Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:42, реферат
Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты.
Тема 7. Евроазиатский транспортный проект ТРАСЕКА и туристический бизнес.
Программа ТРАСЕКА (восстановление исторического Шелкового Пути) была создана, в виде межгосударственной программы, в качестве составной части программы финансирования ТАСИС (программа Европейской Комиссии для государств СНГ), эквивалент программы финансирования ПФАРЕ для государств Центральной и Восточной Европы.
До настоящего времени, Европейское Сообщество сосредоточило внимание на проекты технического содействия и на инвестиционные проекты в рамках программы ТРАСЕКА “Новый Шелковый Путь”. Основное внимание предоставляется инфраструктуре (дорожной и железнодорожной)
Цели Программы ТРАСЕКА:
Программа ТРАСЕКА
была создана на Брюссельской Конференции
3-го мая 1993 г., на которой участвовали министры
транспорта и торговли из 8 государств,
5 государств из Центральной Азии: Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан
и Узбекистан, и соответственно, из 3-х
государств Кавказского региона: Армения,
Азербайджан и Грузия. На Конференции
было заключено соглашение по внедрению
программы Технической Помощи, финансированной
Европейском Союзом для развития транспортного
коридора по направлению Запад – Восток,
из Европы, с пересечением Чёрного моря
через Кавказ и Каспийское море, с выходом
на Центральную Азию.
В 1996 году, были приняты в программу ТРАСЕКА
Украина и Монголия, затем Молдавия, а
в 2002 году Болгария, Румыния и Турция в
рамках Ташкентской Конференции состоявшейся
24 – 25 апреля 2002 г. (Вторая Ежегодная Конференция
Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА).
Многосторонние Документы – Программа ТРАСЕКА
8 сентября 1998 года, состоялась
в г. Баку, Международная Конференция
для Восстановления
На вышеуказанной Конференции было подписано "Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа – Кавказ - Азия" вместе со своими техническими приложениями (по международному автомобильному транспорту, по международному железнодорожному транспорту, по международному железнодорожному транспорту, по таможенным процедурам и обработке документов).
Основное Соглашение подписали
11 государств: Республика Азербайджан,
Республика Болгария, Грузия, Республика
Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика
Молдова, Румыния, Республика Таджикистан,
Республика Турция, Украина, Республика
Узбекистан.
Румыния подписала "Основное многостороннее
соглашение о международном транспорте
по развитию коридора Европа – Кавказ
- Азия".
Оговорки к Основному Соглашению имели также и следующие государства: Азербайджан и Казахстан.
По мере развития международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА) транспортная система Азербайджана постепенно модернизируется под новые геополитические и экономические возможности этого проекта. Коридор ТРАСЕКА, берущий начало во Франкфурте-на-Майне и проходящий по территориям Турции, стран Закавказья, Средней Азии, соединяет эти государства с Китаем и всей Юго-Восточной Азией. Этот коридор официально признан ведущими международными организациями (ЭСКАТО ООН, ЕКМТ и др.) в качестве одного из естественных транзитных мостов между Европой и Азией. Возрастает и грузопоток Азербайджана по ТРАСЕКА: за прошлый год он составил 36,1 млн. тонн, или 36,9% всех перевезенных транспортным сектором Азербайджана грузов (по данным Госкомстата).
Среди проектов наиболее интересным является план по созданию сети логистических центров для всех стран ТРАСЕКА: Центральная Азия, Кавказ, европейская часть транспортного коридора, стоимостью 5,5 млн. евро.
За счет льготных кредитов, полученных Азербайджанской Республикой, совершенствуется работа транспорта по коридору Европа-Кавказ-Азия (TRAСEКA) . Так, с целью увеличения грузового потока улучшено техническое снабжение транспортного сектора, отремонтированы железнодорожные вагоны, баржи и портовые сооружения, За счет льготных кредитов, полученных Азербайджанской Республикой, совершенствуется работа транспорта по коридору Европа-Кавказ-Азия (TRAСEКA) . Так, с целью увеличения грузового потока улучшено техническое снабжение транспортного сектора, отремонтированы железнодорожные вагоны, баржи и портовые сооружения, В Баку построен и сдан в эксплуатацию новый морской порт Дубенди мощностью обработки 10 млн. тонн нефтепродуктов в год. Поэтапно реконструируется и строится автомобильная магистраль Баку-Казах транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.
Расширение транспортного коридора ТРАСЕКА как модель регионального сотрудничества определяет приоритеты в рамках расширения трансъевропейских сетей на соседние страны. В этом измерении Азербайджан является важным связующим звеном региона с соседними государствами, посредством проходящих через территорию республики двух основных международных транспортных коридоров; Европа— Кавказ — Азия (ТРАСЕКА) и «Север — Юг». В этом аспекте программа ТРАСЕКА стала одним из важнейших направлений транспортной стратегии государств региона, призванная возродить глубокие исторические традиции Великого Шелкового Пути.
Уже в 2008 году завершилось обновление коридора от Баку до границы с Грузией (отрезок TRACEKA).
Целями Основного Соглашения являются:
Азербайджан страна, где туристический бизнес стал активно развиваться совсем недавно. На сегодня доходы от туризма составляют чуть больше 10% в экономике республики. Ежегодно число туристов увеличивается на 15-20%. Тенденция вполне объяснима: в Азербайджане природой и людьми созданы оптимальные условия для любого вида отдыха. За 2010 год пассажироперевозки по территории Азербайджана в рамках евроазиатского транспортного коридора «Шелковый путь» (TRACECA) составил 38,6 млн. AZN. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 16,2% и 13,3% соответственно.
Удельный вес перевозок по коридору TRACEКA в общем объеме перевозок по транспортному сектору страны железнодорожным транспортом вырос на 6,9%, автомобильным – на 7,8%, морским – на 16,7%.
«Шелковый путь»
(ТРАСЕКА) сегодня является
Огромную роль в ее возрождении
играет сегодня Всемирная
Великий шелковый путь как туристический продукт имеет ряд особенностей. В отличие от классического тура - поездки, как правило, в какую-нибудь одну страну, - он является транснациональным маршрутом, когда турист имеет возможность побывать сразу в нескольких странах, познакомиться с их прошлым и настоящим.
Тема 8. Создание единой транспортной системы Азербайджана для повышения уровня внутреннего туризма.
Автомобильный транспорт
В Азербайджане наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог — 59 141 км, из них асфальтировано 29 210 км. Шоссе в Азербайджане следуют параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку. В свою очередь из Баку к грузинской границе также ведёт автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку — Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов
M2 Казах, Гянджа, Евлах, Аджиг
M1 Куба, Баку
M2 Баку, Алят
M3 Алят, Ленкорань, Астара
M7 Садарак, Нахичевань,
M8 Нахичевань, Джульфа, Ордуба
Морской транспорт
С 1962 года из Бакинского международного
порта действует паромная переправа до
туркменского порта Туркменбаши. Главный порт — Баку, связан
железнодорожными паромами с портами
восточного побережья Каспийского моря
(Красноводск, Актау,Карабогаз)
Флот Каспара насчитывает
86 судов с суммарным дедвейтом
483,782 тонн, из которых 41 танкер,35 сухогрузов,
10 вспомогательных судов. Также
имеются 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный)
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт в Азербайджане — крупнейшая по протяжённости и объёму перевозок сеть ширококолейных железных дорог общего пользования в Закавказье. Общая протяжённость составляет 2125 км, из которых 1278 км электрифицированы (на постоянном токе 3 кВ). С 2010 г. постепенный переход с постоянного тока на переменный. История железнодорожного транспорта в Азербайджане начинается со времени ввода в экспплуатацию Баку—Сабунчи—Сураханинской железной дороги в 1880 г. Максимальный объём грузоперевозок — 100 млн тонн, был достигнут в 1989 году. На электрической тяге выполняется примерно 90 % всей перевозочной работы по железным дорогам.
На сегодняшний
день, основными направлениями
На железных дорогах,
применяется четырёхзначная
В планах развития железных дорог, переход на электрификацию на переменном токе, строительство крупного терминала в Аляты, в связи с развитием морского порта. Одним из главных приоритетов является освоение скоростных перевозок, на участке Баку-Гянджа.