Развитие туризма в Дагестане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 02:12, реферат

Описание

Цель исследования построить и рассчитать математическую модель на основе показателей развития туротрасли РД.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные понятия и организационно-экономический
механизм управления развитием туротрасли………………………….5
1.1 Индустрия туризма и туристский рынок………………………………5
1.2 Организационно-экономический механизм управления
развитием туризма…………………………………………………….........9
1.3 Экономическое значение туризма…………………………………….12
Глава 2 Организационно-экономические аспекты развития
туротрасли в Дагестане…………………………………………………16
2.1 Потенциал развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан……………………………………………………….16
2.2 Анализ развития туризма в республике Дагестан………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27 

Работа состоит из  1 файл

реферат (2).docx

— 61.70 Кб (Скачать документ)

    Можно выделить следующие наиболее важные составляющие организационно-экономического развития региона в рыночных условиях:

    - организационные структуры региональной  экономики; 

    - размещение производительных сил; 

    - исторически сложившиеся традиционные  виды производственно-хозяйственной  деятельности;

    - характеристики условий хозяйствования  предприятий и организаций; 

    - степень государственного вмешательства  в рыночную экономику региона; 

    - характеристика предпринимательской  активности населения; 

    - наличие и недостаток экономических  ресурсов производства;

    - экономические связи между регионами; 

    - неоднородность экономического  пространства региона; 

    - экологическая обстановка и т.д. 

    Организационный аспект регионального управления необходимо рассматривать в контексте общенационального  государственного устройства, национальной экономики.

    Организационно-экономический механизм развития региона предполагает разработку и реализацию общего методологического подхода его применения, соответственно для отдельных секторов экономики - специализированного методологического комплекса.

    Специфика организационно-экономического механизма развития туризма в регионе основана на особенностях туристской сферы.

    Туризм - особая форма передвижения людей  по маршруту с целью посещения  конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса; вид  путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей.3 Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения. Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную - формирование чувства коллективизма, нравственных и эстетических качеств; образовательную - закрепление и пополнение знаний по краеведению, природоведению, топографии, истории, знакомство с культурой и традициями стран и народов мира; оздоровительную - соблюдение оптимального режима нагрузок, использование благотворного воздействия природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптационных возможностей, поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности; спортивную - создание базы обшей физической подготовки, специальная подготовка по туристской технике, достижение максимальных результатов в туризме.

    Туризм  способен оказывать активное влияние  на экономику региона, в котором  он развивается, его социальную и  гуманитарную основы. В настоящее время туризм — это активно развивающаяся и приносящая большие доходы отрасль. В России состояние туризма нельзя признать удовлетворительным. Как свидетельствуют данные социологических исследований, только 25 % взрослого населения страны имеет возможность проводить свой отпуск по путевке в каких-либо учреждениях отдыха или туризма. Путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха; средство культурного и социального развития личности. В туризме сочетаются различные аспекты рекреации (оздоровление, познание, общение), направленные на восстановление сил человека. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, а за ее пределами — иностранный (международный) туризм. В зависимости от средств передвижения и видов транспорта различают водный, пешеходный, лыжный, конный, железнодорожный, вело-, мото- и авиатуризм. Принято выделять также туризм организованный, когда путешествие совершается по заранее разработанному туристским учреждением маршруту. В Российской Федерации насчитывается несколько десятков тысяч экскурсионных объектов, посещение которых предусмотрено многочисленными туристскими маршрутами.

    Туризм  охватывает деятельность лиц, которые  путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами  их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с  целью отдыха, деловыми и прочими  целями. Обычная среда какого-либо лица относится к определенному  району вокруг его местожительства  и всех остальных мест, которые  оно часто посещает.

    Концепция комплексного управления сферой туризма  в структуре территориального деления  основывается на уже известных положениях и вновь выдвигаемых обоснованиях. Так, общепринятой является рекреационный подход, который включает ряд основополагающих моментов: оценку природно-ландшафтного комплекса; состояние экологии местности, памятников истории и культуры региона и многое другое. К сожалению, в России благоприятные туристские рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и потребуется много лет для их воспроизводства.   

1.3 Экономическое значение туризма

    Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют  друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно.

    Факторами положительного влияния  являются:

    • рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;
    • более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;
    • стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.

    Факторами отрицательного влияния  на туризм являются:

    • экономические кризисные явления;
    • рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;
    • нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.

    Туризм  оказывает большое воздействие  на экономику региона, в котором  он развивается. Можно выделить три  основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

    Экономическое значение туризма. Как экономическое  явление туризм рассматривается  с двух сторон:

    1. как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
    2. как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового

В современном  мире туризм:

    • имеет индустриальную форму;
    • выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
    • характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
    • является пионером хозяйственного освоения новых районов;
    • выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
    • совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

    Известно, что доход от иностранного туризма  в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами.

    Доходы  от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.

    Туристские  расходы включают оплату:

    • комплексных поездок;
    • пакетов услуг на отдых и туры;
    • размещения;
    • питания и напитков;
    • транспорта;
    • рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
    • потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
    • медицинского обслуживания и др.

    Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.

    Сферами воздействия туризма на экономику  страны и общество в целом являются:

    • Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;
    • Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.
    • Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

    Благодаря туризму развиваются местные  предприятия, в том числе:

    • культурные и развлекательные ( музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
    • транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);
    • предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

    Производственная  инфраструктура. Туризм создает структуру  отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для  местного населения. Появление новых  туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и  развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

    Деньги, потраченные туристами в месте  пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход  ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия.

    Таким образом, в результате первичных  доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением. 
 

 

Глава 2 Аспекты экономического развития туротрасли Дагестана 

    2.1 Потенциал развития туристско-рекреационного  комплекса

    Дагестан  по своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов является одним из перспективных  регионов России для развития индустрии  туризма и отдыха.

    Туритско-рекреационная деятельность в Республике Дагестан можно рассматривать, как альтернативу другим видам бизнеса и его развитие будет способствовать изменению структуры хозяйства в сторону уменьшения зависимости от сырьевой направленности экономики.

    Развитие  туризма является органической частью государственной стратегии России в условиях трансформации экономики, направленной на сокращение разрыва  с другими странами в уровне развития индустрии досуга и развлечений. Его также следует рассматривать  как реализацию возможности интеграции российского туризма в мировой  рынок туристических услуг.

    Особо полезными формами туризма являются поездки с оздоровительными и  образовательными целями, а также  для культурных обменов, также паломничество. Весьма важными направлениями являются развитие семейного, молодежного и  студенческого туризма, а также  туризма для пожилых лиц и  инвалидов.

Информация о работе Развитие туризма в Дагестане