Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:26, научная работа
Понятие экскурсии. Основные функции и признаки. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм. Классификация экскурсий. Принципы классификации. Экскурсионные объекты, их разновидность.
Григорий Усыскин
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА
ТУРИЗМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В предыдущей главе мы достаточно
много места уделили
Кроме «Правил записи» в десятистраничной брошюре были еще сформулированы «Основные положения из инструкции для руководителей и правила для экскурсантов». Каковы же наиболее интересные пункты этой инструкции? Там указывалось, что при отправлении в экскурсию руководитель получал удостоверение Комиссии, маршрут, смету и все необходимое для экскурсии. Отступление от маршрута и сметы допускалось только в чрезвычайных ситуациях (наводнение, карантин и т.п.).
На руководителя возлагались
обязанности вести экскурсию
«сообразно выработанному Комиссией
маршруту», производя все попутные
расходы «в пределах исчисленных
Комиссией смет». Руководитель входил
«в сношения с подлежащими лицами
и учреждениями по всем вопросам, касающимся
вверенных им групп экскурсантов».
Он устраивал экскурсантов на пароходах
и железной дороге, в помещениях
для ночлегов, ресторанах и столовых,
вел все расчеты и получал
оправдательные документы на произведенные
расходы. Руководитель обязан был вести
ежедневную денежную отчетность по установленному
Комиссией образцу и каждые 2-3
дня копии отчетных ведомостей со
своей подписью отсылать в Комиссию
за подписями заведующего
Перед началом путешествия
каждая группа выбирает из своего состава
3-4 уполномоченных в помощь руководителю
или устанавливает порядок
По возвращении из экскурсии
руководитель в течение одного дня
сдает остаток
Перед отправлением группы руководитель
подробно объяснял участникам экскурсии
маршрут и план движения группы,
чтобы исключить любые
Если экскурсанты по исключительным обстоятельствам не могут ехать с группой часть пути, переходят в высший класс поезда или парохода, отделяются от группы на 1-2 дня, то они не имеют право на какие бы то ни было компенсации. Руководитель не имеет права выдавать никаких денег на расходы, которые не указаны в смете расходов.
В инструкции предусматривалось,
что руководитель не отвечает за удобства
в помещениях для ночлега экскурсантов,
за питание в столовых и ресторанах.
В случае неудовольствия ночлегом или
питанием руководитель обязан сделать
соответствующее заявление
В случае серьезного заболевания кого-либо из участников экскурсии и невозможности продолжать совместное путешествие руководитель обязан был «сдать заболевшего в местный врачебный пункт», при этом возвращая на руки заболевшему внесенному им сумму за вычетом уже сделанных на его долю расходов.
Особо обращалось внимание на поведение экскурсантов во время путешествия: соблюдение общих интересов, такт, отказ от привычек, которые «неудобны в обществе» (например, алкоголизм и т.д.). Несоблюдение этих правил могло повлечь за собою удаление «лиц из группы во время экскурсии». Вопрос об исключении поднимался руководителем или группой экскурсантов не менее пяти человек и окончательно решался общим собранием группы «закрытым голосованием, простым большинством». Исключенному члену экскурсии выдавалась сумма денег, равная стоимости проезда до Москвы, и суточное довольствие. В инструкции предусмотрительно указывалось, что «личные отношения между экскурсантами не касаются руководителя». Это было очень существенное предупреждение.
Комиссия обращала внимание
экскурсантов на необходимость соблюдения
дисциплины и выполнения всех правил
при обозрении
Чрезвычайно интересны рекомендации, которые предлагала Комиссия Образовательных экскурсий по России при Московском отделении Российского общества туристов на лето 1911 года, о том, что необходимо было взять из багажа в многодневную экскурсию.
Оговаривалось, что допускается брать с собою в виде багажа определенного размера корзину. Этот размер корзины (12 на 8 вершков), обшитой внутри клеенкой или парусиной «хорошо подходит под лавочку вагона» или «удобно устанавливается на экипажах». Чемоданы не рекомендовали брать с собой, так как в дороге, особенно при перевозке на лошадях, они быстро портились.
Для участия в экскурсии
женщинам рекомендовали взять с
собою «драповую верхнюю кофту»
Как для одних, так и для других предлагалось взять запасную пару обуви, «достаточно плотную на низких каблуках». Любопытен и остальной список необходимых вещей: 3-4 смены нижнего белья, 2-3 полотенца, мыло, зубной порошок, 10-12 носовых платков, 1-2 книги для чтения, легкую подушку 8 на 10 вершков, 2-3 простыни, кружку или стакан, чайную ложку, чайное полотенце, записная тетрадь, запас пуговиц, ниток, иголок. Кто может – бинокль и фотографический аппарат. Предлагалось взять с собою легкий матрасик. Такой волосяной матрасик можно было заказать через Комиссию, и стоил он 3-4 рубля. Если не было матрасика, то рекомендовалось заменить его пледом или одеялом – ватным или шерстяным. Вот с этим багажом экскурсант был готов к поездке.
Как оплачивались такие экскурсии?
Заблаговременно подавая
- Север России;
- Финляндия (два варианта);
- Волга (три варианта);
- Восточная Россия (два варианта);
- Южная Россия;
- Крым (два варианта);
- Кавказ (пять вариантов);
- Средняя Азия и «По России» - для крымских и кавказских учителей.
