Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа
В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов (туриста) находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных (туристических) соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………5
Психологическая подготовка спортсмена……………………………...5
Психологическая подготовка в альпинизме……………………………7
Психологическая подготовка туризме………………………………....10
Психологическая подготовка в спортивном ориентировании……….19
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………....28
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...28
2.2. Методы исследования……………………………………………….....28
2.3. Организация исследования……………………………………….........28
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….... 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
Достижение высокого
спортивного мастерства во многом зависит
от уровня развития специализированных
психических процессов и качеств, которые
позволяют спортсмену реализовать свои
физические и технико-тактические возможности.
Каждый вид спорта имеет свои ведущие
специализированные психические процессы
и качества, уровень развития которых
влияет на спортивный результат.
Анализируя спортивные результаты выдающихся
альпинистов, таких как В. Абалаков, И.
Кузьмин, А. Овчинников, С. Бершов, Б. Романов,
А. Букреев, В. Хрищатый и др., можно установить
характерные особенности психических
процессов, высокий уровень которых позволил
этим спортсменам добиться высоких спортивных
результатов в альпинизме.
К наиболее важным психическим процессам, характерным для альпинистов, можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентировка на местности (маршруте), чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление [14;c.80].
1.3. Психологическая подготовка в туризме
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника [1;c.272].
Профессиональная
психологическая подготовка, как
правило, строится с учетом научных
рекомендаций. Многие ценные сведения
о поведении людей в сложных
природных условиях (высокогорья, при
низких и высоких температурах),
в малонаселенных районах были получены
во время туристских походов, экспедиций
А. Бомбара, Т. Хейердала, экспедиций «Комсомольской
правды». Туристские походы являются не
только средством массового отдыха,
нередко они требуют
Комплексная
психологическая подготовка состоит
из индивидуальной и групповой подготовки.
Индивидуальная психологическая подготовка,
прежде всего, предполагает получение
исчерпывающих сведений о районе
путешествия и его цели. Участники
предстоящего похода должны соразмерить
свои возможности с вероятными трудностями.
Легкомыслие, завышенная самооценка могут
привести к разочарованию, конфликт
с группой, сходу с маршрута, а
то и к более тяжелым
Однако сами по себе знания о возможных трудностях не гарантируют успеха. Не менее важны практические навыки и умения, которые могут быть приобретены только в тренировочных походах, максимально приближенных к условиям предстоящего путешествия. Впрочем, опыт показал, что при столкновении с неожиданными трудностями наилучшим способом действуют отнюдь не самые опытные или физически сильные туристы. Нередко более важным оказывается способность сохранить стойкость и душевное равновесие, оптимизм, мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей.
Специалисты
по социальной психологии различают
несколько уровней контактных групп.
Исходной точкой отсчета является группа-конгломерат,
совокупность ранее непосредственно
незнакомых людей, собранных в одно
время и в одном месте. Это
может быть вновь сформированная
группа самодеятельных туристов либо
группа плановых туристов, только что
прибывших на турбазу по путевке.
По мере знакомства внутри группы образуются
связи, симпатии и антипатии, постепенно
выкристаллизовывается
Тем не менее процесс формирования группы уже начался. Психологический климат, лицо группы, ее традиции формируются с первых же минут общения. Кто-то пришел с другом, другие в одиночку, один разговорчив и собрал вокруг себя слушателей, другой замкнут и держится обособленно. На первых порах формирование группы носит стихийный характер, зависящий от индивидуальных особенностей туристов.
Важно своевременно направить формирование группы в должном направлении, иначе стихийно сложившиеся микрогруппировки будут угрожать расколом.
При должном
руководстве группой
В зависимости от численности группы ее внутренняя структура может усложняться «по вертикали» и «по горизонтали». По мере нарастания групповой сплоченности появляется тенденция к обособлению от других групп и коллективов. При «автономизации» туристы как бы растворяются в группе, появляется разграничение на «мы» и «они». Тенденция к обособлению и замкнутости туристской группы ведет к появлению узко корпоративного духа, групповому эгоизму, при котором личные и групповые интересы оказываются подчас сильнее общественных.
Отличительной чертой туристских групп-коллективов является высокая общественная активность, готовность прийти на помощь товарищам, попутчикам. В таких коллективах сильны традиции, интересы туристов разнообразны, они много времени проводят вместе. Большое значение имеет преемственность целей. После завершения похода группа не распадается, а ставит перед собой новые, более сложные задачи. Члены туристского коллектива требовательны и принципиальны, они много внимания уделяют подготовке новичков, ведут занятия с учащимися, студентами, рабочей молодежью. Многие туристы даже после окончания своей спортивной карьеры долго сохраняют связь с коллективом.
Развитие исходной группы-конгломерата может приобрести и нежелательное направление, если ее члены будут стремиться прежде всего к достижению собственных эгоистических целей в ущерб своим товарищам. В таком случае группа оказывается разобщенной, внутри ее образуются неустойчивые, ситуативные микрогруппировки. Имеющиеся противоречия ведут к столкновениям, конфликтам, ущемлению интересов одних туристов за счет других, чьи интересы учитываются в первую очередь. При столкновении с трудностями такая группа нередко оказывается дезорганизованной, в ее недрах подготавливается почва для конфликтов, вспышек агрессивности [12;c.144].
