Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
Изучить литературу по экономике туризма.
Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.
Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список использованной литературы……………………………………….. ...53
Это доказывает необходимость маркетингового сопровождения этих видов туризма (поддерживающий и стимулирующий типы маркетинга), а также ускоренное формирование тематической инфраструктуры на потенциальной территории особой экономической зоны. Значительный спрос со стороны российских туристов предъявляется также на бизнес-туры (25,1%). В основном это самодеятельный туризм. Поэтому для стимулирования этих туров основное внимание необходимо уделять развитию тематической инфраструктуры, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (например, формирование бизнес-центров, информационных систем для бизнеса)19.
В настоящее время наиболее динамично развивается зимний выездной туризм, темпами, почти в полтора раза опережающими расширение российского рынка путешествий в целом20. В этих условиях перспективным направлением в Республике Карелия является разработка туристских продуктов, связанных с зимними видами отдыха и снижение за счет этого сезонной неравномерности спроса.
В зависимости от степени развитости туристской инфраструктуры, количества субъектов - туристских фирм, существующих на данной территории, центры и зоны можно разделить на две категории:
1. Опорные (основные) - территории, характеризующиеся значительной степенью развитости туристкой инфраструктуры, большим количеством объектов туристского интереса и сосредотачивающие на своей территории значительную часть туристского потока. На этих территория располагается наибольшее число существующих туристских маршрутов. При этом на этих территориях сосредоточены основные инвестиции в сфере туризма на сегодняшний день.
Опорные центры занимают меньшую территорию при большом числе туристов. Это приводит к их большой концентрации и исчерпанию туристского потенциала в будущем.
2. Второстепенные - территории с более низкой степенью развития туристкой инфраструктуры и принимающие на своей территории меньшую часть туристского потока. Однако эти территории являются перспективными в сфере развития туризма в Карелии и обладающие значительным туристским потенциалом.
Второстепенные центры и зоны занимают большую территорию республики и при эффективной инвестиционной политике могут внести значительный вклад в развитие туризма в Карелии и увеличении туристского потока.
Всего на территории Карелии можно выделит 12 центров туристкой активности. Из них опорными являются следующие:
В качестве второстепенных туристских зон можно выделить следующие:
Общее количество посетителей Республики Карелия в 2006 году составило 1,62 млн. чел., что на 4,5 % превышает уровень 2004 года. В 2006 году по оценкам общее количество туристов достигло 1,7 млн. чел., объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг составил около 450 млн. руб. (рост по сравнению с 2005 годом свыше 10%). Число организованных туристов возросло до 390-410 тыс. чел. и составило около 25% от общего числа посетителей республики. Наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается активный туризм (до 30% прироста). При этом развитие въездного туризма во многом связано с наличием широко известных брендов, к которым можно отнести музей-заповедник «Кижи», острова Валаамского архипелага и ряд других. Так, например, поток посетителей музея-заповедника «Кижи» увеличился с 2000 года почти в два раза, на острова Валаамского архипелага в 1,6 раза. В 2005 году поток на острова Валаамского архипелага превысил уровень предельной рекреационной нагрузки – 95 тысяч туристов и паломников (5,6% прироста), на декабрь 2006 года число туристов и паломников составило около 96 тыс. человек.
Национальные
парки «Паанаярви» и «
На протяжении ряда последних лет в Республике Карелия изменилась также структура спроса в туризме. Наблюдается сокращение деловых и профессиональных поездок и увеличение доли поездок в целях отдыха. Доля поездок, совершаемых гражданами стран, не входящих в СНГ, в деловых целях, за рассматриваемый период сократилась в 2 раза. В то же время в настоящее время в этих целях более половины российских туристов посещает республику - 58%.
В целях рекреации, досуга и отдыха республику посетило в 2004 году 36,2% всех российских граждан, 83% граждан стран, не входящих в СНГ, 43% граждан государств - участников СНГ21. Самое значительное увеличение доли поездок в целях отдыха произошло в категории иностранных граждан, что позволяет говорить об увеличении интереса к республике за рубежом.
В соответствии с поставленными целями и задачами в первой главе данной работы туризм рассматривается как отрасль экономики, его экономические характеристики.
Во
второй главе рассматриваются
В третьей главе рассматривается Программа развития туризма в Республике Карелия до 2010 года и основные направления туризма в данном регионе.
Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.
Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:
Доля российских туристов в общем объеме туристского потока в 2005 году составила 67% (в 2004 году она составила 78%), из них большую часть составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга, центральных регионов России. Потенциальный объем рынка российских туристов составляет более 20 млн. человек (прежде всего за счет жителей Санкт-Петербурга, Москвы и центральных регионов). Численность размещенных гостиничными предприятиями республики граждан России в 2005 году составила 100342 чел. Против 123633 чел. В 2004 году, в том числе в целях досуга, рекреации и отдыха - 41243, или 41% от общего количества, деловых и профессиональных целях - 53587 чел. (53,4%), лечение и профилактика - 1611 чел. (в 2004 г. - 97 чел.).22
Изменяется структура спроса: увеличилось количество посещений в целях лечения, что позволяет говорить о растущем интересе к Республике Карелия как к территории, обладающей богатыми туристско-рекреационными ресурсами.
Очевидным является тот факт, что близость Карелии к Санкт-Петербургу оказывает непосредственное влияние на объем и структуру спроса на туристские услуги в республике. Данное обстоятельство может выступать в качестве фактора, позволяющего повысить конкурентоспособность местных турпродуктов за счет реализации совместных транспортных проектов и проектов в области туризма. Реализация совместных с туроператорами Санкт-Петербурга проектов возможна в рамках единой «Стратегии развития туризма в Северо-Западном регионе России», которая позволит избежать нерационального дублирования туристских программ, инвестиционных проектов, а также может стать основой для формирования единого бренда для Северо-запада.
Анализируя характер и направления основных туристских потоков в Республике Карелия, можно сделать следующие выводы:
Список
использованной литературы
Информация о работе Современная концепция экономики туризма и гостеприимства