Самым дорогим был маршрут по Средней Азии. Он продолжался 36 дней и его стоимость составляла 135 рублей. Относительно недорогим можно было считать маршрут по Волге: Москва – Ярославль – Волга (Самара) и обратно Нижний Новгород – Москва. Продолжалась такая экскурсия 12 дней, и стоимость ее была 38 рублей. Маршрут по Восточной России (Кама – Средний Урал) предусматривал восхождение на гору Качканар.
В объявленную стоимость экскурсий входили: проезд, питание (чай 2-3 раза в день, завтрак, обед и вечерняя закуска), разные хозяйственные расходы (извозчики для багажа, трамвай, чаевые и прочие), плата за помещение, оплата руководителя, а также отчисления в фонд комиссии на организационные и подготовительные работы. На личные мелкие расходы экскурсантам предлагалось иметь 10-20 рублей карманных денег.
Для удешевления поездок Комиссия иногда отказывалась от услуг гостиниц, а договаривалась с учебными заведениями, обществами взаимопомощи учащимся и другими подобными организациями с просьбой предоставить имеющиеся в их распоряжении помещения для ночлега экскурсантов. При этом, как указывала Комиссия, эти помещения «не всегда бывают обставлены койками и матрасами». Именно поэтому в своих правилах Комиссия «рекомендует запастись легким волосяным матрасиком, пледом или ватным одеялом».
Комиссия отмечает, что в некоторых случаях бывает трудно даже найти помещение. Приходиться довольствоваться двумя-тремя незначительными, зачастую недостаточно чистыми комнатами (станционные помещения на Военно-Грузинской и Осетинской дорогах), рассчитанными на 7-10 человек.
Громадное значение Комиссия
придавала «местному
Лица, желающие осмотреть Москву и ее достопримечательности, могли приехать за 5-7 дней до дня отъезда экскурсии из Москвы. Здесь предоставлялось помещение для остановки и ночлега с платой 20-25 копеек максимально в сутки. Эти деньги слагались из оплаты помещения, кровати и матраса, вознаграждения прислуги, стоимости кипятка для чая, освещения и оплаты труда руководителей при экскурсиях по Москве.
Будущие экскурсанты еще
весной подавали или присылали заявление
и заполняли опросный лист. К заявлению
кроме опросного листа
В опросном листе в пункте «род занятий» уже было предусмотрено, кого имеет в виду Комиссия образовательных экскурсий: учителя или учительницу земской школы, городской, начальной, средней. Кроме того, указывалось местожительство будущего экскурсанта, возраст и семейное положение, годовой оклад жалования, сколько лет состоит на службе и путешествовал ли раньше. В последнем пункте надо было указать – «что имеете в виду теперь при записи на экскурсию».
Составители Опросного листа подсказывали его авторам, что следует писать: «Цели образовательные (расширение знаний), педагогические (передать виденное в школе), отдых, удовольствие, поправление здоровья и т.п.».
Здесь следует еще и еще раз подчеркнуть, насколько целенаправленно было содержание деятельности Комиссии Образовательных экскурсий по России. Насколько продуманно составляли экскурсии, стараясь каждый раз минимально сократить путевые расходы, понимая, что имеют дело с учителями самых разных уголков России. Эти экскурсии были прежде всего образовательными, и это главное.
Стоит отметить, что стоимость экскурсий была умеренной, вполне по средствам учителям школ и различных училищ. Учителя начальных, сельских и городских училищ пользовались правом проезда по льготной цене. Существовала особая скидка для народных учителей, направляемых в поездку земскими или городскими самоуправлениями.
Комиссия Образовательных экскурсий по России при Московском отделении Российского общества туристов была далеко не единственной подобной организацией. К концу 1915 года в России существовало уже около 100 подобных учреждений. Экскурсионные бюро активно работали в Екатеринодаре и Харькове, экскурсионные комиссии – в Ярославле, Ростове и Вятке, еще по две комиссии существовали в Москве и Петербурге.
Интересно работала экскурсионная комиссия Тульского общества взаимопомощи учащих и учивших, возникшая в 1912 году. В ее состав вошли члены общества, поставившие целью организацию экскурсий для учителей Тульской губернии. За один туристический сезон в экскурсиях Тульского общества приняли участие 299 учителей.
Один из первых, кто в
начале ХХ века обосновал значение
дальних гуманитарных экскурсий, их
воспитательно-образовательный
Обратимся еще к мыслям И.М. Гревса о значении экскурсий: и путешествий вообще, которые он сформулировал уже в советское время в журнале «Экскурсионное дело» в № 4–6 за 1922 год: «"Путешествия" – это очень большая страница (лучше: много важных страниц) в книге жизни человечества, и психология их богата разнообразнейшими мотивами инстинктивных влечений и страстей, материальных интересов и умственных заданий, крупных эмоций и могучих импульсов индивидуальных и коллективных воль. Многочисленны были побуждения к путешествованию, велики достигнутые результаты путешествий, но и громадно наслаждение, ими доставляемое: оно восходит до уровня сильнейших духовных радостей жизни, они - вызываемые ими настроения – могут сравниться, например, с тем подъемом всех сил духа, какое родит в нас гениальное произведение музыки».
Информация о работе Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России