Еще более неблагоприятная обстановка складывается в группе, руководство которой использует ее как средство достижения собственных целей; нередко оно манипулирует туристами, сознательно сталкивая их в своих интересах по принципу «разделяй и властвуй». По существу, такая группа является анти коллективом.
При организационном
оформлении туристской группы не всегда
удается полностью учесть желания
и личные симпатии туристов. В связи
с этим возникает проблема расхождения
формальных (официальных) и неформальных
взаимоотношений. В особенно сложном
положении оказывается
Необходимо различать подлинное лидерство и стремление к доминированию, официальное и неофициальное лидерство, устойчивое и ситуативное и т. д. В группе может быть один лидер или несколько, конкурирующие между собой или действующие в разных сферах: спортивной, хозяйственной, организационной, коммуникативной и т. д. Необходимо отметить, что в присутствии единоличного лидера другие члены группы могут испытывать психологический дискомфорт, находиться в подавленном настроении.
В туристской
группе, наряду с явным лидером, может
быть и скрытый, который при некоторых
обстоятельствах может
Демократический
стиль руководства более
Демократический лидер в своей деятельности стремится учитывать индивидуальные особенности, знания и опыт членов группы. Он не избирателен в контактах, равен в обращении со всеми туристами, объективно оценивает возможности и личные качества своих спутников. Авторитарный лидер исходит из усредненных представлений о членах группы, не учитывает их индивидуальных особенностей, хотя порой выделяет несколько туристов, близко сходится с ними и использует их в своих целях. Порой он резок, нетактичен, судит о людях субъективно. Такие свойства лидера усиливают психологическую напряженность в группе, создают нервозную обстановку. Целенаправленность авторитарного лидера нередко ведет к значительным спортивным успехам, но ужиться с ним нелегко. Опытный руководитель туристской группы должен уметь варьировать стиль своей деятельности в зависимости от состава группы и обстоятельств. Авторитарное руководство целесообразно в отношении вновь сформированной группы новичков, способных по неопытности допустить ошибку. В «схоженной» группе со сложившимися отношениями и традициями лучше справляется со своими обязанностями демократический лидер, которому в этом помогают его товарищи.
При организации туристского похода особенно тщательно следует продумать вопрос о руководителе группы. Далеко не каждый турист после участия в нескольких походах оказывается подготовленным к новой роли. Здесь необходим строгий контроль, поскольку во главе «диких», незарегистрированных туристских групп могут оказаться авантюристы. Как известно, большинство чрезвычайных происшествий происходит с туристами, действующими в обход установленных правил.
Отсутствие или избыток лидеров группы — одна из существенных причине дееспособности туристской группы. Группа, состоящая из пассивных туристов, будет вялой, недостаточно динамичной. Если же каждый турист будет претендовать на роль лидера, проявлять ненужную инициативу, возникнут непримиримые противоречия. Желательно, чтобы в группе был один непререкаемый авторитет и несколько потенциальных лидеров, дополняющих друг друга в разных сферах деятельности.
Важным фактором успешной коллективной деятельности является совместимость: физическая, психологическая, социальная. Различия в физической подготовке туристов сказываются на продуктивности совместной деятельности, на психологическом климате. Например, движение по маршруту в среднем темпе сильным туристам кажется слишком медленным, а физически плохо подготовленным — чрезмерно быстрым. Это может привести к конфликту.
Несходство
темпераментов людей, выполняющих
совместную работу, также может вызвать
недовольство. Легко представить
себе, как будет раздражать холерика
медлительность, вялость его напарника-
Психологическая совместимость членов группы определяется сходством их интересов и стремлений, единством целей и мотивов, реализуемых в походе. Если один из туристов стремится просто отдохнуть, развеяться, другой интересуется памятниками старины, третьего привлекает первозданная природа, а четвертого — выполнение спортивного разряда, то, естественно, каждому из них следует поискать спутников с общими интересами. Совместимость группы в какой-то мере зависит от близости интеллектуального уровня туристов, сходства их характеров и даже привычек. Сказанное не означает, что, объединив похожих друг на друга людей в одну группу, мы автоматически добьемся успеха. Формирование группы требует времени, практической схоженности и, конечно, обоюдного желания достичь поставленной цели, даже если для этого придется в чем-то поступиться собственными интересами. С другой стороны, неповторимая индивидуальность каждого при доброжелательном отношении друг к другу способствует духовному обогащению. Ведь, как известно, «противоположности сходятся». Принцип дополнительности состоит в том, что один из партнеров по совместной деятельности - должен брать инициативу в свои руки, быть лидером и вести другого за собой. В другом виде деятельности они могут поменяться ролями и т. д.
Существенное значение имеет количество участников похода. Социально-психологические исследования показали, что предельная численность контактной группы не должна превышать 30 человек, в противном случае она будет недостаточно сплоченной и плохо управляемой. Возникновение микрогруппировок следует предупредить, разделив группу на подразделения с собственными органами управления. Особое внимание следует уделить непопулярным членам группы, находящимся на «периферии» общения, в изоляции. По-видимому, оптимальная численность туристской группы должна быть 7±2 человек
Многих
туристов интересует вопрос о влиянии
на эффективность групповой
Информация о работе Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании