Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:26, научная работа

Описание

Понятие экскурсии. Основные функции и признаки. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм. Классификация экскурсий. Принципы классификации. Экскурсионные объекты, их разновидность.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 51.14 Кб (Скачать документ)

Григорий  Усыскин 

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО  ТУРИЗМА 

ТУРИЗМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ЭКСКУРСИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  РОССИИ

 

 

В предыдущей главе мы достаточно много места уделили деятельности Комиссии «Образовательных экскурсий  по России», которые были созданы  при отделениях Российского общества туристов. Чрезвычайно интересно  и разнообразно проводилась работа такой Комиссии при Московском отделении  Российского общества туристов. В  одном из первых пунктов Правил организации  путешествий указывалось, что в  число экскурсантов принимаются  лица, «не обладающие настолько достаточными материальными средствами, чтобы  совершать образовательные экскурсии  самостоятельно». Здесь же прямо  и без обиняков указывалось: «Комиссия  имеет в виду необеспеченный материально  контингент русской интеллигенции  и главным образом – учащихся народной школы (т.е. учителей; выделено мной. – Г.У.) и служащих в общественных (земских и городских) и других учреждениях».

 

Кроме «Правил записи»  в десятистраничной брошюре были еще сформулированы «Основные положения  из инструкции для руководителей  и правила для экскурсантов». Каковы же наиболее интересные пункты этой инструкции? Там указывалось, что  при отправлении в экскурсию  руководитель получал удостоверение  Комиссии, маршрут, смету и все  необходимое для экскурсии. Отступление  от маршрута и сметы допускалось  только в чрезвычайных ситуациях (наводнение, карантин и т.п.).

 

На руководителя возлагались  обязанности вести экскурсию  «сообразно выработанному Комиссией  маршруту», производя все попутные расходы «в пределах исчисленных  Комиссией смет». Руководитель входил «в сношения с подлежащими лицами и учреждениями по всем вопросам, касающимся вверенных им групп экскурсантов». Он устраивал экскурсантов на пароходах  и железной дороге, в помещениях для ночлегов, ресторанах и столовых, вел все расчеты и получал  оправдательные документы на произведенные  расходы. Руководитель обязан был вести  ежедневную денежную отчетность по установленному Комиссией образцу и каждые 2-3 дня копии отчетных ведомостей со своей подписью отсылать в Комиссию за подписями заведующего хозяйственной  частью и представителей группы.

 

Перед началом путешествия  каждая группа выбирает из своего состава 3-4 уполномоченных в помощь руководителю или устанавливает порядок дежурства. Зачем это нужно? В обязанности  уполномоченных или дежурных входит ведение хозяйства группы под  общим наблюдением руководителя, то есть закупка провизии, организация  питания, охрана общественного имущества, наблюдение за порядком и чистотой, а также ведение отчетности совместно  с руководителем экскурсии.

 

По возвращении из экскурсии  руководитель в течение одного дня  сдает остаток неизрасходованных  денег и денежный отчет со всеми  относящимися к нему документами. Специальным  параграфом предусматривалось, что  в особых случаях Комиссия поручает одному из членов Бюро или особо  уполномоченному лицу проконтролировать  в пути денежную отчетность, состояние  кассы и «вообще ведение руководителем  дела экскурсии».

 

Перед отправлением группы руководитель подробно объяснял участникам экскурсии  маршрут и план движения группы, чтобы исключить любые заявления  по этим вопросам. Маршрут, план движения, а также классы в вагонах и  на пароходах, места остановок и  ночлегов являются обязательными для  всех экскурсантов.

 

Если экскурсанты по исключительным обстоятельствам не могут ехать  с группой часть пути, переходят  в высший класс поезда или парохода, отделяются от группы на 1-2 дня, то они  не имеют право на какие бы то ни было компенсации. Руководитель не имеет права выдавать никаких  денег на расходы, которые не указаны  в смете расходов.

 

В инструкции предусматривалось, что руководитель не отвечает за удобства в помещениях для ночлега экскурсантов, за питание в столовых и ресторанах. В случае неудовольствия ночлегом или  питанием руководитель обязан сделать  соответствующее заявление членам Комиссии или ее представителю.

 

В случае серьезного заболевания  кого-либо из участников экскурсии  и невозможности продолжать совместное путешествие руководитель обязан был  «сдать заболевшего в местный  врачебный пункт», при этом возвращая  на руки заболевшему внесенному им сумму за вычетом уже сделанных  на его долю расходов.

 

Особо обращалось внимание на поведение экскурсантов во время  путешествия: соблюдение общих интересов, такт, отказ от привычек, которые  «неудобны в обществе» (например, алкоголизм и т.д.). Несоблюдение этих правил могло повлечь за собою  удаление «лиц из группы во время экскурсии». Вопрос об исключении поднимался руководителем  или группой экскурсантов не менее  пяти человек и окончательно решался  общим собранием группы «закрытым  голосованием, простым большинством». Исключенному члену экскурсии выдавалась сумма денег, равная стоимости проезда  до Москвы, и суточное довольствие. В инструкции предусмотрительно  указывалось, что «личные отношения  между экскурсантами не касаются руководителя». Это было очень существенное предупреждение.

 

Комиссия обращала внимание экскурсантов на необходимость соблюдения дисциплины и выполнения всех правил при обозрении достопримечательностей, призывала бережно относиться к  памятникам и насаждениям. За всякие повреждения ответственность возлагалась  на конкретных участников экскурсии. Определенный порядок и чистота непременно должны были соблюдаться в вагонах, на пароходах и в помещениях для  ночлегов.

 

Чрезвычайно интересны рекомендации, которые предлагала Комиссия Образовательных  экскурсий по России при Московском отделении Российского общества туристов на лето 1911 года, о том, что  необходимо было взять из багажа в  многодневную экскурсию.

 

Оговаривалось, что допускается  брать с собою в виде багажа определенного размера корзину. Этот размер корзины (12 на 8 вершков), обшитой  внутри клеенкой или парусиной «хорошо  подходит под лавочку вагона»  или «удобно устанавливается  на экипажах». Чемоданы не рекомендовали  брать с собой, так как в  дороге, особенно при перевозке на лошадях, они быстро портились.

 

Для участия в экскурсии  женщинам рекомендовали взять с  собою «драповую верхнюю кофту», а мужчинам – «летнее пальто». Но лучше, как для мужчин, так и  для женщин, – «шерстяной швейцарского типа плащ-накидку». Для женщин –  «3-4 кофточки не марких, достаточно плотных», а для мужчин – «пиджачный костюм темный и 3-4 русских верхних рубашки».

Как для одних, так и  для других предлагалось взять запасную пару обуви, «достаточно плотную  на низких каблуках». Любопытен и  остальной список необходимых вещей: 3-4 смены нижнего белья, 2-3 полотенца, мыло, зубной порошок, 10-12 носовых платков, 1-2 книги для чтения, легкую подушку 8 на 10 вершков, 2-3 простыни, кружку или  стакан, чайную ложку, чайное полотенце, записная тетрадь, запас пуговиц, ниток, иголок. Кто может – бинокль  и фотографический аппарат. Предлагалось взять с собою легкий матрасик. Такой волосяной матрасик можно  было заказать через Комиссию, и  стоил он 3-4 рубля. Если не было матрасика, то рекомендовалось заменить его  пледом или одеялом – ватным или  шерстяным. Вот с этим багажом  экскурсант был готов к поездке.

 

Как оплачивались такие экскурсии? Заблаговременно подавая заявление  о желании участвовать в экскурсии, будущий путешественник выбирал  один из 12 предлагаемых маршрутов:

 

- Север России;

- Финляндия (два варианта);

- Волга (три варианта);

- Восточная Россия (два  варианта);

- Южная Россия;

- Крым (два варианта);

- Кавказ (пять вариантов);

- Средняя Азия и «По  России» - для крымских и кавказских  учителей.

 

Самым дорогим был маршрут  по Средней Азии. Он продолжался 36 дней и его стоимость составляла 135 рублей. Относительно недорогим можно  было считать маршрут по Волге: Москва – Ярославль – Волга (Самара) и обратно Нижний Новгород – Москва. Продолжалась такая экскурсия 12 дней, и стоимость ее была 38 рублей. Маршрут  по Восточной России (Кама – Средний  Урал) предусматривал восхождение на гору Качканар.

 

В объявленную стоимость  экскурсий входили: проезд, питание (чай 2-3 раза в день, завтрак, обед и  вечерняя закуска), разные хозяйственные  расходы (извозчики для багажа, трамвай, чаевые и прочие), плата за помещение, оплата руководителя, а также отчисления в фонд комиссии на организационные  и подготовительные работы. На личные мелкие расходы экскурсантам предлагалось иметь 10-20 рублей карманных денег.

 

Для удешевления поездок  Комиссия иногда отказывалась от услуг  гостиниц, а договаривалась с учебными заведениями, обществами взаимопомощи учащимся и другими подобными  организациями с просьбой предоставить имеющиеся в их распоряжении помещения  для ночлега экскурсантов. При  этом, как указывала Комиссия, эти  помещения «не всегда бывают обставлены койками и матрасами». Именно поэтому  в своих правилах Комиссия «рекомендует запастись легким волосяным матрасиком, пледом или ватным одеялом».

 

Комиссия отмечает, что  в некоторых случаях бывает трудно даже найти помещение. Приходиться  довольствоваться двумя-тремя незначительными, зачастую недостаточно чистыми комнатами (станционные помещения на Военно-Грузинской и Осетинской дорогах), рассчитанными  на 7-10 человек.

 

Громадное значение Комиссия придавала «местному представительству». В большинстве случаев местные  жители или лица, хорошо знающие  город, край, всегда полнее, глубже могут  оттенить местные особенности края, значение тех или иных условий, культуру, передать его историю, объяснить  достопримечательности городов. Таких  представителей Комиссия наметила иметь  в городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Астрахани, Севастополе, Ялте, Судаке, Владикавказе, Тифлисе, Батуми и Сочи.

 

Лица, желающие осмотреть  Москву и ее достопримечательности, могли приехать за 5-7 дней до дня  отъезда экскурсии из Москвы. Здесь  предоставлялось помещение для  остановки и ночлега с платой 20-25 копеек максимально в сутки. Эти  деньги слагались из оплаты помещения, кровати и матраса, вознаграждения прислуги, стоимости кипятка для  чая, освещения и оплаты труда  руководителей при экскурсиях по Москве.

 

Будущие экскурсанты еще  весной подавали или присылали заявление  и заполняли опросный лист. К заявлению  кроме опросного листа необходимо было приложить удостоверение, где  указывались место службы и получаемый оклад жалования. Для учителей земских  школ достаточно было удостоверения  Земской управы – тогда указывать  оклад жалования было совсем не обязательно.

В опросном листе в пункте «род занятий» уже было предусмотрено, кого имеет в виду Комиссия образовательных  экскурсий: учителя или учительницу  земской школы, городской, начальной, средней. Кроме того, указывалось  местожительство будущего экскурсанта, возраст и семейное положение, годовой  оклад жалования, сколько лет  состоит на службе и путешествовал  ли раньше. В последнем пункте надо было указать – «что имеете в  виду теперь при записи на экскурсию».

 

Составители Опросного листа  подсказывали его авторам, что следует  писать: «Цели образовательные (расширение знаний), педагогические (передать виденное в школе), отдых, удовольствие, поправление  здоровья и т.п.».

Здесь следует еще и  еще раз подчеркнуть, насколько  целенаправленно было содержание деятельности Комиссии Образовательных экскурсий  по России. Насколько продуманно составляли экскурсии, стараясь каждый раз минимально сократить путевые расходы, понимая, что имеют дело с учителями  самых разных уголков России. Эти  экскурсии были прежде всего образовательными, и это главное.

 

Стоит отметить, что стоимость  экскурсий была умеренной, вполне по средствам учителям школ и различных  училищ. Учителя начальных, сельских и городских училищ пользовались правом проезда по льготной цене. Существовала особая скидка для народных учителей, направляемых в поездку земскими или городскими самоуправлениями.

 

Комиссия Образовательных  экскурсий по России при Московском отделении Российского общества туристов была далеко не единственной подобной организацией. К концу 1915 года в России существовало уже около 100 подобных учреждений. Экскурсионные  бюро активно работали в Екатеринодаре  и Харькове, экскурсионные комиссии – в Ярославле, Ростове и Вятке, еще по две комиссии существовали в Москве и Петербурге.

 

Интересно работала экскурсионная  комиссия Тульского общества взаимопомощи учащих и учивших, возникшая в 1912 году. В ее состав вошли члены  общества, поставившие целью организацию экскурсий для учителей Тульской губернии. За один туристический сезон в экскурсиях Тульского общества приняли участие 299 учителей.

 

Один из первых, кто в  начале ХХ века обосновал значение дальних гуманитарных экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был петербургский профессор  Иван Михайлович Гревс. Это он написал, что «главная, самая определяющая черта в природе «экскурсии» - это непосредственное соприкосновение  человека с миром через активное путешествие к нему». Ему же принадлежит  определение: «Путешествие – один из величайших факторов развития культуры».

 

Обратимся еще к мыслям И.М. Гревса о значении экскурсий: и  путешествий вообще, которые он сформулировал  уже в советское время в  журнале «Экскурсионное дело» в  № 4–6 за 1922 год: «"Путешествия" –  это очень большая страница (лучше: много важных страниц) в книге  жизни человечества, и психология их богата разнообразнейшими мотивами инстинктивных влечений и страстей, материальных интересов и умственных заданий, крупных эмоций и могучих  импульсов индивидуальных и коллективных воль. Многочисленны были побуждения к путешествованию, велики достигнутые  результаты путешествий, но и громадно наслаждение, ими доставляемое: оно  восходит до уровня сильнейших духовных радостей жизни, они - вызываемые ими  настроения – могут сравниться, например, с тем подъемом всех сил  духа, какое родит в нас гениальное произведение музыки».

Информация о работе Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России