Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов (туриста) находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных (туристических) соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………5
Психологическая подготовка спортсмена……………………………...5
Психологическая подготовка в альпинизме……………………………7
Психологическая подготовка туризме………………………………....10
Психологическая подготовка в спортивном ориентировании……….19
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………....28
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...28
2.2. Методы исследования……………………………………………….....28
2.3. Организация исследования……………………………………….........28
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….... 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Набежночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Факультет адаптивной физической культуры, сервиса и туризма
Кафедра
социально-экономических
Специальность: «Рекреация и Специализация: «Менеджмент в сфере
спортивно-оздоровительный
туризм»
Группа 35
Ахметшина Разина Рузилевна
Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.
(Курсовая работа)
Допустить к защите
Зав.кафедрой СЭДСиТ
д.п.н., профессор
_________Кузнецова З.М.
«__»________2011г.
Научный руководитель:
преподаватель
кафедры СЭДСиТ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………5 | |
|
|
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………… 2.1. Цель и задачи исследования………… 2.2. Методы исследования…………………………… 2.3. Организация исследования……………… ВЫВОДЫ……………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В настоящее время спорт достиг
такой высокой степени
В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше психологически подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, уровень развития психомоторных процессов, честолюбивые мотивы и ряд других факторов готовности нередко приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным соперником.
Неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов характерный для мирового спорта, показывает недостаточность трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной. Даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции.
Существенную роль в обеспечении психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности.
Объект исследования: Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.
Предмет исследования: Роль психологической подготовки в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.
При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам; а, следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса.
Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям [5;c.289].
Известно,
что мастерство каждого спортсмена
определяется уровнем его технико-
От уровня
развития одного компонента зависит
развитие другого. Как правило, уровень
подготовленности спортсменов неодинаков,
это же наблюдается и у альпинистов.
Если в отдельных видах спорта
слабости отдельных компонентов
могут быть компенсированы за счет
других, более сильных в своем
развитии, так называемых направляющих,
допустим, у бегунов на длинные
дистанции — специальная
Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки [4; c.330].
Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: правильного мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме.
Психологическая
подготовка непосредственно к восхождению
в каждом конкретном случае включает в
себя:
• твердые представления о поставленных
задачах восхождения;
• формирование твердой уверенности в
своих силах и возможностях для решения
поставленных задач;
• преодоление отрицательных эмоций,
вызванных предстоящим спортивным мероприятием,
и создание состояния психологической
готовности к нему. К максимальным волевым
и физическим напряжениям, умение проявить
их в условиях трудных восхождений;
• полный психологический контакт с группой,
с которой будет осуществляться восхождение
(схоженность, знание характера и индивидуальных
физических, технических особенностей
товарищей по группе, уровень их теоретических
знаний и др.)[19;с.13].
1.2. Психологическая подготовка в альпинизме.
Альпинизм — вид спорта и активного отдыха, целью которого
является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит
в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота,
Важным
фактором подготовки альпиниста является
волевая подготовка. Высоких спортивных
результатов можно добиться только
при больших волевых
В повседневной
психологии воля определяется как сознательное
регулирование человеком своего
поведения и деятельности, выраженное
в умении преодолевать внутренние и
внешние трудности при
Наблюдения и специальные эксперименты (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Ш. Н. Чхартишвили и др.) указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности спортсмена.
Спортсмен,
в частности альпинист, может
и должен противостоять нежелательным
последствиям, связанным с некоторыми
видами психической напряженности,
с эмоциональными перегрузками. Противостоять
этому можно, лишь воспитывая волю,
научившись управлять эмоциями и
разумно преодолевать так называемые
“эмоциональные стрессы”. Которые
могут появляться у альпинистов
в период больших напряжений, неудач
и в особенности при сложных
аварийных ситуациях, имея в виду,
что стрессовое состояние возникает
в результате острой эмоциональной
напряженности, являющейся результатом
воздействия на человека неблагоприятных
факторов внешней или внутренней
среды.
Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся
в процессе жизни определенная совокупность
ее свойств, характеризующая достигнутый
уровень сознательной саморегуляции поведения.
Проявление
волевых качеств у альпинистов
находит свое выражение в компонентах,
составляющих волевые свойства. Это
целеустремленность, инициативность,
решительность, настойчивость, выдержка,
самостоятельность, организованность,
смелость, деловитость, самообладание
и др.
Целеустремленность — главное волевое
свойство, определяющее направление и
уровень развития всех других проявлений
воли личности. Верность своим идеалам,
чувство коллективизма, желание внести
свой вклад в общее дело — все это характерно
для целеустремленности. Вокруг этого
стержневого свойства личности, непосредственно
связанного с направленностью, группируются
другие свойства, характеризующие волевую
активность.
Инициативность — умение по собственному
почину предпринимать необходимые действия
во время учебно-тренировочных и спортивных
мероприятий, не надеяться только на других.
Решительность
— умение принимать обдуманные решения
и последовательно проводить их в жизнь.
Это свойство должно быть присуще, прежде
всего, руководителю группы.
Настойчивость — умение постоянно и длительно
преследовать цель, не снижая темпа в борьбе
с трудностями, возникающими во время
восхождений.
Выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, не поддаваться влиянию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость и т. п.
Организованность — умение планировать свои действия и поступки, а главное — руководствоваться планом при исполнении — это чаще всего относится к тактическому выполнению планов восхождений.
Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели, хотя этот риск должен быть обеспечен продуманным действием и надежностью в безопасности.
Деловитость — умение доводить продуманное дело до конца, невзирая на помехи и трудности.
Самостоятельность — умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегать без нужды к помощи других, но всегда рассчитывать на поддержку товарища, взаимодействовать с ним и, прежде всего, рассчитывать на его страховку. В поведении альпинистов в группе проявляются и другие, не менее важные, волевые свойства: дисциплинированность, исполнительность и самообладание.
Умение преодолевать трудности исполнения — основной критерий для оценки волевого развития личности. Воспитанная воля — единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного альпиниста — не автоматическая “разрядка” намерения в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности для преодоления встретившихся на практике трудностей, но и корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.
Информация о работе Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании