Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 05:32, курсовая работа
В течение последнего десятилетия в нашей стране неуклонно растет спрос на специальности, связанные с сервисом. В советский период оказание общественных услуг рассматривалось как разновидность непроизводительного труда, что превращало сферу услуг во второстепенный объект научно-теоретического анализа в отличие от промышленного и сельскохозяйственного производства. В структуре нашей экономики сфера услуг выступала в качестве периферийной составной части, развитие которой финансировалось по остаточному принципу.
Введение
1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей
2. Методологические основы сервисной деятельности
3. Подход к изучению сервисной деятельности в рамках "общества потребления"
4. Классификация услуг и сервисной деятельности в научном анализе
5.Потребности человека
Понятие о потребностях
Классификация потребностей
Заключение
Список используемой литературы
C:\DOCUME~1\user\LOCALS~1\Temp\allbest-o-00053733.zip\
В итоге констатируется, что движение благ-услуг в экономической системе содержит те же качества, что и при обмене вещественными благами. Данный факт позволяет преодолеть прежние представления об иррациональном характере процессов обмена в сфере услуг. Все присущие характеристики и элементы рыночных отношений в сфере услуг имеют реальное содержание в условиях товарного производства, хотя одновременно целый ряд особенностей сервисной деятельности придает ей своеобразный характер.
Таким образом, происходит умножение
предметно-дисциплинарных подходов к
анализу услуг. Помимо экономических
идей широко начинают использоваться
социологические, социально-психологические,
политологические, культурно-антропологические
и другие теоретические подходы,
что заметно обогащает
Широко используются также
представления о социально-
Теории социального
Представления, сформированные в символическом интеракционизме (направление научного анализа, вобравшее в себя идеи социологических и социально-психологических теорий), помогли конкретизировать психологические особенности потребительской активности разных групп потребителей, их стремление занять более высокое статусное положение, постоянно обновлять потребительские установки и ценности. Все это подготовило почву для создания теории потребительского поведения.
Развитие сферы услуг
социологи напрямую связали с
увеличением свободного времени
у работников современного производства.
Постепенно сформировался целый
раздел социологии, связанный с анализом
отдыха, - социология свободного времени
и рекреации. Это помогло сделать
вывод о том, что в изучении
отдельных направлений и сфер
рекреации невозможно ограничиться
лишь сведениями социологического характера.
Социологи вынуждены опираться
на теоретические идеи, которые отображают
характерные особенности
Формулируются также практические
рекомендации по использованию возможностей
маркетинга и рекламы в повышении
эффективного обслуживания. Особое направление
в исследовании сервисной деятельности
связано с формированием
Вместе с тем теоретическая
трактовка менеджмента
Добавим, что в общем
перечне функций и блоков производственного
менеджмента существуют специальные
управленческие задачи, связанные преимущественно
с сервисной деятельностью. В
качестве примера сошлемся на важность
овладения руководителями сервисных
предприятий знаниями о закономерностях
управленческого регулирования
производства самих сервисных продуктов
и оптимизации сервисных
Логистика сервисного отклика
рождалась из науки логистики, которая
сводилась к управлению и оптимизации
материальных потоков и связанных
с ними информационных и финансовых
потоков в той или иной системе.
Позже логистика переключилась
на широкий диапазон деятельности,
связанной с эффективным
Становление широкого объекта логистического анализа означало и шаг вперед к рассмотрению сервисной деятельности с точки зрения логистики. При этом родился не только новый ракурс логистики (логистика услуг), но появился новый сегмент сервисной практики, который предлагает свои услуги в логистическом анализе.
Сегодня логистика сервисного
отклика определяется как процесс
координации логических операций, необходимых
для оказания услуг наиболее эффективным
способом с точки зрения затрат и
удовлетворения запросов потребителей.
Руководители сервисных фирм могут
использовать те же принципы подхода
при управлении потоками услуг, что
и для материальных потоков. Однако
это заимствование должно быть, во-первых,
частичным, взвешенным, во-вторых, при
этом следует считаться со спецификой
сервисного процесса Усложнение характера
и умножение подходов к теоретическому
анализу сервисной деятельности
вносит в науку о сервисе множество
дополнительных аспектов, формируя методологический
и методический плюрализм его
исследования. В наши дни эта наука
представляет собой междисциплинарное
направление, ведущую роль в котором
выполняет экономический и
Помимо теоретического уровня,
данная наука включает в себя масштабный
прикладной уровень, знания которого нацеливаются
на использование научных
4. Классификация
услуг и сервисной
Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг, а также о классификации услуг и сервисной деятельности. Ниже затронем некоторые аспекты их классификационного деления.
Разработка критериев
классификации нацеливается на определение
и отбор важнейших
Выработка классификационных
критериев приобретает
Практика внутриотраслевых
связей сферы услуг, а также государственные
и межгосударственные отношения
требуют использования
Особенно важно договориться
о разделении услуг по содержательным
и функциональным критериям, т.е. по
наиболее значимым признакам сервисной
деятельности, связанным с характером
труда, с областью применения услуг,
с их назначением и т.п. Это
непростая задача, так как в
современном мире постоянно множатся
новые виды сервиса; услуги приобретают
все более сложный по своей
природе и функциональному
В факте использования в разных странах мира неодинаковых национальных моделей классификации следует видеть два аспекта. С одной стороны, эти модели позволяют отобразить различные, порой скрытые, неочевидные характеристики сервисной деятельности, демонстрируя тем самым широкий спектр адаптационных возможностей современного сервиса по отношению к меняющемуся миру. С другой стороны, несопоставимые модели затрудняют сравнительный анализ сферы услуг в международном масштабе.
Задача выработки единых
критериев и схем классификации
услуг пока остается нерешенной проблемой
в мире. Чаще всего работа по классификации
осуществляется в тех или иных
странах на основе сложившихся традиций
сбора государственной
транспорт (железнодорожный, авиационный, грузовой, автотранспорт, пр.);
коммуникации (телефон, телеграф, радио и т.п.);
общественно полезные услуги (электро-, водо- и газоснабжение, пр.);
массовая деятельность (оптовая и розничная торговля);
финансирование, страхование, в том числе работа с недвижимостью;
непосредственно сервис (отели, услуги, имеющие личностный характер, консультации по организации массового предпринимательства, ремонт автомобилей, ремонт различных предметов, прокат кинофильмов, развлечения и отдых и др.);
прочие виды сервиса.
В мировой практике изыскиваются
способы преодоления
деловые услуги;
услуги связи;
строительные и инжиниринговые услуги;
дистрибьютерские услуги;
общеобразовательные услуги;
финансовые услуги, включая страхование;
услуги по охране здоровья и социальные услуги;
туризм и путешествия; услуги в области организации досуга;
транспортные услуги;
прочие услуги.
Укажем на использование в межгосударственной практике ряда развитых стран классификации, основанной на двух связанных между собой критериях: тип услуг и сфера их применения. В дан-
В целом ряде стран классификация
услуг произведена на основе отраслевого
подхода и связана с
Подобная схема классификации
услуг действует и в российской
практике хозяйствования, где на ее
основе разработан общероссийский классификатор
услуг населению, а также представлены
показатели государственной статистики*.
В этом случае к сфере услуг
относят следующие области
торговлю (оптовую и розничную);
услуги по обеспечению
питания и проживания (гостиницы,
структуры общественного
транспорт;
связь и информационное обслуживание;
услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;