Развитие теории управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение организации управления качеством.

Содержание

Введение
1. История возникновения науки "Управление качеством"
2. Современное содержание науки "Управление качеством"
3. Методы измерения качества продукции
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.41 Кб (Скачать документ)

Таким образом, характерное для Японии начала 80-х годов ХХ века направление  остается актуальным в мире и сейчас.

Зарубежных специалистов в области управления качеством принято разделять на две группы. К первой относятся те, кто считает, что конкурентный мир требует полного отказа от привычных подходов и стиля работы для создания совершенно новой культуры управления. Такие взгляды характерны в основном для японских специалистов и для Деминга. Взгляды представителей второй группы более прагматичны. Они полагают, что постоянное совершенствование имеющихся систем с акцентом на качество позволяет компаниям выживать и сохранять конкурентоспособность. К этой группе, как правило, относят Дж. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума.

Деминг  оказал величайшее влияние на возрождение послевоенной Японии и США в 80-х годах прошлого столетия. Доктор Деминг является «наставником по качеству», о котором слышали даже те, кто имеет весьма далекое отношение к промышленности.

Деминг  является автором 14 ключевых принципов-заповедей, которые он рассматривал как основу преобразования американской промышленности. Они же были темой уроков для высшего  японского менеджмента в 1950 г.

Данные заповеди и их характеристика заключаются в следующем:

    1. Постоянство цели - улучшение продукции и обслуживания.
    2. Новая философия для нового экономического периода проявляется в познании менеджерами своих обязанностей и принятии на себя лидерства на пути к переменам.
    3. Необходимо покончить с зависимостью от массового контроля в достижении качества, исключить необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции и «встраивая» его в продукцию.
    4. Необходимо покончить с практикой закупок по самой дешевой цене Вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.
    5. Необходимо улучшать каждый процесс для повышения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.
    6. Необходимо ввести в практику подготовку и переподготовку кадров.
    7. Учреждение «лидерства». Процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу.
    8. Необходимо изгонять страхи, чтобы все могли эффективно работать для компании.
    9. Разрушение барьеров между подразделениями.
    10. Отказ от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала.
    11. Устранение произвольно установленных заданий и количественных норм.
    12. Необходимо дать работникам возможность гордиться своим трудом.
    13. Поощрение стремления к образованию и совершенствованию.
    14. Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.

Демингом  также были выработаны принципы постоянного  улучшения при решении любых  проблем. Деятельность руководителя по улучшению качества включает четыре этапа:

    1. наблюдение (руководитель собирает информацию о деятельности своего подразделения, определяет, какие изменения в этой области необходимы);
    2. разработка мероприятия (руководитель решает, какие
    3. организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту работу подчиненных, какие меры по их мотивации он должен использовать);
    4. внедрение (руководитель наблюдает за ходом внедрения, контролирует действия подчиненных, собирает информацию для выполнения следующего этапа);
    5. анализ (руководитель анализирует результаты внедрения, накапливает опыт для следующего этапа наблюдения).

Доктор  Деминг вошел в историю как  человек, не только предсказавший грандиозный  успех будущего японской экономики, но и научивший японцев, как достичь  этого будущего.

Другой  ученый Джозеф Мозес Джуран (род. в 1904 г.) – американский специалист в  области качества, академик Международной  академии качества (МАК), человек, стоящий  за «революцией качества» 1950—1990 гг.

Джуран  первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством.

Методологической  основой его подхода является признание в качестве основополагающих принципов деятельности фирмы следующего:

    1. работники, выполняющие порученную им работу, должны понимать ее суть и нести ответственность за качество результатов своей деятельности;
    2. необходимо создать механизм контроля эффективности труда каждого исполнителя с одновременным правом внесения изменений в процессе труда и обеспечением его средствами постоянного повышения качества работы.

Ключевыми моментами любой деятельности он провозглашал качество и ответственность, причем ответственность рассматривалась  им как необходимое условие обеспечения  качества.

Джуран  не только активно пропагандировал  статистические подходы к производству, но и первым обратил внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделал акцент на роль высшего руководства в решении проблем качества. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. По мнению Джурана, спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В ней предусмотрено постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.

Джуран  сформулировал основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана  освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своих  изданиях он впервые классифицировал  затраты на обеспечение качества, выделив четыре основные их категории: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и  издержки из-за внешних отказов.

Джуран  неоднократно подчеркивал необходимость  планирования деятельности по совершенствованию  качества, на практике доказав трехстадийность  данного процесса: планирование качества, контроль качества, улучшение качества.

Джуран  является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, — это превышение уже достигнутых результатов  работы в области качества, связанное  со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента  непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное  внимание в концепции AQI сосредоточивается  на стратегических решениях, более  высокой конкурентоспособности  и долгосрочных результатах. 

     Основными принципами AQI являются:

    1. планирование руководством улучшения качества
    2. на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
    3. разработка мероприятий, направленных на исключение
    4. и предупреждение ошибок в области управления качеством,
    5. переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.

Арманд  Фейгенбаум — всемирно известный  американский специалист, автор теории комплексного управления качеством, академик Международной академии качества и  один из ее основателей, почетный член и бывший президент Американского  общества по качеству.

В 50-х  годах Фейгенбаум сформулировал  концепцию комплексного управления качеством, ставшую в 60-е годы новой  философией в области управления предприятием. Главным положением этой концепции является мысль о всеохватности  управления качеством, которое должно затрагивать все стадии создания продукции и все уровни управленческой иерархии предприятия при реализации технических, экономических, организационных  и социально-психологических мероприятий.

Для того чтобы комплексное управление качеством  было эффективным, его следует проектировать  и осуществлять на ранних стадиях  создания продукции. Требования к выполнению работ при комплексном управлении целесообразно устанавливать в  фирменных стандартах. Качество должно планироваться. На предприятии необходим  строгий учет затрат на качество. По утверждению Фейгенбаума, комплексное  управление качеством - это стиль  руководства, порождающий новую  культуру управления предприятием.

Таким образом, несмотря на то, что управление качеством является достаточно молодой  наукой, она уже имеет свою историю, участие в формировании которой приняли различные выдающиеся люди, каждый из которых внес свой незаменимый вклад в развитие практики и теории данной науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Современное содержание науки «Управление качеством»

 

Ключевой  задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и  последующая сертификация системы  менеджмента качества (современный  термин, заменивший ранее использовавшийся термин «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного  периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного  вида и т.д.).

Гарантом  такой стабильности является наличие  у фирмы-изготовителя системы менеджмента  качества, соответствующей признанным международным требованиям.

Менеджмент  качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления компанией, аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это  положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся основе современных систем менеджмента качества:

    1. качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
    2. качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
    3. ответственность за качество должна быть адресной;
    4. для реального повышения качества нужны новые технологии;
    5. повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
    6. контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
    7. политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного  и методологически сильного современного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством — Total Quality Management (TQM).

Менеджмент  качества в рамках управления проектом - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов проекта к качеству самого проекта и его продукции.

Управление  качеством включает все функции  общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью  которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций.

Планирование  качества — выявление требований к качеству проекта и продукции  проекта, а также определение  путей их удовлетворения.

Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.

В процессе планирования качества может применяться  следующий инструментарий:

    1. Анализ затрат и выгод.
    2. Установление желательного уровня показателей качества проекта
    3. исходя из сравнения с соответствующими показателями других
    4. проектов.
    5. Диаграммы:

      «причин-следствий», также называемые диаграммы Ишикавы иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами;

      блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы

      или процесса взаимодействуют друг с  другом.

    1. Эксперименты.

В результате планирования качества появляется план качества (план организационно-технический  мероприятии по обеспечению системы  качества проекта), который должен описывать  конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с  указанием сроков выполнения, ответственных  за выполнение, критериев оценки, бюджета.

В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных  мероприятий или указания на уже  существующие, перечень контрольных  показателей по всем работам и  видам продукции.

Информация о работе Развитие теории управления качеством