Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:26, научная работа
Понятие экскурсии. Основные функции и признаки. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм. Классификация экскурсий. Принципы классификации. Экскурсионные объекты, их разновидность.
4. В автобусе за вами
закреплены определенный ряд
и место (например: 3-й ряд слева,
место у окна или 7-й ряд
справа). Если Вы не нашли этой
информации в путевке,
5. При поездке в автобусе
необходимо придерживаться
6. Находясь в составе
группы, туристы должны соблюдать
установленное время и порядок
следования по маршруту, учитывая
в своих действиях интересы
остальных членов группы. Автобусный
экскурсионный тур является
7. Туристы обязаны соблюдать
правила проживания в
8. Туристы обязаны соблюдать
правила поведения в
9. Лицам, нуждающимся в
лечении и постоянном
10. Просим вас соблюдать
личную безопасность. При перемещении
по городу необходимо точно
следовать инструкциям гида-
11. Автобус - один из
самых удобных видов
Желаем ВаОсновы экскурсионной деятельности
На главную страницу
Программа семестра
Вопросы
Учебные материалы
Программа курса
1. Основы экскурсоведения
1. Введение в экскурсоведение. Сущность, функции и основные формы экскурсионной работы.
Содержание предмета «экскурсоведение». Понятие экскурсии, эволюция термина. Сущность и признаки экскурсии. Основные функции экскурсий. Экскурсия как социокультурный феномен. История экскурсионного дела в России: основные этапы. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм, их взаимосвязь. Рассказ и показ как основные составляющие экскурсионной работы.
Семинарское занятие
Понятие экскурсии. Основные функции и признаки.
Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм.
Классификация экскурсий. Принципы классификации.
Экскурсионные объекты, их разновидность.
2. Классификация экскурсий. Экскурсионные объекты.
Общие принципы классификации
и ее назначение. Специализация в
экскурсионной работе. Классификация
по содержанию экскурсий. Обзорные и
тематические экскурсии, их особенности.
Классификация по составу участников
экскурсионной группы. Образовательный
уровень и возраст
Экскурсионные объекты, их разновидности. Принцип и критерии отбора экскурсионных объектов. Понятие привлекательности объекта. Дифференциация объектов показа в зависимости от состава экскурсионных групп. Специфика восприятия объектов различными категориями экскурсантов. Основные и дополнительные объекты.
3. Психология экскурсионной деятельности.
Экскурсия как процесс познания. Принцип новизны. Механизмы восприятия информации. Сочетание чувственного и логического методов познания в процессе экскурсии. Первичность зрительного восприятия. Формирование представлений и образов. Экскурсия как форма общения. Правила экскурсионного общения: когнитивные и эмоциональные аспекты. Психо-эмоциональный контакт между экскурсоводом и группой, методы его установления и поддержания. Активность экскурсантов как показатель эффективности экскурсии. Заинтересованность и ее проявления.
Особенности восприятия информации. Привлечение, концентрация и переключение внимания. Специальные приемы привлечения внимания. Кризисы внимания и способы их преодоления. Запоминаемость экскурсионных объектов. Воображение.
4. Экскурсионная деятельность и педагогика.
Экскурсионная деятельность как форма досуга и как часть образовательного процесса. Образовательные, воспитательные просветительские и общеразвивающие задачи экскурсионной деятельности. Сущность и основные компоненты воспитательной деятельности. Роль экскурсионной работы в развитии личности. Экскурсионная работа и патриотическое воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Экскурсионная работа и процесс социализации. Формирование научного мировоззрения.
Специфика проведения учебных экскурсий. Элементы педагогики в неучебных экскурсиях. Педагогические навыки в профессии экскурсовода.
5. Общие принципы построения экскурсий.
Идея экскурсии. Тема, цель и задачи экскурсии. Тема экскурсии как основной критерий отбора объектов. Механизмы раскрытия темы. Требования к названию экскурсии. Цель экскурсии: с точки зрения экскурсовода и экскурсантов. Определение цели и способы ее достижения. Постановка задач экскурсии. Влияние цели и задач на принципы построения экскурсии (объекты, маршрут, содержание рассказа, наглядные пособия, эмоциональный настрой).
