Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление современного состояния развития экологического туризма в РФ и в Республика Бурятия.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные понятия экологического туризма;
охарактеризовать состояние развития экологического туризма в РФ;
выявить современное состояние развития экологического туризма в Республике Бурятии.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Экологический туризм - одна из наиболее бурно развивающихся отраслей мировой туристской индустрии. Первое условие экологического туризма, которое отличает его от использовавшихся ранее форм организации и проведения отдыха на природе - это осмысленная, экологически и экономически выверенная политика в использовании ресурсов рекреационных территорий, разработка и соблюдение режима «устойчивого» природопользования, который призван обеспечить не только сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, но и устойчивость самой туристской деятельности.
Внедрение в туристскую практику технологий экологического менеджмента приобретает в последние годы (когда туризм становится все более массовым явлением) характер острой необходимости, экологический менеджмент завоевывает устойчивые позиции в организации массового отдыха на природе, в деятельности крупных туристских центров, в обеспечении экологической безопасности сферы гостеприимства.
Основные принципы, на которых базируется экологический туризм и которые он претворяет в жизнь, имеют непреходящую ценность: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры всех участников экологической туристской деятельности; сохранение этнографического статуса рекреационных территорий.
Россия рассматривается
Всемирной Туристской Организацией
как один из особо перспективных
регионов с точки зрения развития
экологического туризма. В этом отношении
мнение ведущей международной
Россия - одна из немногих стран планеты, сохранивших свое природное богатство к началу третьего тысячелетия. В настоящее время перед страной стоит серьезная задача - осознать его ценность, хрупкость и необходимость грамотного подхода при использовании. Туристская деятельность не является исключением. Мировой опыт природно-ориентированного туризма со всей очевидностью доказал, что плохо организованная рекреационная эксплуатация природных ресурсов ведет к их истощению и деградации, а попытки восстановления наталкиваются па необходимость серьезных финансовых вложений.
Актуальность. Республика Бурятия представляет собой уникальную региональную экосистему, которая становится своеобразной зоной притяжения и паломничества не только ученых, но и многочисленных рекреантов и отдыхающих. Но, к сожалению, не все природные ресурсы рационально используются и поэтому требуют тщательного изучения. В этом плане значительную роль играет экологический туризм, составляющий по существу научную основу рационального природопользования и объединяющий многие научные направления – географические, геоэкологические, биологические, археологические, этнографические, социально-экономические и др.
Объектом исследования является экологический туризм.
Предметом исследования являются проблемы и перспективы развития экологического туризма в РФ и Республика Бурятия.
Цель курсовой работы – выявление современного состояния развития экологического туризма в РФ и в Республика Бурятия.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Во введении приводятся актуальность, объект, предмет, формулируются цель и задачи дипломной работы.
В первой главе
«Основные понятия
Во второй главе «Современное состояние развития экологического туризма» характеризуются состояние экологического туризма в РФ и РБ.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования.
Список литературы состоит из 25 источников.
1.Теоретические основы туристической индустрии
1.1 Понятие, сущность и роль туризма в экономике
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Туризм является разновидностью
путешествий и охватывает собой
лиц, путешествующих и пребывающих
в местах, находящихся за пределами
их обычной среды, с целью отдыха,
в деловых или иных целях. На первый
взгляд понятие «туризм» является доступным
каждому из нас, так как все
мы совершали куда-нибудь поездки, читали
в газетах статьи о туризме, смотрели
телепередачи о путешествиях, а планируя
свой отпуск, пользовались консультацией
и услугами туристских агентств. Однако
в научных и учебных целях
весьма важно определить взаимоотношения
между составными моментами туризма
как отрасли народного
Изменение места. В данном
случае речь идет о поездке, которая
осуществляется в место, находящееся
за пределами обычной среды. Однако
нельзя считать туристами лиц, ежедневно
совершающих поездки между
Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или плакирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Это обобщенное определение
в некоторых случаях может
быть дополнено и конкретизировано.
Необходимо обратить внимание на терминологию.
Во многих языках с давних времен используется
слово «туризм», которое произошло
от выражения «великий тур». «Великий
тур» означал первоначально
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, по и название одной из отраслей экономики Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых. друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в Спортивных соревнованиях.
Экономический туризм — поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествии (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.
Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. ( В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.
Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы) В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночным.