Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов (туриста) находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных (туристических) соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………5
Психологическая подготовка спортсмена……………………………...5
Психологическая подготовка в альпинизме……………………………7
Психологическая подготовка туризме………………………………....10
Психологическая подготовка в спортивном ориентировании……….19


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………....28
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...28
2.2. Методы исследования……………………………………………….....28
2.3. Организация исследования……………………………………….........28
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….... 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА.docx

— 68.07 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Набежночелнинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Факультет адаптивной физической культуры, сервиса и туризма

Кафедра социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма

 

Специальность: «Рекреация и               Специализация: «Менеджмент в сфере

  спортивно-оздоровительный                           рекреации и туризма»

                 туризм»                                                                                            

 

             

Группа 35

                                                                                                          Рег. № _____

 

 

Ахметшина Разина Рузилевна

Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

Допустить к защите

Зав.кафедрой СЭДСиТ

д.п.н., профессор

_________Кузнецова  З.М.

«__»________2011г.

Научный руководитель:

преподаватель

кафедры СЭДСиТ

                                                                                    _______ Шамгуллин А.З

 

 

 

 

 

 

                                               Набережные Челны 2012

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ОБЗОР…………………………………………5

    1. Психологическая подготовка спортсмена……………………………...5
    2. Психологическая подготовка в альпинизме……………………………7
    3. Психологическая подготовка туризме………………………………....10
    4. Психологическая подготовка в спортивном ориентировании……….19

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ    ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………....28

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...28

2.2. Методы исследования……………………………………………….....28

2.3. Организация исследования……………………………………….........28

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….... 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

 


 

  ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность.

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и  тактическая подготовленность сильнейших спортсменов (туриста) находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных (туристических) соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена. Чем ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена.

В этих условиях обычно побеждает  тот, кто лучше психологически подготовлен  к выступлению в каждом конкретном соревновании. Эмоциональная свежесть, уровень развития психомоторных  процессов, честолюбивые мотивы и ряд  других факторов готовности нередко  приводят к победе над физически, технически и тактически более сильным  соперником.

Неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов характерный  для мирового спорта, показывает недостаточность  трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной. Даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции.

Существенную роль в обеспечении  психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких  как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и  способности.

 

Объект исследования: Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.

Предмет исследования: Роль психологической подготовки в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании.

 

                                   

 

                                ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

                                   1.1.  Психологическая подготовка спортсмена.

 При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам; а, следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса.

Без ясного понимания всей психологической  сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным  научным и педагогическим требованиям [5;c.289].

Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой.

От уровня развития одного компонента зависит  развитие другого. Как правило, уровень  подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов  могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем  развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные  дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную  выносливость техническим мастерством  значительно труднее. Поэтому все  компоненты мастерства альпинистов  должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если он обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой.

 

Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки [4; c.330].

Общая психологическая  подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: правильного мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме.

Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя: 
• твердые представления о поставленных задачах восхождения; 
• формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; 
• преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему. К максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений; 
• полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.)[19;с.13].

 
                       

 

 

                         1.2. Психологическая подготовка в альпинизме.

          Альпинизм — вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине. В спортивных соревнованиях по альпинизму объектом состязания являются высота вершины, техническая сложность пройденного маршрута, его характер и протяжённость.

Важным  фактором подготовки альпиниста является волевая подготовка. Высоких спортивных результатов можно добиться только при больших волевых напряжениях. И. М. Сеченов говорил: “Человек властен  не только над своим телом, управляет  не только своими поступками, но власть его распространяется даже на мысли, желания, страсти и пр.”. Альпинисту приходится все время преодолевать всевозможные трудности, в частности  огромные длительные физические и психические  нагрузки, утомление, в трудных условиях быстро оценивать обстановку и принимать  решение. Деятельность альпиниста имеет  сугубо волевую направленность, поэтому  воспитание воли у альпиниста —  одна из центральных проблем современной  подготовки [3;c.136].

В повседневной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и  внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля личности проявляется не во всякой, а лишь в сознательно направленной активности, когда человек борется  за достижение поставленной цели, соответствующей  его нравственным принципам и  убеждениям. Для всех волевых проявлений характерен один общий признак —  сознательная борьба личности с трудностями, неизбежными при решении всякой более или менее сложной задачи, что выражается в целенаправленном регулировании поведения, деятельности. Следовательно, наличие воли у человека неразрывно связано с наличием значимых, важных для него целей и задач. Говоря о значении воли у альпинистов, следует отметить, что волевые усилия наиболее сильно проявляются тогда, когда альпинист обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха [8;c.462].

Наблюдения  и специальные эксперименты (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Ш. Н. Чхартишвили  и др.) указывают на огромную эффективность  волевых усилий в деятельности спортсмена.

Спортсмен, в частности альпинист, может  и должен противостоять нежелательным  последствиям, связанным с некоторыми видами психической напряженности, с эмоциональными перегрузками. Противостоять  этому можно, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и  разумно преодолевать так называемые “эмоциональные стрессы”. Которые  могут появляться у альпинистов  в период больших напряжений, неудач и в особенности при сложных  аварийных ситуациях, имея в виду, что стрессовое состояние возникает  в результате острой эмоциональной  напряженности, являющейся результатом  воздействия на человека неблагоприятных  факторов внешней или внутренней среды. 
Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.

Проявление  волевых качеств у альпинистов  находит свое выражение в компонентах, составляющих волевые свойства. Это  целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость, самообладание  и др. 
Целеустремленность — главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития всех других проявлений воли личности. Верность своим идеалам, чувство коллективизма, желание внести свой вклад в общее дело — все это характерно для целеустремленности. Вокруг этого стержневого свойства личности, непосредственно связанного с направленностью, группируются другие свойства, характеризующие волевую активность. 
Инициативность — умение по собственному почину предпринимать необходимые действия во время учебно-тренировочных и спортивных мероприятий, не надеяться только на других.

Решительность — умение принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь. Это свойство должно быть присуще, прежде всего, руководителю группы. 
Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая темпа в борьбе с трудностями, возникающими во время восхождений.

Выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, не поддаваться влиянию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость и т. п.

Организованность — умение планировать свои действия и поступки, а главное — руководствоваться планом при исполнении — это чаще всего относится к тактическому выполнению планов восхождений.

Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели, хотя этот риск должен быть обеспечен продуманным действием и надежностью в безопасности.

Деловитость — умение доводить продуманное дело до конца, невзирая на помехи и трудности.

Самостоятельность — умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегать без нужды к помощи других, но всегда рассчитывать на поддержку товарища, взаимодействовать с ним и, прежде всего, рассчитывать на его страховку. В поведении альпинистов в группе проявляются и другие, не менее важные, волевые свойства: дисциплинированность, исполнительность и самообладание.

Умение  преодолевать трудности исполнения — основной критерий для оценки волевого развития личности. Воспитанная воля — единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного альпиниста — не автоматическая “разрядка” намерения в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности для преодоления встретившихся на практике трудностей, но и корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.

Информация о работе Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании