Современная концепция экономики туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

Изучить литературу по экономике туризма.
Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список использованной литературы……………………………………….. ...53

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_Экономика туризма.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)
 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И  ТУРИЗМА 
 

Дисциплина: Экономика и предпринимательство  в социально-культурном сервисе  и туризме 
 
 
 
 
 
 

Современная концепция экономики  туризма и гостеприимства 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Руководитель:

к.э.н., доцент

Конев И. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕТРОЗАВОДСК

2008

 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма  
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция  
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия  
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список  использованной литературы……………………………………….. ...53
Приложения  
 
 

 

Введение 

     Актуальность. Прошли годы бурного роста туристической отрасли, и давно уже ясно, что туристы стали более разборчивыми, непредсказуемыми в своих предпочтениях и хорошо разбираются в ценах. Поэтому правы те поставщики туруслуг, которые не надеются на окончание временного кризиса и на слабость конъюнктуры. Пора осознать, что на рынке туризма наступили глубокие структурные изменения. Следовательно, надо создавать новые концепции продаж турпродукта.

     Мы  являемся свидетелями появления  нового поколения туристов с новыми возрастными категориями, новыми моделями жизни и, соответственно, с изменившимися требованиями к путешествиям.

     Туризм  играет одну из главных ролей в  мировой экономике. Эта отрасль  экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

     Развитие  сферы туризма является одним  из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации.

     По  сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в  частности туризм, стала одной  из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.

     Отсутствие  эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели  к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристского потока, достигшего 657 млн. прибытий в год1.

     Гостеприимство, являясь составной частью туристской индустрии, во многом предопределяет развитие туризма в целом. Бурное развитие индустрии гостеприимства требует  проработки вопросов, связанных с особенностями экономики сферы сервисных услуг, в частности экономики гостеприимства. 

     Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.

     Для достижения данной цели выделим ряд  задач:

  1. Изучить литературу по экономике туризма.
  2. Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
  3. Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.

     Предметом в данной курсовой работе является современная концепция экономики сферы туризма.

     Объектом – туризм как отрасль экономики.

     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 

 

Глава 1 Экономика туризма 

1.1. Туризм как отрасль экономики 

     В современной научной литературе продолжается разработка теоретических  вопросов проблем развития отечественного и международного туризма учеными по теории экономики и организации современного туризма, региональной экономике туризма, внешнеэкономической деятельности, в том числе Азара В.И., Баскакова А.С., Биржакова М.Б., Богданова Е.И., Бугроменко В.Н., Гольца Г.А., Горского Л.К., Громова Н.Н., Грымова И.В., Гуляева В.Г., Долгова СИ., Канторовича Л.В., Карповой Г.А., Кириллова А.Т., Козырева В.М., Котелкина В.И., Крыжановского Г.А., Кузнецова Ю.В., Лемешева Л.Я., Мартынова А.Г., Маринина М.М., Масловой Е.В., Немоляевой М.Э., Персианова В.А., Поповой Р.Ю., Потемкина В.К., Сапрунова В.Б., Сенина B.C., Черевичко Т.В, Чудновского А.Д., Адчера Б., Гана К., Зелинского В., Милла Р., Плога С, Шенгелия Н.О. и др.

      В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план.

      Бурное  развитие мирового туризма и рост его влияния на экономику различных  стран привели к необходимости  его научного исследования. Эти исследования касались различных проблем экономики  туризма, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли, выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силу необходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих между отдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности.

     Индустрия услуг - очень специфическая и  многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как  материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается  ее отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг.

     По  сравнению с управлением материальным производством управление предприятиями  сервиса и туризма имеет очень  много специфических черт. И, прежде всего, это связано с особенностями услуги как товара.

     Услуги  невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т.е. оказание услуг, и потребление происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.

     Существует  также много специфических особенностей и в области экономических  аспектов управления индустрией туризма, поскольку ее эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т. п.

     Индустрия туризма - одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий.

      Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников2.

      Эти отношения можно рассматривать  как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с одной стороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей - туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество различных как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную, стохастическую (неопределенную) составляющую национальной экономики.

      Экономика туризма исследует и анализирует  способы, которыми организованная социальная система решает следующие проблемы:

  1. какие туристские продукты и услуги будут произведены в определенный период времени, а также, в каком количестве, какого качества и насколько разнообразные;
  2. как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т.е. из каких источников и по какой технологии;
  3. как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;
  4. как экономическая деятельность будет развиваться во времени.

      Все общества независимо от места, времени  и уровня развития сталкиваются с  экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что:

  • неопределенное количество туристских потребностей и пожеланий индивидуумов сочетается с задачей распределения их в порядке важности;
  • ограниченные или редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов, должны сочетаться с различными способами использования этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристских продуктов, определением цены, по которой они будут распределяться, размещением туристских компаний и т.д.

      Основные  цели экономики туризма. Экономика туризма имеет следующие цели:

  • качественно и количественно максимизировать удовлетворение психологического опыта туристов;
  • максимально увеличить доход компаний, предлагающих туристские продукты и услуги;
  • максимизировать расходы туристов в процессе их путешествий3.

      Вышеперечисленные цели экономики туризма обычно позитивны. Максимизация психологического опыта создает чувство удовлетворенности у туристов и заставляет их вернуться в страну, которая так хорошо их приняла, и, как результат, потратить больше денег в путешествии.

      При определенных обстоятельствах цели экономики туризма могут иметь негативный характер. Например, краткосрочная цель максимизации дохода может привести к созданию большого количества структур для обслуживания туристов, в результате чего снизится психологическое удовлетворение туристов. Это может повлечь за собой уменьшение потока туристов в данную дестинацию и соответственно уменьшение притока денежных средств, что в конечном итоге повлияет на экономические результаты развития данной дестинации и даже может привести к ее исчезновению. Повышенное внимание к туризму как основному элементу экономического развития страны также может привести к подобным результатам.

     Туризм  играет все более заметную роль в  мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно  развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов4, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.

Информация о работе Современная концепция экономики туризма и гостеприимства