Современная концепция экономики туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

Изучить литературу по экономике туризма.
Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список использованной литературы……………………………………….. ...53

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_Экономика туризма.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

     По  оценкам зарубежных специалистов, в 2000 году на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений5.

     Туристская  политика в развивающихся странах  в основном должна быть направлена на снижение риска экономической  зависимости, которую может вызвать  неконтролируемый рост международного туризма6.

     Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят:

  • новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов;
  • повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и территориальных органов и предприятий туризма;
  • преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; дальнейшее расширение массового туризма;
  • организация новых форм проведения досуга;
  • функции, которые государство должно взять на себя;
  • изменения в производстве и учете туристских услуг;
  • разработка новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств туристского обмена;
  • изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии;
  • осуществление программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций и др.

     Любой отрасли, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические  изменения, политика государства имеют  тенденцию к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по всему жизненному циклу, начиная с периода возникновения до полной реализации. Базовое туристское предложение в виде туров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полупансион, услуга)7.

     Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро, с учетом возникающих  экономических обстоятельств и  изменений в туристском обращении. 

 

1.2. Определение и экономические характеристики туризма 

     В соответствии с Федеральным законом  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, принятым 24 ноября 1996 года туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

     В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков  выделяются следующие виды туризма:

     1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.

     2. По способу передвижения –  активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).

     3. По целевому назначению –  познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).

     4. В зависимости от возраста  – взрослый и детский туризм.

     5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.

     6. По способу проведения –  самодеятельный и организованный туризм.

     7. По характеру проведения –  любительский и профессиональный туризм.

     Разновидностью  профессионального туризма является так называемый экстремальный туризм, который сопряжен с большим риском для жизни и путешествия проходят в очень сложных условиях. Примером экстремального туризма могут служить путешествия Тура Хейердала, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, альпинистов, совершающих восхождения на самые высокие и неприступные вершины мира8.

     Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления9.

     Под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

1. Тур,  комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.

2. Отдельные  туристские услуги, к которым  можно отнести: транспортные услуги, услуги по размещению, оформлению  заграничных паспортов и виз  стран пребывания, страховку, экскурсионную  программу, прокат автомобиля и многое другое.

3. Товары  туристского назначения, включая  различного рода информационные  материалы (каталоги, справочники,  карты, словари, путеводители, сувенирная  продукция и т. д.), которые необходимы  туристу и путешественнику в  стране пребывания.

     Туристские  услуги составляют значительную часть  потребляемых населением услуг и  имеют специфический социально-оздоровительный  характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и  культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы10.

     На  основании анализа данных Росстата об объеме платных услуг в июне 2007 года, проведенного Федеральным агентством по туризму, населению было оказано услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 8,0 млрд. руб., против 7,5 млрд. руб. за аналогичный период 2006 года (прирост составил 6,4 %)11.

     Туристских  услуг в июне 2007 года было оказано  на 4,7 млрд. рублей.

     В структуре объема платных услуг  населению в июне 2007 года услуги гостиниц и аналогичных средств  размещения составили 2,8 % (от всех услуг), что на 0,1 % больше, чем в структуре  объема платных услуг населению  в июне 2006 года.

     Туристские  услуги в структуре объема платных услуг населению, наоборот, уменьшились, и в июне 2007 года составили 1,65 % (от всех услуг) против 1,76 % аналогичного периода 2006 года, что можно объяснить меньшим темпом роста цен на эти услуги по сравнению с ростом цен на платные услуги в целом (см. Таблицу 1). 
 
 

Таблица 1

Объем платных услуг  населению 

  июнь 2006 г.,

млрд. руб.

июнь 2007 г.,

млрд. руб.

июнь 2007 г.

в %

к июню 2006 г.

Платные услуги (всего)

в том  числе:

277,4 285,2 102,8
Услуги  гостиниц и аналогичных средств размещения 7,52 8,0 106,4
Туристские 4,88 4,7 96,3
 

     Следует отметить ряд проблем, присущих сфере  туризма на протяжении многих лет.

     Во-первых, низкое качество услуг и примитивный сервис крайне негативно сказываются на привлекательности России в плане гостеприимства. Однако данный факт не мешает российским компаниям устанавливать цены значительно выше мировых. Например, отдых в Сочи по стоимости аналогичен путешествию в Анталию. За счет ценовой разницы и заметных различий в ассортименте услуг турбизнес в ряде стран интенсивно развивается посредством денег, оставляемых там российскими туристами12. Более $ 20 млрд. ежегодно «уплывают» из России за рубеж по линии туризма в другие страны и экономически упрочивают их турбизнес, а наш финансово обескровливают.

     Во-вторых, туризм утратил социальную направленность, перестал быть доступен большинству населения. Данный факт во многом определяется низкой эффективностью действующих механизмов социального страхования и обеспечения населения в России. В то же время если поощрять социально ориентированный, доступный людям туризм, то бюджетные вложения станут не нужны, так как начнут действовать механизмы самофинансирования. При таких условиях налоговые и иные поступления от туризма в бюджет существенно возрастают и достигают очень крупных величин.

     В-третьих, посещение древних памятников архитектуры современным туристом - явно недостаточная мотивация для путешествия. Для интенсивного развития туризма необходима современная инфраструктура, объекты туристской привлекательности и достойный сервис. Туризм вполне способен самостоятельно себя обновлять при оптимальном налогообложении.

     Вышеназванные проблемы в совокупности с постоянно  изменяющейся экономической и политической ситуацией в стране, экологическими и другими проблемами значительно тормозят развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.

     Таким образом, синхронность эволюционных изменений  в экономике и туризме позволяет  сделать вывод о взаимном влиянии  названных экономических категорий друг на друга. Баланс таких взаимоотношений крайне важен для России на современном этапе развития.

     Основными факторами, положительно влияющими на сферу туризма, являются:

  • величина реального дохода - при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, а если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивается спрос на продукцию и услуги сферы туризма;
  • распределение дохода - чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше граждан смогут позволить себе путешествие;
  • стабильность валюты - если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского гражданина в США будет стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;
  • выгодная конъюнктура выражается в экономическом росте макроэкономических показателей, который способствует развитию всех отраслей экономики и усиливается в случае государственной поддержки.

     Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на сферу туризма, можно назвать:

  • экономические и структурные кризисы, которые вызывают спад во всех отраслях национального хозяйства, - эволюция экономики и туризма подтверждает данное высказывание;
  • рост безработицы и снижение заработной платы, которые приводят к снижению платежеспособности населения; в таких условиях денежные средства тратятся на приобретение товаров первой необходимости, а отдых становится недостижимой роскошью;
  • падение курса национальной валюты, приводящее к снижению покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;
  • невыгодная для туризма конъюнктура, которая проявляется преимущественно в государственной политике: известно, что правовая и финансовая поддержка приоритетных отраслей экономики - это мощный стимул их развития.

Информация о работе Современная концепция экономики туризма и гостеприимства