Современная концепция экономики туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

Изучить литературу по экономике туризма.
Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список использованной литературы……………………………………….. ...53

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_Экономика туризма.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

     Это доказывает необходимость маркетингового сопровождения этих видов туризма (поддерживающий и стимулирующий типы маркетинга), а также ускоренное формирование тематической инфраструктуры на потенциальной территории особой экономической зоны. Значительный спрос со стороны российских туристов предъявляется также на бизнес-туры (25,1%). В основном это самодеятельный туризм. Поэтому для стимулирования этих туров основное внимание необходимо уделять развитию тематической инфраструктуры, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (например, формирование бизнес-центров, информационных систем для бизнеса)19.

     В настоящее время наиболее динамично  развивается зимний выездной туризм, темпами, почти в полтора раза опережающими расширение российского рынка путешествий в целом20. В этих условиях перспективным направлением в Республике Карелия является разработка туристских продуктов, связанных с зимними видами отдыха и снижение за счет этого сезонной неравномерности спроса.

     В зависимости от степени развитости туристской инфраструктуры, количества субъектов - туристских фирм, существующих на данной территории, центры и зоны можно разделить на две категории:

     1. Опорные (основные) - территории, характеризующиеся значительной степенью развитости туристкой инфраструктуры, большим количеством объектов туристского интереса и сосредотачивающие на своей территории значительную часть туристского потока. На этих территория располагается наибольшее число существующих туристских маршрутов. При этом на этих территориях сосредоточены основные инвестиции в сфере туризма на сегодняшний день.

     Опорные центры занимают меньшую территорию при большом числе туристов. Это приводит к их большой концентрации и исчерпанию туристского потенциала в будущем.

     2. Второстепенные - территории с более низкой степенью развития туристкой инфраструктуры и принимающие на своей территории меньшую часть туристского потока. Однако эти территории являются перспективными в сфере развития туризма в Карелии и обладающие значительным туристским потенциалом.

     Второстепенные  центры и зоны занимают большую территорию республики и при эффективной  инвестиционной политике могут внести значительный вклад в развитие туризма в Карелии и увеличении туристского потока.

     Всего на территории Карелии можно выделит 12 центров туристкой активности. Из них опорными являются следующие:

  1. «Приладожская» зона - территория Приладожья: Сортавала, Лахденпохский р-н, Питкярантский р-н, Вяртсиля.
  2. «Центральная» зона - Петрозаводск, Кондопожский р-н (Спасская губа, Кивач, Марциальные воды), Медвежьегорский р-н (острова Кижского ожерелья и Заонежье).
  3. «Пяозерская» зона - территория Лоухского р-на (парк Паанаярви),
  4. «Кемско-Беломорская» зона - Кемский и Беломорский р-ны (побережье Белого моря).

     В качестве второстепенных туристских зон  можно выделить следующие:

  1. «Олонецкая» зона - Олонецкий р-н (г. Олонец, побережье Ладожского озера),
  2. «Шелтозерская» зона - территория Прионежского р-на (д. Шелтозеро),
  3. «Суоярвская» зона - территория Суоярвского р-на (Койтойоки, Толвоярви),
  4. «Сегежская» зона - территория Сегежского р-на (оз. Сегозеро),
  5. «Муезерская» зона - территория Муезерского р-на,
  6. «Калевальская» зона - территория Калевальского р-на и г. Костомукши,
  7. «Пудожская» зона - Пудожский р-н (Обонежье, Водлозерский парк),
  8. «Приполярная» зона - территория Лоухского р-на (п. Чупа, побережье Белого моря).
 

     Общее количество посетителей Республики Карелия в 2006 году составило 1,62 млн. чел., что на 4,5 % превышает уровень 2004 года. В 2006 году по оценкам общее количество туристов достигло 1,7 млн. чел., объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг составил около 450 млн. руб. (рост по сравнению с 2005 годом свыше 10%). Число организованных туристов возросло до 390-410 тыс. чел. и составило около 25% от общего числа посетителей республики. Наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается активный туризм (до 30% прироста). При этом развитие въездного туризма во многом связано с наличием широко известных брендов, к которым можно отнести музей-заповедник «Кижи», острова Валаамского архипелага и ряд других. Так, например, поток посетителей музея-заповедника «Кижи» увеличился с 2000 года почти в два раза, на острова Валаамского архипелага в 1,6 раза. В 2005 году поток на острова Валаамского архипелага превысил уровень предельной рекреационной нагрузки – 95 тысяч туристов и паломников (5,6% прироста), на декабрь 2006 года число туристов и паломников составило около 96 тыс. человек.

     Национальные  парки «Паанаярви» и «Водлозерский» приняли и обслужили в 2005 году по 6 тыс. посетителей (до 20% прироста каждый). Заповедник «Кивач» принял в 2006 году свыше 65 тысяч посетителей (10,4% прироста). Музей «Кижи» к декабрю 2006 года принял и обслужил 177 тысяч туристов, что на 10 тысяч больше, чем в 2005 году, но на 47 тысяч превышает предельную рекреационную нагрузку.

     На  протяжении ряда последних лет в  Республике Карелия изменилась также  структура спроса в туризме. Наблюдается  сокращение деловых и профессиональных поездок и увеличение доли поездок в целях отдыха. Доля поездок, совершаемых гражданами стран, не входящих в СНГ, в деловых целях, за рассматриваемый период сократилась в 2 раза. В то же время в настоящее время в этих целях более половины российских туристов посещает республику - 58%.

     В целях рекреации, досуга и отдыха республику посетило в 2004 году 36,2% всех российских граждан, 83% граждан стран, не входящих в СНГ, 43% граждан государств - участников СНГ21. Самое значительное увеличение доли поездок в целях отдыха произошло в категории иностранных граждан, что позволяет говорить об увеличении интереса к республике за рубежом.

 

Заключение

 

     В соответствии с поставленными целями и задачами в первой главе данной работы туризм рассматривается как отрасль экономики, его экономические характеристики.

     Во  второй главе рассматриваются современные  потребители, на которых следует ориентироваться при составлении программ развития туризма, так же рассмотрены основные направления туризма в России.

     В третьей главе рассматривается  Программа развития туризма в  Республике Карелия до 2010 года и  основные направления туризма в  данном регионе.

     Цель  политики развития сферы туризма  на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.

     Для формирования современной стратегии  продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:

  • широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации в России и за рубежом;
  • развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;
  • организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;
  • организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
  • формирования современной статистики туризма.

     Доля  российских туристов в общем объеме туристского потока в 2005 году составила 67% (в 2004 году она составила 78%), из них большую часть составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга, центральных регионов России. Потенциальный объем рынка российских туристов составляет более 20 млн. человек (прежде всего за счет жителей Санкт-Петербурга, Москвы и центральных регионов). Численность размещенных гостиничными предприятиями республики граждан России в 2005 году составила 100342 чел. Против 123633 чел. В 2004 году, в том числе в целях досуга, рекреации и отдыха - 41243, или 41% от общего количества, деловых и профессиональных целях - 53587 чел. (53,4%), лечение и профилактика - 1611 чел. (в 2004 г. - 97 чел.).22

     Изменяется  структура спроса: увеличилось количество посещений в целях лечения, что позволяет говорить о растущем интересе к Республике Карелия как к территории, обладающей богатыми туристско-рекреационными ресурсами.

     Очевидным является тот факт, что близость Карелии к Санкт-Петербургу оказывает непосредственное влияние на объем и структуру спроса на туристские услуги в республике. Данное обстоятельство может выступать в качестве фактора, позволяющего повысить конкурентоспособность местных турпродуктов за счет реализации совместных транспортных проектов и проектов в области туризма. Реализация совместных с туроператорами Санкт-Петербурга проектов возможна в рамках единой «Стратегии развития туризма в Северо-Западном регионе России», которая позволит избежать нерационального дублирования туристских программ, инвестиционных проектов, а также может стать основой для формирования единого бренда для Северо-запада.

     Анализируя  характер и направления основных туристских потоков в Республике Карелия, можно сделать следующие выводы:

  1. За период 2000 - 2005 гг. значительно увеличилась доля иностранных граждан, посетивших республику в целях досуга, рекреации и отдыха (с 59% до 83%), что говорит о растущем интересе к Республике Карелия.
  2. Посещение республики в деловых и профессиональных целях во многом связано с высокой активностью предпринимательской среды и высоком научно-образовательном потенциале Петрозаводска; районы республики специализируются на развитии видов туризма связанных с досугом, рекреацией и отдыхом.
  3. Направления туристских потоков во многом связаны с известными объектами туристского показа (музей - заповедник «Кижи», острова Валаамского архипелага, Соловецкие острова и др.), что говорит о существующей возможности диверсификации туристской деятельности с целью снижения сезонной неравномерности функционирования туристского рынка.
  4. Увеличивающийся спрос на туристские услуги со стороны жителей республики является потенциальной возможностью для расширения ассортимента предлагаемых турпродуктов и частичной ориентации на местных потребителей.
  5. На протяжении длительного периода достаточно высокой остается доля неорганизованного туризма, что связано, прежде всего, с неразвитостью инфраструктуры туризма и с недостаточным ассортиментом и качеством предлагаемых турпродуктов.
 

 

Список  использованной литературы 

  1. ФЗ-132 от 24.11.1996 с изменениями 2007 г. Федеральный  закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ О внесении изменений  в Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации».
  2. Региональная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года». Одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 395р-П. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 06 декабря 2007 года № 686-IV ЗС.
  3. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.: Невский фонд: Издательский дом Герда, 2003. – 318 с.
  4. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
  5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
  6. Дмитриев М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева. - М.: Юнити, 2006. – 399 с.
  7. История туризма: Сборник / Составители С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. – Таганрог: ТРТУ, 2003. - 94 с.
  8. Квартальнов В.А. Туризм: учебник для образовательных учреждений туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 315 с.
  9. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: туризм, как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
  10. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Морозов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
  11. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.
  12. Туризм в Республике Карелия Статистический сборник. – Петрозаводск: Госкомстат РК, 2006.
  13. Эксперт северо-запад, 7-13 февраля 2005 №5 (210).
  14. Машерова М.И. Туризм на переломе. Рождение нового поколения туристов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.turbooks.ru/stati/marketing/96-turizm-na-perelome.-rozhdenie-novogo.html - Данные на 27.02.2008 г.
  15. Основные направления туризма в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ - Данные на 27.02.2008 г.
  16. Анализ статистических данных по услугам  за июнь 2007 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russiatourism.ru/ - Данные на 27.02.2008 г.
  17. Республика Карелия. Общая информация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ticrk.ru/ru/ - Данные на 27.02.2008 г.
  18. Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/Tourism/Plan/index.html - Данные на 27.02.2008 г.
  19. Туризм в Карелии: цифры и факты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Sport/turstat07.html

Информация о работе Современная концепция экономики туризма и гостеприимства