Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Изучить литературу по экономике туризма.
Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.
Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список использованной литературы……………………………………….. ...53
По оценкам зарубежных специалистов, в 2000 году на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений5.
Туристская политика в развивающихся странах в основном должна быть направлена на снижение риска экономической зависимости, которую может вызвать неконтролируемый рост международного туризма6.
Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят:
Любой отрасли, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по всему жизненному циклу, начиная с периода возникновения до полной реализации. Базовое туристское предложение в виде туров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полупансион, услуга)7.
Деловая
стратегия должна изменяться и, если
надо, изменяться быстро, с учетом возникающих
экономических обстоятельств и
изменений в туристском обращении.
1.2.
Определение и экономические
характеристики туризма
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, принятым 24 ноября 1996 года туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков выделяются следующие виды туризма:
1.
По месту проведения – внутренн
2. По способу передвижения – активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).
3. По целевому назначению – познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).
4. В зависимости от возраста – взрослый и детский туризм.
5.
По числу участников – индивиду
6. По способу проведения – самодеятельный и организованный туризм.
7. По характеру проведения – любительский и профессиональный туризм.
Разновидностью
профессионального туризма
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления9.
Под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
1. Тур,
комплексная туристская услуга.
Тур, предлагаемый фирмами,
2. Отдельные
туристские услуги, к которым
можно отнести: транспортные
3. Товары
туристского назначения, включая
различного рода
Туристские
услуги составляют значительную часть
потребляемых населением услуг и
имеют специфический социально-
На основании анализа данных Росстата об объеме платных услуг в июне 2007 года, проведенного Федеральным агентством по туризму, населению было оказано услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 8,0 млрд. руб., против 7,5 млрд. руб. за аналогичный период 2006 года (прирост составил 6,4 %)11.
Туристских услуг в июне 2007 года было оказано на 4,7 млрд. рублей.
В структуре объема платных услуг населению в июне 2007 года услуги гостиниц и аналогичных средств размещения составили 2,8 % (от всех услуг), что на 0,1 % больше, чем в структуре объема платных услуг населению в июне 2006 года.
Туристские
услуги в структуре объема платных услуг
населению, наоборот, уменьшились, и в
июне 2007 года составили 1,65 % (от всех услуг)
против 1,76 % аналогичного периода 2006 года,
что можно объяснить меньшим темпом роста
цен на эти услуги по сравнению с ростом
цен на платные услуги в целом (см. Таблицу
1).
Таблица 1
Объем
платных услуг
населению
июнь 2006 г.,
млрд. руб. |
июнь 2007 г.,
млрд. руб. |
июнь 2007 г.
в % к июню 2006 г. | |
Платные
услуги (всего)
в том числе: |
277,4 | 285,2 | 102,8 |
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения | 7,52 | 8,0 | 106,4 |
Туристские | 4,88 | 4,7 | 96,3 |
Следует отметить ряд проблем, присущих сфере туризма на протяжении многих лет.
Во-первых, низкое качество услуг и примитивный сервис крайне негативно сказываются на привлекательности России в плане гостеприимства. Однако данный факт не мешает российским компаниям устанавливать цены значительно выше мировых. Например, отдых в Сочи по стоимости аналогичен путешествию в Анталию. За счет ценовой разницы и заметных различий в ассортименте услуг турбизнес в ряде стран интенсивно развивается посредством денег, оставляемых там российскими туристами12. Более $ 20 млрд. ежегодно «уплывают» из России за рубеж по линии туризма в другие страны и экономически упрочивают их турбизнес, а наш финансово обескровливают.
Во-вторых, туризм утратил социальную направленность, перестал быть доступен большинству населения. Данный факт во многом определяется низкой эффективностью действующих механизмов социального страхования и обеспечения населения в России. В то же время если поощрять социально ориентированный, доступный людям туризм, то бюджетные вложения станут не нужны, так как начнут действовать механизмы самофинансирования. При таких условиях налоговые и иные поступления от туризма в бюджет существенно возрастают и достигают очень крупных величин.
В-третьих, посещение древних памятников архитектуры современным туристом - явно недостаточная мотивация для путешествия. Для интенсивного развития туризма необходима современная инфраструктура, объекты туристской привлекательности и достойный сервис. Туризм вполне способен самостоятельно себя обновлять при оптимальном налогообложении.
Вышеназванные проблемы в совокупности с постоянно изменяющейся экономической и политической ситуацией в стране, экологическими и другими проблемами значительно тормозят развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.
Таким
образом, синхронность эволюционных изменений
в экономике и туризме
Основными факторами, положительно влияющими на сферу туризма, являются:
Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на сферу туризма, можно назвать:
Информация о работе Современная концепция экономики туризма и гостеприимства