Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание

В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов (туриста) находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных (туристических) соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………5
Психологическая подготовка спортсмена……………………………...5
Психологическая подготовка в альпинизме……………………………7
Психологическая подготовка туризме………………………………....10
Психологическая подготовка в спортивном ориентировании……….19


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………....28
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...28
2.2. Методы исследования……………………………………………….....28
2.3. Организация исследования……………………………………….........28
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….... 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА.docx

— 68.07 Кб (Скачать документ)

Проблема в том, что ориентировщики, которые имеют высокую внешнюю  мотивацию на соревнованиях, пока они  побеждают или добиваются признания  другим путем, с трудом справляются  с проигрышем. С другой стороны, ориентировщики, имеющие внутреннюю мотивацию справляются  с этим более эффективно, так как  их цели касаются развития навыков. Можно  иметь и внутреннюю, и внешнюю  мотивацию. Например, во время тренировки мотивация может быть внутренней, а во время соревнований будут  преобладать внешние мотивы. В  зависимости от характера мотивации  будут выбраны пути тренировки и  подготовки к соревнованиям различных  спортсменов. Ориентировщики профессионалы  и любители, конечно же, будут  иметь различные мотивы.

Чтобы достичь успеха, соревнующийся  ориентировщик должен иметь и  внутренние, и внешние мотивы. Создание баланса между желанием победить и контролировать ситуацию с помощью  мастерства и техники также важно, как развитие и использование соответствующих психологических навыков.

Внимание и концентрация

Ориентирование связано с быстрым  принятием решения, основанного  на информации карты и физической подготовке. Обычно имеются несколько  вариантов, которые нужно рассмотреть, и ориентировщик должен сделать  выбор пути движения, основанный на его подготовке и техническом  опыте. Правильный выбор маршрута зависит  от способности сконцентрироваться и обратить внимание на соответствующие  детали карты и окружающей среды. Количество информации, которая может  быть поглощена, не безгранично, так  что важно развить способность  выборочно следить за моментами, которые могут повлиять на выступление [15;c.181].

 

         

 

      ГЛАВА  2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

                                     2.1 Цель работы

Изучить психологическую подготовленность туристов в альпинизме, туризме и спортивном ориентировании.

                                           

                                2.2. Задачи исследования

1. Провести  анализ литературных источников  по теме исследования.

2. Провести  анкетирование и тестирование.

3.Разработать  методику психологического тренинга.

 

                                2.3. Методы исследования

Решение поставленных задач будет осуществляться посредством применения следующих  методов исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • анкетирование;
  • тестирование;

         - методы математической статистики;

         - методика психологического тренинга.

        Анализ научно-методической  литературы

На первом этапе обследования нами было изучено 20 источников литературы, в которых на основе углубленного изучения мы получили информацию о психологическом подготовленности туристов.

         Анкетирование

Анкетирование - метод сбора социальной информации. Анкетирование дает возможность  за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что  особенно важно при оперативном  изучении общественного мнения. Основным инструментом анкетирования является анкета  (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да - нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное.

 

Тестирование

Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. В задачи тестирования не входит определение причин несоответствия заданным требованиям (спецификациям). Тестирование — один из разделов диагностики.

Тестирование применяется в  технике, медицине, психиатрии, образовании  для определения пригодности  объекта тестирования для выполнения тех или иных функций. Качество тестирования и достоверность его результатов  в значительной степени зависит  от тестировщика.

Технология тестирования состоит  из следующих частей:

  • внешнее воздействие;
  • реакция испытуемого;
  • оценка реакции и выводы.

Испытания проводятся многократно, при  разных внешних воздействиях, до тех  пор, пока тестер не сможет принять  решение о пригодности испытуемого  к реализации заданных функций.

В технической диагностике(цифровые устройства) применяются формализованные  методы разработки минимальных, необходимых  и достаточных тестов проверки работоспособности (соответствия спецификациям). Недостатком  формальных методов разработки тестов цифровых устройств является использование модели статических неисправностей (обрыв, короткое замыкание, и т. п.).

 

Методы математической статистики.

Среднее арифметическое – это показатель среднего уровня самого типичного и характерного для всего ряда.

 

Стандартная ошибка среднего (термин был впервые введен Юлом, 1897) это теоретическое стандартное отклонение всех средних выборки размера n, извлекаемое из совокупности, и зависящая от совокупной дисперсии (сигма) и размера выборки (n),выглядит следующим образом:

 

Стандартное отклонение - это статистический термин, который является хорошим индикатором изменчивости. Он измеряет насколько широко значения рассеяны от среднего значения. Дисперсия является разницей между фактическим значением.

