сосредоточиться непосредственно на деловом процессе. Так, в услуги таких фирм входит бронирование авиабилетов, их доставка с помощью курьера заказчику, бронирование отелей, организация всех деловых поездок и, по желанию, туристических. Заключительным элементом в списке услуг является медицинская страховка и решение вопросов, связанных с питанием. В общем, если человек полностью сосредоточен на решении рабочих вопросов и ему некогда тратить время на бронирование билетов в Интернет, набирая запрос «авиабилеты стоимость », то он может позволить себе потратить лишние деньги, обратившись в фирму, которая возьмет на себя организацию его поездки.

Более положительные тенденции развития имеет въездной деловой туризм. Так, в Москве, Санкт-Петербурге и областных центрах ведется строительство всевозможных бизнес-центров, гостиниц. Также наблюдается постоянный рост количества деловых форумов, конгрессов, выставок и прочих бизнес-мероприятий. По статистике, более половины приезжающих иностранцев в нашу страну - бизнесмены. Соответственно, прибыльным делом сегодня считается строительство конгресс-центров и комфортабельных гостиниц, оснащенных всем необходимым для проведения деловых встреч.

В России проводится не только множество крупных международных  выставок, посвященных различным  отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и  ярмарки для самого широкого круга  посетителей. Они собирают массу  специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют  филиалы и представительства  сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии - но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и пр. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.

Популярность поездок  на выставки очень высока, а, например, доля «чистого» инсентива практически равна нулю. При этом, если в мировом тур-потоке доля бизнес-туристов составляет 25-30%, то в России - менее 20%. В то же время абсолютно другое распределение демонстрируют Москва и С.-Петербург, где во въездном потоке доля бизнесменов приближается к 60%. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [10]

Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В 2002 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.

Гораздо хуже обстоит ситуация в регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически  пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного  так называемой «русской экзотикой». Стоимость транспортных услуг также  не может составить конкуренцию. Для сравнения: перелет на озеро Байкал обойдется в 400$, в то время как поездка на поезде, например, до Варшавы стоит 100$. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении: если вы вдруг захотите провести бизнес-семинар в российской глубинке, соблазнившись низкими ценами на аренду и питание, то, скорее всего, можете столкнуться с такими проблемами, как отсутствие подходящего зала для мероприятия, наличие компьютеров, организация интернет и мобильной связи. При этом единственным доступным способом срочной пересылки деловых документов из регионов останется экспресс-почта ЕМС Гарантпост.

Среди основных игроков рынка  делового туризма в России можно  выделить следующие: ВАО «Интурист», КМР Group, «Эпик трэвел», ВТI, UTS, «Элиос тревел». Concord, «Компания МОСКО», «Академсервис ДМС», «Спутник Тревел Клаб», «Бизнес-центр Планета Тур», а также представительства крупных западных сетевых концернов American Express, Rosenbluth, Euro Lloyd, Carlson Wagonlit. Отдельный сектор составляют компании, специализирующиеся на бронировании билетов и отелей для бизнес-поездок - «Аэро Клуб», «Инна Тур», Andrews Travel House, Infinity Travel и др

Деловой туризм значительно  и постоянно растет в течение  последних лет. Не случайно прогрессивные  страны уделяют ему пристальное  внимание. Для экономики России этот вид туризма принципиально важен, поэтому его удельный вес будет  неуклонно возрастать. [2]

Объем рынка делового туризма  в России в 2005 году составил $60-80 млн., а в 2006 году вырос на $15-20 млн. до $75-100 млн. В России наблюдается резкое деление на центр и периферию - около 70% общего объёма приходится на Москву. По данным исследований ICCA (Международная  Ассоциация конгрессов и съездов) по итогам 2006 года Россия по количеству проводимых конгрессов занимает только 42-е место. Среди городов мира у Москвы 63-е  место, а у Санкт-Петербурга - 100-е. В то же время российский рынок  делового рынка продолжает расти.

Деловой туризм активно развивается  в 115 странах мира. Крупные мероприятия  в этой сфере, как правило, проходят не в столицах, а именно в регионах, в частности, в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай). Страны - лидеры делового туризма: США, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания. Все более заметную роль в этом процессе начинает играть Китай, который по прогнозам экспертов, скоро будет включён в десятку сильнейших стран в сфере делового туризма.

Всего Россию в 2010 году с  различными целями посетили около 22,3 млн иностранных граждан из 224 стран, что на 4,4% превышает показатель предыдущего года, сообщает РИА «Новости». [9]

При этом большинство - 14 млн поездок - совершили граждане стран СНГ, еще 8,3 млн - гости из стран дальнего зарубежья. Из общего количества международных поездок 61,5% было совершено по частным приглашениям, 19,9% - по служебным делам, 9,6% - с целью туризма.

В пятерку лидеров по числу  посетивших Россию туристов входят Германия (347,2 тыс. человек), США (162,4 тыс.), Китай (158,1 тыс.), Финляндия (139,2 тыс.) и Великобритания (126,5 тыс.).

Можно назвать несколько  причин, которые делают деловой туризм одной из наиболее динамично развивающихся  областей экономики:

1) он менее других страдает  от изменяющейся политической  обстановки в мире;

2) отличительной чертой  бизнес-программ является их независимость от сезона;

3) обычно деловые поездки  планируются задолго - как минимум,  за полгода, что делает их  динамику прогнозируемой и стабильной;

4) доходность: бизнес-туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом - организацией, выступающей заказчиком мероприятия. По данным World Tourism Organization, расход на среднестатистического участника конгресса составляет 1540 евро в день.

В качестве основных тенденций  развития делового туризма в мире можно назвать возрастание интеллектуальной составляющей, устойчивый спрос на отраслевые выставки, сокращение средней  продолжительности встреч. Возрастные категории путешествующих в рамках делового туризма: мужчины 41-65 лет, женщины 30-50 лет. В последние годы в мире растет средний возраст участников деловых мероприятий и количество женщин - участников. Для России характерны более молодой возраст участников деловых мероприятий (25-45 лет) и меньшее количество женщин среди участников.

На сегодняшний день основными  дестинациями для проведения корпоративных мероприятий являются Москва и зарубежные направления, так как существующая в России инфраструктура не удовлетворяет требованиям заказчиков, в роли которых, как правило, выступают крупные российские компании или российские представительства ведущих западных компаний. Российские дестинации на конгрессе были представлены только курортом Сочи, который показался организаторам мероприятия наиболее перспективным для делового туризма регионом. Интерес к Сочи со стороны участников был достаточно большой, так как в последние годы Сочи превратился в южную столицу России, принимающую большое количество крупных мероприятий, в том числе и на высшем уровне.

Можно выделить следующие  тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма  и отмеченные участниками RBTC (Russian Business Travel Congress):

1) преобладание комбинированных  мероприятий, сочетающих в себе  конференцию и инсентив-программу;

2) традиционное предпочтение  «теплых краев» в качестве  места проведения корпоративных  мероприятий: популярные среди  российских компаний бизнес-дестинации - Турция, Египет, Кипр, Хорватия и другие курорты;

3) в случае необходимости  проведения мероприятия в России  выбор делается, в основном, в  пользу Москвы, в меньшей степени  Санкт-Петербурга, иногда - Сочи, так  как другие города просто не  обладают нужной инфраструктурой:  отели 4-5*, конгресс-центры, транспорт и т.д.

4) заказчики отмечают  дороговизну услуг делового туризма  в России относительно зарубежных  направлений, что вполне объяснимо  недостаточным предложением и  некоторой эксклюзивностью услуг  на российском рынке делового  туризма, например, сегодня в Сочи  всего 4 отеля, отвечающим требованиям  проведения деловых мероприятий  и их услуги постоянно востребованы;

5) традиционное время  проведения корпоративных мероприятий  на курортах - май, июнь и сентябрь, октябрь: теплое море, межсезонные  цены, места в отелях, хотя в  последнее время растет спрос  и на корпоративные программы  в традиционный период отпусков  июль и август - обычно это встречи  высшего менеджмента компаний  или инсентив-туры VIP-уровня.

2.2 Перспективы развития  делового туризма в России

В перспективе развития делового туризма в Российской Федерации  выделяют следующие: [7]

- создание современного  высокоэффективного и конкурентоспособного  туристского комплекса, обеспечивающего  широкие возможности для удовлетворения  потребностей российских и иностранных  граждан в разнообразных туристических  услугах;

- формирование современной  маркетинговой стратегии продвижения  регионов России на внутреннем  и международном рынках;

- разработки и реализации  рекламно-информационных программ  о регионе, в том числе создания  циклов теле- и радиопрограмм  для России и зарубежных стран,  а также проведения регулярных  рекламно-информационных кампаний  в средствах массовой информации;

- издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной  печатной продукции;

- организации и проведения  международных туристических выставок  в России;

- обеспечения деятельности  загранпредставительств по туризму,  выполняющих функции рекламно-информационных  офисов, в рамках деятельности  торговых представительств;

- поддержки и обновления  официального Интернет-портала регионов России;

- организации сети информационных  центров для иностранных и  российских туристов в регионе  при информационной поддержке  федерального органа исполнительной  власти в сфере туризма;

- проведения ознакомительных  поездок по регионам России  для иностранных журналистов;

- организации презентаций  туристических возможностей региона  в основных странах, направляющих  туристов в Россию;

- формирования современной  статистики делового туризма,  соответствующей международным  требованиям в рамках решений  Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны;

- создание организационно-правовых  и экономических условий для  стимулирования развития въездного  и внутреннего туризма требует,  определенной корректировки действующего  законодательства в части, касающейся  развития туризма, в том числе  внесения изменений и дополнений  в существующие нормативные правовые  акты в смежных областях;

Информация о работе Проблемы развития делового туризма в России