Развитие туризма в Дагестане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 02:12, реферат

Описание

Цель исследования построить и рассчитать математическую модель на основе показателей развития туротрасли РД.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Основные понятия и организационно-экономический
механизм управления развитием туротрасли………………………….5
1.1 Индустрия туризма и туристский рынок………………………………5
1.2 Организационно-экономический механизм управления
развитием туризма…………………………………………………….........9
1.3 Экономическое значение туризма…………………………………….12
Глава 2 Организационно-экономические аспекты развития
туротрасли в Дагестане…………………………………………………16
2.1 Потенциал развития туристско-рекреационного комплекса республики Дагестан……………………………………………………….16
2.2 Анализ развития туризма в республике Дагестан………………….20
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27 

Работа состоит из  1 файл

реферат (2).docx

— 61.70 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1 Основные понятия и организационно-экономический

механизм  управления развитием  туротрасли………………………….5

    1. Индустрия туризма и туристский рынок………………………………5
    2. Организационно-экономический механизм управления

развитием туризма…………………………………………………….........9

    1. Экономическое значение туризма…………………………………….12

Глава 2 Организационно-экономические аспекты развития

туротрасли в Дагестане…………………………………………………16

2.1 Потенциал  развития туристско-рекреационного  комплекса республики Дагестан……………………………………………………….16

2.2  Анализ развития туризма в республике Дагестан………………….20

Заключение……………………………………………………………….25

Список  литературы……………………………………………………….27 

Введение

    Туризм  представляет собой крупную сферу  национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время  путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики  региона при создании эффективной  системы регулирования данной отрасли.

    Современные тенденции в развитии туризма  свидетельствуют о возрастании  его влияния как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и  регионов. Для повышения эффективности  туристской деятельности необходимо разработать  целостную систему управления, отвечающую современным и перспективным  требованиям динамичного развития. Целевая привязанность туризма  к ресурсному потенциалу определенного  пространства является основой выделения  и проектирования территориальных  туристских рекреационных комплексов с формированием определенного  организационно-экономического механизма управления.

    Развитие  туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его  организационной структуре, направлениях развития. С одной стороны, состояние  его оценивается как кризисное, что связано с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, ухудшением материальной базы туристической отрасли. С другой стороны, отмечаются высокие темпы  строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым  стандартам, значительное увеличение зарубежных поездок россиян и  числа туристских организаций по всей территории России.

    Противоречивость  данных о развитии туризма, неопределенность в перспективах его развития как  в целом в Российской Федерации, так и в регионах, при наличии  большого потенциала, дают возможность  говорить о необходимости научного поиска, анализа и обоснования  предложений для этой сферы экономики.

    В качестве целевых методов управления туризмом выступают программно-целевой  подход и бизнес-планирование, характеризующиеся  постоянным расширением сфер применения, повышением эффективности управленческих решений и реализации мероприятий.

    Экономическая структура туризма, как правило, региональная, т.е. привязана к определенной территории. Туризм как объект управления может иметь несколько центров  в регионе или быть межрегиональным. В этом смысле туризм есть региональная или территориальная система. Региональная система туризма привязана в  большей степени к административно-территориальным  границам, территориальный туристский комплекс - к природным и культурным комплексам.

    Становление в Российской Федерации рыночных отношений в сфере туристского  обслуживания привело к формированию и быстрому развитию отдельного направления  исследований в рамках региональной экономики, посвященного проблемам  управления туристскими рекреационными комплексами.

    Объект  исследования туристская отрасль Дагестана 

    Предмет исследования математическая модель.

        Цель исследования построить и рассчитать математическую модель на основе показателей развития туротрасли РД.

     В соответствии с указанной целью  поставлены и решены следующие задачи:

     1. Подобрать необходимую математическую  модель;

     2. Собрать статистические данные;

     3. Произвести расчеты показателей  на основе имеющихся данных;

     4.Проанализировать  основные параметры модели и  дать их интерпретацию;

     5. Проверить значимость построенной  модели;

     6. Сделать расчет прогнозных характеристик;

     7.Провести  статистический анализ показателей  деятельности предприятий малого  бизнеса. 
 

 

    Глава 1 Основные понятия  и организационно-экономический механизм управления развитием туротрасли 

    1.1 Индустрия туризма и туристский рынок

    Любая экономическая деятельность характеризуется  определенным временем, местом, где  она осуществляется, технической  стороной, т.е. способом использования  производственных факторов, наконец, количеством  и видами товаров и услуг, их реализацией.

    Сложную систему туристского обслуживания следует рассматривать как входящую, наряду с другими одноранговыми системами, в суперсистему народного хозяйства. Система "народное хозяйство" формирует потребности и платежеспособный спрос на туристские услуги и товары, управляет целевым назначением индустрии туризма, финансовым, материально-техническим, трудовым, нормативно-правовым обеспечением ее деятельности, организует связь с другими одноранговыми системами.

    Индустрия туризма – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и нематериальной сфер производства, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров  и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных  ресурсов и создание материально-технической  базы туризма1.