      для n≤30

 

       для n≥30

 

Методика психологического тренинга.

Тренинг  — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

На тренинге используются следующие  методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и  др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

 

2.4. Организация исследования

Исследования  по теме работы займут промежуток времени  с марта 2012 по май 2013 г.

В анкетировании  и тестировании примут участия около 100 респондентов респонденты занимающиеся альпинизмом, туризмом и спортивным ориентированием.

Исследование  будет проведено в несколько  взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (март 2012 г. – май 2012 г.) была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования; определены объект и предмет исследования; намечена цель исследования и поставлены задачи для достижения этой цели, а также выбраны методы для решения задач; определен контингент исследуемых.

На втором этапе (декабрь 2012 г. – май 2013 г.) будет проведена анкетирование и тестирование.

Третий этап (май 2013 г.) будет заключаться в статистической обработке полученных в ходе исследования результатов, их интерпретации, формулировке выводов, разработке практических рекомендаций.

Четвертый этап  (июнь 2013 г. – август 2013 г.) будет проведен психологический тренинг.

 

                                            

       ВЫВОДЫ

 

Психологическая подготовка туристов в спортивном  ориентировании, альпинизме и туризме не является одномоментным процессом, а длиться многие годы, охватывая все сферы жизни спортсмена. Она включает ряд компонентов, неразделимо связанных между собой  (Спортивный отбор и ориентация, спортивная тренировка, система соревнований, внетренировочные и внесоревновательные факторы). Только в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности спортсмена и его готовности к достижению высоких спортивных результатов.

 

 

                                 Список литературы

 

  1. Айдарилиев А.А., Максимов А.Т. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л. : Наука, 1988. – 272 с.
  2. Байковский Ю.В. Влияние индивидуально-психологических факторов на интерперсональные отношения в группах, действующих в экстремальных условиях (на примере альпинизма): автореф.дис. .канд.психол. наук. М., 1989. – 19 с.
  3. Байковский Ю.В. Психология альпинистских групп. -Элиста: Джангар, 1992. — 136 с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальный психической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 330 с.
  5. Волков И.П Практикум по спортивной психологии. – СПБ.: Питер, 2002. 289 с.
  6. Вяткин Л.А.,Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: учеб,пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2001. 208 с.
  7. Гонопольский В.Н.Туризм и спортивное ориентирование: учеб, для ин-тов и тех-мов физ.культ. –М.:ФиС, 1987. -240 с.
  8. Захаров 77.77., Степенко Т.П. Школа альпинизма. Начальная подготовка. – М.:Физкультура и спорт, 1989. 462 с.
  9. Кванникова Т.В. Педагогические условия формирования психофизической готовности студентов в процессе занятий туризмом и спортивным ориентированием:автореферат дис. . канд. Пед. Наук. –Ярославль,2007 -22 с.
  10. Клъин В.С. Психология воли. СПБ.: Питер, 1999. – 360 с.
  11. Казанцев С.А. Интегральная подготовка спортсменов- ориентировщиков: дис. канд. пед. наук. СПБ, 2005. -145 с.
  12. Калошина Н.В. Спортивный туризм: учеб, пособие. М.: Советский спорт, 1998. – 144 с.
  13. Кравчук Т.А.,  Зданович И.А Спортивные походы :методические рекомендации. Омск: Изд-во СибГАФК,2002. -72 с.
  14. Курсаков А.В Кошелев М.В Альпинистские  технологии в  поисково- спасательных  работах. М.:Изд-во НЦ ЭМАС, 2001. – 80с.
  15. Лох КВ.  Особенности взаимосвязи характеристик малой группы и эффективности ее деятельности в различных условиях: на материале горноспасательной службы: дис. . канд.психол. наук. -  Ярославль, 2001. 181 с.
  16. Матвеев Л.П. Основы общей  теории  спорта  и  системы  подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература,1999. -317с.
  17. Рудестам К.М. Групповая психотерапия. СПБ.:  Питер, 2000. – 373 с.
  18. Шалев О.А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях: автореф. дис. .канд. психол. Наук. –Ярославль, 2006.-18 с.
  19. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  20. Юркина Л.Ю Социально-психологическая подготовка туристов: дис. . канд. Психол.наук. – СПБ., 1998. – 231 с.

 

   


Информация о работе Психологическая подготовка в альпинизме, туризме, спортивном ориентировании