ustify">Авиационный транспорт
Аэропорты
Крупнейшие города
Азербайджана связаны с Баку
и между собой авиасообщением.
Самый крупный аэропорт находится
в Баку, откуда совершаются регулярные
международные рейсы. Кроме Баку,
регулярные международные рейсы
совершаются также из Гянджи,
Ленкорани и Нахичевани. Государственной
организацией в сфере управления
и регулирования в Гражданской
Авиации Азербаджана является
Государственная Администрация
по Авиационному транспорту. Это
единственный способ попасть
в Нахичеванскую Автономную Республику.
В стране действуют 32 аэропорта5
из которых международного уровня.
Авиакомпании
Крупнейшими авиакомпаниями,
работающими на азербайджанском
рынке авиаперевозок, являются:
- AZAL — азербайджанская авиакомпания, выполняет внутренние рейсы, рейсы из Москвы в города Азербайджана, рейсы из Баку в страны СНГ, ЕС, Азии. После закупки новой партии самолетов Boeing с большой дальностью полета, планируется открытие постоянных маршрутов в страны Северной Америки и Юго-Восточной Азии].
- S7 Airlines — российская авиакомпания.
- Атлант-Союз — российская авиакомпания.
- ЮТэйр — российская авиакомпания, выполняет рейсы из Москвы в азербайджанские города и рейсы из Баку в города России.
Транспорт
в Азербайджане |
Железная
дорога |
Азербайджанская
железная дорога: Баку —
Тбилиси — Карс • Астара
— Решт — Казвин
ЗАО «Азербайджанские
железные дороги»: Поезда
ADDY
Станции: Баку-Пассажирская • Горадиз • Джульфа • Евлах • Минджевань1 • Ханкенди1
Узкоколейные
железные дороги: Бакинская
ДЖД • Нахичеванская
ДЖД • Кедабекская
УЖД •Набранская
УЖД |
Гражданская авиация |
Азербайджан
Хава Йоллары |
Аэропорты |
им. Гейдара
Алиева • Гянджа • Парзиван • Ленкорань • Нахичевань • Ходжалы1 |
Авиакомпании |
AZAL (маршрутная
сеть) • Imair Airlines (маршрутная
сеть) • Turan Air (маршрутная
сеть) • Silk Way Airlines |
|
|
1 — контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской
Республикой |
Тема 9. Виды транспортных
услуг внедряемых в туристический
бизнес Азербайджана.
Услуги перевозок
туристов занимают одно из
ведущих мест в составе туристского
продукта. Это связано с тем,
что все туристские маршруты (кроме
пешеходных) предполагают, наличие
транспорта для доставки путешествующих
к месту отдыха или экскурсии
и возвращения домой.
Транспортное обеспечение
является важнейшим элементом туристкой
инфраструктуры и входит в основной
комплекс услуг, включаемых в состав
туристского продукта.
Применяемый для
целей туризма транспорт классифицируется
на три вида: сухопутный, водный,
воздушный.
Среди сухопутных
средств передвижения наибольший
интерес для целей туризма
представляет применение автомобильного
и железнодорожного транспорта.
Автомобильный транспорт
наиболее широко используется в туризме,
поскольку обеспечивает доставку туристов
«от дверей до дверей».
Железнодорожный
транспорт обеспечивает достаточно
высокую скорость перевозки туристов
на среднее расстояние в комфортных
условиях при умеренных ценах.
Среди водных транспортных
средств различают: подводные (экскурсионные
подводные лодки) и надводные (теплоходы,
круизные суда, морские паромы, прогулочные
суда, яхты) средства.
Воздушные транспортные средства
включают в себя самые разнообразные
транспортные средства: от самолетов
гражданской авиации до таких
экзотических, как воздушные шары,
дельтапланы.
В системе транспортного
обеспечения в туризме различают:
- туристские перевозки, входящие в основной комплекс туристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения и обратно;
- трансферт – предоставление транспортных средств для обеспечения встреч – проводов туристов;
- транспортное обслуживание программных мероприятий по турам: экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещение по маршрутам.
Автомобильные перевозки.
Автомобильные перевозки
являются одним из основных
видов туристских перевозок. К
достоинствам автомобильных перевозок
относятся мобильность, относительно
высокая скорость, невысокая стоимость,
гибкость в установлении графиков
движения.
Автоуслуги, используемые в
туристском обслуживании, включают три
основных направления:
- организация автобусных путешествий;
- организация путешествий на личном автотранспорте туристов;
- прокат автомобилей
Железнодорожные
перевозки
Железнодорожные
перевозки представляют собой
эффективный инструмент транспортного
обеспечения в туризме. Достаточно
высокий комфорт путешествия,
высокая скорость и возможность
компактного размещения группы
туристов при умеренных ценах
делает этот вид транспорта
конкурентоспособным при передвижении
на малые и средние расстояния.
Наибольшее применение железнодорожный
транспорт находит при организации
внутреннего и приграничного
туризма, а также познавательных
и, экскурсионных туров и туризма
выходного дня.
Морские и речные
путешествия.
Морские и речные
перевозки туристов осуществляются,
как правило, в виде пассажирских
перевозок, экскурсионных путешествий,
путешествий на паромах и круизов.
Основным видом морских
и речных перевозок являются круизы.
Круизинг – это международный
бизнес представляющий собой комплекс
рыночных структур и соединяющий
несколько определенных международных
рыночных сегментов.
На всех маршрутах
круизов предлагаются гибкие
цены, чтобы привлечь туристов
с разным уровнем дохода, а
также различные скидки: например,
в несезонный период или в
случае предварительного бронирования
поездки.
По технической оснащенности
и комфортабельности флота, уровню
сервиса на борту, размерам базовых
тарифов, и ряду других показателей
круизные компании подразделяются на
четыре основные категории:
- стандартные;
- первоклассные;
- престижные;
- суперлюкс.
Круизы классифицируются:
- экономичные круизы;
- классические круизы преобладают на международном уровне. Полностью отвечают современным требованиям по дизайну, комфорту и сервису;
- премиум – круизы ориентированы на взыскательных клиентов, предъявляющих повышенные требования к сервису и комфорту. Туристам предлагается персональное обслуживание;
- круизы – люкс и эксклюзивные предназначены для очень богатых туристов, занимающих высокое положение в обществе. Это своеобразные закрытые клубы. География круизов этой категории тяготеет к экзотическим направлениям.
В отличие от
морских речные круизы менее
подвержены влиянию погоды, более
информативны, так как имеют береговой
обзор.
Для речных круизов используются
как однозвездочные суда, так и
комфортабельные теплоходы
Авиационные путешествия.
Воздушный транспорт
является одной из наиболее
быстро и динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства.
Авиакомпании рассматриваются как
один из составных элементов,
формирующих систему туризма
в целом. Существует большое
количество разновидностей класса
обслуживания. Набор предоставляемых
авиакомпаниями услуг, прежде
всего, зависит от класса обслуживания.
Существует обычно три класса
обслуживания: первый класс, бизнес
класс, экономический класс. Главное
отличие классов – в комфортабельности
кресел, качестве питания, и размере
бесплатно провозимого багажа.
Тема 10. Транспортный
имидж Азербайджана и региональный
туризм
В Азербайджанской
Республики развитие транспортного
сектора является одним из
необходимых и важных условий
дальнейшей структурной перестройки
экономики, повышения конкурентоспособности
транспортных услуг на мировых
рынках и интеграции страны, в
динамично изменяющуюся систему
международных отношений. Через
Азербайджанскую Республику проходит
кратчайший путь из Европы
в страны Центральной Азии, Ближнего
и Дальнего Востока, в частности
транспортные коридоры ТРАСЕКА
и Север-Юг, автомобильная и железнодорожная
магистрали, соединяющие бассейны
Черного и Каспийского морей,
по этой же территории. Азербайджан,
занимая одно из ключевых положений
в вопросах создания кратчайших
транспортных коридоров в евро-азиатском
регионе, является крупным транспортным
узлом в единой транспортной
системе Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА).
Азербайджанская
Республика имеет сложившуюся
транспортную систему, которая
включает в себя железнодорожный,
автодорожный, морской, воздушный
и трубопроводный транспорт. По
транспортному коридору TRACECA через
территорию Азербайджана в январе-июне
2010 года было перевезено 25,4 миллиона
тонн грузов, что на 8,1 процента
больше аналогичного показателя
прошлого года. В рамках данного
транспортного коридора в январе-
июне было перевезено 99,7 миллиона
пассажиров, что на 7,9 процента
больше, чем за аналогичный период
2009 года.
Железнодорожный
транспорт.
Азербайджанская
железная дорога осуществляет
весомый объем перевозок грузов
и пассажиров, имеет развернутую
сеть железнодорожных магистралей
в Республике. Длина главных путей
составляет 2 932 км, эксплуатационная
длина – 2 117 км, из них 815 км
– двухпутные линии. Из общей
эксплуатационной длины дороги 60%
или 1272 км 1 электрифицированы, 40% или
845 км работают на тепловозной
тяге. Около 60% протяженности железнодорожных
линий, то есть 1 126 км оборудовано
автоблокировкой, 479 км – диспетчерской
централизацией, остальные – полуавтоматической
блокировкой.
Осуществляется курсирование
международных пассажирских поездов
Баку-Москва, Баку-Киев, Баку-Ростов, Баку-Харьков,
Баку-Астрахань, Баку-Тбилиси. В
последние годы наметилась устойчивая
тенденция по увеличению объема
перевозок. Одним из важных
факторов, способствующих подобному
росту, явилось осуществленное
в 1998 году, на основе соглашения
между Азербайджанской Республикой
и Республикой Казахстан, строительство
нефтеперевалочного морского терминала
и нефтеналивной станции в
Дюбенды. Благодаря этой крупной
перевалочной базе (Дюбенды) ежегодно
отправляется в порт Батуми
около 12,0 млн. тонн нефти (в
том числе транзитной) с последующей
1 поставкой ее в Европейские
страны. Осуществлена прокладка
оптико-волокнистого кабеля с
установкой соответствующего оборудования
на участке ж/д магистрали Баку
- Беюк Кясик (граница с Грузией),
протяженностью 503 км (в рамках проекта
финансированного ЕвроКомиссией).
В соответствии
с Государственной концептуальной
программой развития транспортного
сектора Азербайджана, Президент
Азербайджана утвердил важный
документ «Программа развития
железной дороги Азербайджана
на 2008-2011 годы». На реализацию данных мер
будет вложено инвестиций в
размере 1 млрд. долларов США. В настоящее
время ведутся переговоры об этом
с международными финансовыми структурами.
Около 40% средств выделит Всемирный
банк.
Ввод в эксплуатацию железной
дороги Баку-Тбилиси-Карс намечен на
2011- ый год и это станет самым
коротким транспортным соединением
в направлении Азия - Европа.
После запуска железнодорожной
ветви Баку-Тбилиси-Карс перевозки
грузов и пассажиров по коридору
TRACECA значительно увеличатся.
Морской транспорт
и морские магистрали.
Азербайджанское
Государственное Каспийское
Морское Пароходство является
крупной судовладельческой компанией
в Каспийском бассейне. Это многоотраслевая
транспортная организация, в состав
которой входят транспортные, технические
и служебно-вспомогательные суда,
судоремонтное производственное
объединение «Каспморсудоремонт»,
учебные, торговые, снабженческие
и экспедиторско-агентские организации.
Основная производственная база
пароходства – транспортный флот
состоит из 70 судов, из которых
34 танкера (водовозы), 26 универсальных
сухогрузных судов, 2 Ро-ро и 8 морских
железнодорожных грузопассажирских
паромов, с суммарным дедвейтом
316,0 тыс. тонн.