Содержание экскурсии. Показ, его условия и задачи. Техника показа (последовательность, приемы и т.д.). Виды показа. Показ и осмотр. Рассказ. Основные требования к рассказу (адресность, конкретность и т.д.). Содержание рассказа при показе многоплановых объектов. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Принципы доступности и наглядности. Использование логических переходов. Использование примеров и аналогий. Активность экскурсантов.
2. Методика и техника проведения экскурсий
1. Технология подготовки экскурсии. Основные этапы.
Подготовка экскурсии
как ответ на запросы общества.
Условия подготовки (экскурсионные
ресурсы, потенциальные клиенты
и т.д.). Выбор темы экскурсии. Структура
новой экскурсии. Этапы подготовки
экскурсии. Сбор экскурсионного материала
(изучение источников и литературы,
составление библиографии). Изучение
и отбор экскурсионных
Семинарское занятие
Подготовка экскурсии, основные этапы.
Разработка маршрута.
Подготовка текста.
Рассказ и показ: принципы взаимосвязи.
(Прим.: семинар может проводиться
по результатам разработки
2. Экскурсионный метод: понятие и сущность.
Экскурсионная теория и экскурсионный метод. Понятие экскурсионного метода. Экскурсионная методика, ее требования. Тематическое соответствие экскурсионных объектов. Логическая последовательность показа объектов, логические переходы. Непрерывность экскурсии. Принципы взаимодействия показа и рассказа. Целостность экскурсии. Экскурсионная методика и практика: наиболее распространенные ошибки. Индивидуальный характер методических рекомендаций.
3. Методические приемы
ведения экскурсий, их
Основные методические приемы в экскурсионном деле - приемы показа и приемы рассказа. Классификация приемов по назначению, времени и месту использования. Приемы общие, частные и единичные. Приемы показа: предварительный осмотр, панорамный показ, зрительная реконструкция, абстрагирование, сравнение, интеграция объектов и т.д.. Приемы рассказа: экскурсионная справка, описание, характеристика, объяснение, комментарий, репортаж, цитирование, прием вопросов и ответов, прием дискуссионной ситуации и т.д.. Демонстрация наглядных пособий. Виды наглядных пособий. Практика усвоения методических приемов.
4. Экскурсионная работа
как творческий процесс.
Обновление экскурсионного
материала. Способы повышения
Семинарское занятие
Структура экскурсии.
Методические приемы ведения экскурсий.
Использование наглядных пособий.
5. Техника ведения экскурсии.
Понятие эффективности экскурсии.
Рациональная организация мероприятия.
Технические аспекты проведения
экскурсии и показатели эффективности.
Основные требования к технике проведения
экскурсии. Знакомство экскурсовода с
группой. Передвижение экскурсантов. Темп
движения. Размещение экскурсионной
группы при показе объекта. Положение
экскурсовода в процессе передвижения
и показа. Время проведения экскурсии,
соблюдение регламента. Ведение экскурсии
в процессе транспортировки. Вопросы
экскурсантов и ответы на них. Паузы
в экскурсии. Технические средства
обеспечения экскурсионного процесса.
Вспомогательные наглядные
Общие правила поведения экскурсовода на маршруте. Взаимодействие с группой. Активность экскурсовода и конформизм экскурсантов - проблема соотношения. Культура речи экскурсовода.
3. Основы экскурсионного обслуживания
1. Экскурсионные учреждения:
их функции, организация и
Экскурсионная деятельность как вид бизнеса. Экскурсионные учреждения и туристические фирмы: цели, задачи и содержание деятельности. Гуманитарные функции экскурсионных учреждений.
Фирма-туроператор. Структура экскурсионной фирмы. Специализация фирмы. Рекламная деятельность в экскурсионной сфере. Экскурсионная деятельность в контексте международного сотрудничества.
2. Виды и формы экскурсионного обслуживания.
Экскурсия как услуга. Понятие экскурсионного обслуживания. Виды услуг, предоставляемых экскурсионным учреждением. Основные и дополнительные услуги. Экскурсионное дело в контексте развития туриндустрии. Роль краеведения в экскурсионной деятельности. Освоение экскурсионных ресурсов. Экскурсионное дело и программный туризм. Новые формы туристического и экскурсионного обслуживания. Фактор привлекательности. Культура и качество экскурсионного обслуживания.
Информация о работе Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России