    Условно выделяют 3 группы предприятий, учреждений и организаций индустрии туризма:

    1. Учреждения, осуществляющие комплексное туристско-экскурсионное обслуживание на маршрутах и по месту отдыха (турбазы, гостиницы, санатории, кемпинги и т.д.; сеть бюро путешествий, экскурсионных бюро (за рубежом – туроператоров, турагентств), реализующих туры и отдельные услуги населению по месту жительства и отдыха; специализированный транспорт, осуществляющий туристско-экскурсионные перевозки; предприятия и учреждения в местах отдыха и центрах туризма, обеспечивающие туристов оздоровительными и другими услугами, а также сувенирами и другими товарами и услугами туристского спроса (бальнеолечебницы, специализированные магазины и т.п.).
    2. Предприятия, учреждения и организации, предоставляющие в местах отдыха и туризма как туристам, так и местному населению различные услуги – бытовые, культурно-познавательные, торговые и др. (пассажирский транспорт, гостиницы, поликлиники, больницы, магазины, кинотеатры, клубы и т.п.).
    3. Промышленные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие создание и эксплуатацию материально-технической базы туризма и поставляющие для нее орудия труда, сырье, инвентарь, снаряжение и другие товары индивидуального пользования, а также учреждения, готовящие квалифицированные кадры для сферы туризма".

    Туристский  рынок обладает рядом специфических  особенностей. Если в цену товара на мировом рынке входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.

    На  туристский рынок существенное влияние  оказывает подвижность туристов, зависящая от политических, социально-экономических, природно-географических и других факторов. На него также влияют туристско-рекреационные  ресурсы, объем услуг, которые предоставляются, качество обслуживания, проведение различных  культурно-массовых мероприятий, расположение объектов туристской инфраструктуры, транспортные условия, сезон, погода, мода и т.д.

    Конъюнктуру на мировом туристском рынке определяет спрос на туристские услуги, который  отличается большой нестабильностью  во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а  выступает как составная часть  общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование  определяется конъюнктурой этих рынков.

    Отрасль туризма – это сложный комплекс организаций общественного и  коммерческого секторов, обычно выступающих  посредниками между публикой и туристическими продуктами2. Многие туристы путешествуют самостоятельно, так что промоушн не должен быть нацелен исключительно на туристическую отрасль. Тем не менее, существуют некоторые важные преимущества сотрудничества с туристической отраслью.

    Непосредственно влиять на независимых посетителей  бывает сложно, поэтому взаимодействие с туристической отраслью часто  представляется более легким путем  повышения числа посетителей  и гостей.  
Туристическая отрасль является экономически чрезвычайно эффективным методом маркетинга – она обладает множественной покупательной способностью, так что, однажды определив основное лицо, принимающее решение, вы можете ожидать, что оно привлечет многочисленных туристов, как единичных, так и коллективных.

    В организации туристической отрасли, как правило, заказывают услуги загодя. Таким образом, они могут сформировать неплохой стержневой бизнес, что позволит спланировать комплектование штатов –  как, например, обстоит дело с турами в Турцию. Благодаря тому, что группы и организации туристической отрасли делают заказы заранее, это зачастую более надежные клиенты, чем отдельные лица. Например, парковые аттракционы несут убытки от снижения числа посетителей в плохую погоду, но группы, сделавшие заказ заранее, посетят аттракцион все равно.

    Для организации туристической отрасли  можно склонить сделать заказ  на посещение в «не пиковое» время, когда других посетителей меньше. Хотя группы, как правило, требуют  скидок или комиссионных, порой они  готовы платить дополнительно за нестандартные услуги, такие как  неофициальные поездки и расширенные  экскурсии.

    Сущность  и значение качества туристского обслуживания

    Проблема  качества обслуживания в туризме - одна из самых актуальных в развитии этой отрасли народного хозяйства. На международном туристском рынке  качество обслуживания – самое сильное  оружие в конкурентной борьбе. Туристы, которые довольны обслуживанием  в гостиницах, ресторанах, бюро услуг, туристских комплексах определенных стран, становятся их активными пропагандистами. Они многократно посещают эти  места, способствуя увеличению потоков  туристов, создавая высокую репутацию  понравившимся им туристским районам. Качество обслуживания в конечном счете способствует повышению экономической эффективности туризма.

    Комплексный характер туристской деятельности затрудняет установление единого показателя оценки качества обслуживания. Влияние ряда факторов экономического, организационного, технического и т.д. характера не позволяет измерить качество обслуживания в различных видах туристской деятельности по одному и тому же показателю. Многоплановый характер туризма  предполагает применение всеохватывающего критерия оценки, который объединил  бы в себе общее, специфическое и  единичное процесса обслуживания. В  этом отношении немало сделано в  разных странах.

    Качество  как экономическая категория  выражает производственные отношения, возникающие при создании и использовании  полезных свойств предметов и услуг, и возможности удовлетворения общественных потребностей при общественно необходимых затратах труда. Если продукты и услуги общественно не необходимы, то качество не проявляется. Из этого следует, что качество есть экономическая категория, проявляющаяся в непосредственной связи с потребительной стоимостью. 

    1.2 Организационно-экономический механизм управления развитием туризма в регионе

    Организационно-экономический механизм рассматривается как способ организации и функционирования экономики региона. Организация экономики в регионах должна отличатся как динамическими, так и структурными характеристиками, которые призваны обеспечить ее нормальное функционирование. Динамические характеристики, выраженные в формах организации экономики, представляют собой способ «существования» экономической региональной системы

Информация о работе Развитие туризма в Дагестане