Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:26, научная работа
Понятие экскурсии. Основные функции и признаки. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм. Классификация экскурсий. Принципы классификации. Экскурсионные объекты, их разновидность.
Манеры экскурсовода. Большой
силой воздействия на экскурсантов
обладают манеры поведения экскурсовода,
его способ держать себя, форма
обращения с другими людьми. Манеры
экскурсовода находят выражение
в общении с экскурсантами, которые
обращают внимание на все: как экскурсовод
впервые входит в автобус, как
он здоровается с группой, как
разговаривает с водителем, как
держит микрофон, каким тоном делает
замечания. Ничто в его поведении
не остается незамеченным. Совершенствуя
свое мастерство, нужно избавляться
от дурных привычек - громко говорить,
излишне жестикулировать, прерывать
собеседника, употреблять в разговоре
резкие выражения, делать грубые замечания,
вести себя вызывающе, экстравагантно
одеваться, чрезмерно использовать
косметику. Экскурсоводу следует избегать
притворства, рисовки, постоянной заботы
о внешнем эффекте своих
Экскурсовод является работником
контактной зоны. С первых шагов
на экскурсионном маршруте он вступает
во взаимоотношения с
Большое место в работе
экскурсовода занимает выработка навыков
этикета. Этой важной проблеме экскурсионные
работники уделяют большое
Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет. Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.
Выводы
Внеречевые средства общения играют важную роль в процессе проведения экскурсий.
Умение использовать внеречевые
формы воздействия не приходит экскурсоводу
само. Выработка умений и навыков
требует постоянного внимания со
стороны руководителей
Контрольные вопросы
1. Внеречевые средства общения. Их совокупность.
2. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
3. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
4. Внешний облик экскурсовода.
5. Манеры экскурсовода.
6. Речевой этикет экскурсовода.
7. Культура поведения
Во время
экскурсии обычно можно
этом многие из них встречаются неоднократно и в разной обстановке,
предоставляя тем самым возможность познакомиться с различными сторонами
их жизнедеятельности и поведения.
Экскурсанты во время экскурсии получают сведения по биологии
отдельных видов птиц (характер пребывания на территории области,
численность, особенности гнездостроения, поведения, пения, кормодобывания).
Протяженность маршрута - 2 км, продолжительность экскурсии - 1,5 часа.
9. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
д.б.н., проф. Н.И.Простаков
Цель
экскурсии: познакомить
типичными и уникальными природными комплексами наземных и водных
экосистем и жизнью представителей класса млекопитающих в условиях
лесостепи на примере Усманского бора.
Местами проведения экскурсии являются различные участки Усманского
лесного массива (пойма р. Усмань, ольшаник, дубрава, бор, смешанный лес).
Экскурсия
начинается на территории
местной териофауны, которая включает представителей шести отрядов:
насекомоядных, рукокрылых, зайцеобразных, грызунов, хищников,
парнокопытных – уточняются их биотопическое размещение, видовой состав,
редкие виды, роль позвоночных животных в природных экосистемах и
значимость для человека.
В зависимости от возраста экскурсантов и поставленных задач, экскурсии
могут иметь определенную тематику и различную продолжительность (для
экскурсии продолжительностью 1 час длина маршрута составляет около 1,5-2
км).
Независимо от темы экскурсии, даются и иллюстрируются примерами
такие понятия, как фауна, биотоп, биоценоз, популяция, сообщество, вид,
экологическая ниша.
У экскурсантов
формируется общее
которая имеет ряд направлений в изучении животного мира (ихтиология,
герпетология, орнитология, териология), рассматривающих диких позвоночных
на разных уровнях развития и дающих комплексное представление об их роли в
экосистемах. Особый акцент делается на значимость мониторинга окружающей
среды.
В пойме реки Усмань экскурсанты имеют возможность познакомиться с
характером жизнедеятельности животных (лазы бобров, погрызы и следы
зайцеобразных, оленьих, порои кабанов).
Проходя
по маршруту на участке
знакомиться с тропами
копытных, их оптическими и ольфакторно-
метками, лежками, купальнями,
особенностями питания
можно увидеть норы бобров.
В смешанном
лесу проводится беседа и
Экскурсанты знакомятся с рельефом местности, характером растительности,
расположением нор и убежищ различного назначения. На экскурсиях
рассматриваются вопросы коммуникации, роли барсуков в лесных биоценозах и
в жизни человека. Экскурсантам поясняют способы передачи информации между
членами колонии. Далее по маршруту на участке субори можно увидеть норы
лисицы обыкновенной и енотовидной собаки и визуально сделать сравнение с
поселением барсуков.
Во время
проведения экскурсий
или иного вида животных, значения позвоночных в биоценотической цепи
природных комплексов, уделяется большое внимание проблемам охраны мест
обитания диких позвоночных и сохранения биологического разнообразия.
Все экскурсии
заканчиваются кратким
Протяженность маршрута– 1,5-2 км, продолжительность экскурсии -1 час.
IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ
10. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИИ
к.с.-х.н. Е.И. Шомина
Цель экскурсии:
на примере биогеоценозов
формировать и развивать
понятия о взаимосвязи и
компонентов природных экосистем, направлениях развития природных
сообществ.
Во время экскурсии учащиеся знакомятся со строением конкретных
биогеоценозов, выясняют некоторые формы взаимодействия их компонентов,
усваивают понятия “сукцессия” и “дигрессия”.
Вначале
экскурсия проходит по
однородном по рельефу, составу древесных пород, кустарниковой и травянистой
растительности, граничащем с канавой, осматривают и анализируют
биотические и абиотические компоненты биогеоценоза: тип почвы, условия
освещенности, температурно-влажностный режим, растительный и животный
компоненты. Указывается, что основу биогеоценоза составляет растительное
сообщество, экскурсанты определяют границу между биогеоценозами леса и
канавы по границе растительных сообществ. Обсуждается причина ведущей
роли растений в биогеоценозе (в них сосредоточена основная масса
органического вещества, они являются продуцентами) и ее проявления (растения
определяют структуру и облик биогеоценоза, внутренний климат, состав, обилие
и размещение животных, грибов и микроорганизмов).
Далее
проводится более подробный
биогеоценоза, определяются биотические связи растений, при этом обращается
внимание на ярусность, наличие у растений разных жизненных форм (деревья
кустарники, травы), на борьбу за существование и конкуренцию, паразитические
(марьянник дубравный, грибы-трутовики), симбиотические (лишайники) и
эпифитные (лишайники, мхи) взаимоотношения. Обращается внимание на то,
что ярусность может быть не только вертикальная, но и горизонтальная
(мозаичность), а также
во времени. Учащиеся
"фенологическая фаза" и делают фенологический срез растительного
сообщества, выявляют неодновременность развития растений (наличие
вегетирующих, бутонизирующих, цветущих, плодоносящих растений),
усваивают его приспособительное значение.
Затем
обсуждается биоценотическая
и второго порядков, опылители растений, переносчики семян и т.п.).
Экскурсанты наблюдают активно летающих насекомых, устанавливают их связь
с растениями и вид связи. На побегах древесных растений находят щитовок,
тлей, листоедов и других насекомых, связанных с растениями трофическими
связями. Осматривают кору старых пней и поверхности стволов, находят
насекомых, обитающих там. В почве находят червей и выясняют их
экологическую роль. Устанавливают
ярусность в распределении
организмов.
На участке смешанного леса находят следы животных, их экскременты и
следы жизнедеятельности (погрызы и задиры коры и т.п.). Учащиеся обращают
внимание на роль птиц и зверей в распространении растений.
В итоге делается вывод о том, что совместно обитающие живые
организмы и неживая природа связаны между собой в единый комплекс
круговоротом веществ и потоком энергии.
На дороге, разделяющей березняк и сосняк, экскурсанты сравнивают
микроклиматические условия и живые компоненты этих сообществ и делают
вывод о приспособленности организмов к совместной жизни и условиям
обитания.
На зарастающей вырубке учащиеся знакомятся с понятием “сукцессия” и
направлением сукцессии природных сообществ, определяют стадии зарастания
вырубки. С примером пирогенной сукцессии знакомятся на месте низового
пожара за озером Чистым. В окрестностях интенсивно посещаемого
отдыхающими озера Угольного учащиеся определяют стадию рекреационной
дигрессии. Делают вывод о развитии биогеоценозов, смене одних экологических
групп растений и животных другими, направлениях развития биогеоценозов.
Продолжительность экскурсии – 2 часа.
Протяженность маршрута – 2,5 км. Памятка туристу
Памятка для туриста по автобусным экскурсионным турам:
Выполнение данных правил является обязательным условием путешествия на автобусе.
В случае следования в составе группы несовершеннолетних ответственность за соблюдением данных правил возлагается на сопровождающих их лиц.
1. Перед началом Вашего
путешествия внимательно
2. Не забудьте взять
с собой паспорт, ваучер или
путевку (документ
3. В течение путешествия
Вы будете много времени
Информация о работе Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России