Усовершенствование организационной структуры гостиницы, на примере гостиницы «Буревестник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

В связи с актуальностью выбранной темы можно выделить следующие цели: определение путей и методов совершенствования организационной структуры управления на выбранном объекте; Внедрение предложений по совершенствованию.
Задачами моих исследований становятся: теоретическое исследование сути вопроса; изучение действующей организационной структуры управления гостиницы «Буревестник»; разработка предложений по её совершенствованию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы построения организационной структуры гостиничного комплекса. 6
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ. 6
Понятие организационной структуры. 6
Принципы структуры управления. 8
ВЫБОР И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. 10
ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР. 15
Типы организационных структур. 15
Иерархические структуры. 15
Органический тип структуры. 16
Виды организационных структур. 17
Линейная структура. 17
Функциональная структура. 18
Линейно-функциональная структура. 21
Линейно-штабная структура. 22
Дивизиональная структура. 22
Структура, ориентированная на потребителя. 23
Адаптивная структура. 24
Проектная структура. 24
Матричная структура. 25
Глава 2 Практическая часть. 27
Общая характеристика предприятия. 27
Анализ организационно - управленческой структуры 28
Совершенствование организационно-управленческой структуры управления. 31
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

работац.doc

— 613.00 Кб (Скачать документ)

     К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности..

     Основные  преимущества структуры: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций и расширение возможностей линейных руководителей  по оперативному управлению производством  в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.

     Недостатки. Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации, что увеличивает конфликтность между отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становиться слишком длинной.

     Также к числу недостатков можно  отнести:

    • трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
    • длительную процедуру принятия решений и иерархию в структуре взаимоотношений;
    • снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей, т.к. каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
    • дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемым работниками и нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

     С увеличением размеров и развитием  концентрации производства необходимо было найти более приемлемые формы  управления, соответствующие характеру  новых требований производства. В  результате были созданы комбинированные структуры, сочетающие в себе преимущества линейных и функциональных структур. Простейшими из них являются линейно-функциональные и линейно-штабные структуры.

Линейно-функциональная структура.

     Основу  структуры составляет «шахматный»  принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). Структура предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений (рис.3 приложение).

     Основная  роль этих подразделений состоит  в подготовке проектов решения, вступающих в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

     Наряду  с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, становящимися официальными документами после подписания линейными руководителями.

     Основным  достоинством данной структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым компетентность управления в целом.

     Использование линейно-функциональной структуры  эффективно на предприятиях, осуществляющих рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Все достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники.

     Преимуществом линейно-функциональной структуры является ее простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

     Недостатки усугубляются на практике за счет:

    • несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений;
    • превышение норм управляемости у директоров и их заместителей;
    • формирование нерациональных информационных потоков;
    • чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений;
    • слабые связи между функциональными подразделениями;
    • отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.

Линейно-штабная  структура.

     Дальнейшим  развитием и модификацией линейно-функциональной структуры является линейно-штабная структура, суть которой заключается в том, что функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе (рис. 4 приложение).

     Главная задача линейных руководителей заключается  в координации действий функциональных звеньев и направление их в  русло общих интересов организации.

Дивизиональная  структура.

     Первые  разработки концепции и начало внедрения  дивизиональных структур управления относятся  в 20-м годам, а пик их промышленного  использования приходится на 60-70-е  годы ХХ века.

     Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупные организации, которые в рамках гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им оперативную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д.

     Структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в  управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.

     Производственные  отделения могут строиться по трем критериям:

  1. по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая ориентация);
  2. по ориентации на потребителя (потребительская ориентация);
  3. по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

     Соответственно  модернизациями дивизиональных структур (рис 5. приложение) являются дивизионально-региональная, дивизионально-технологическая и дивизионально-продуктовая структуры управления.

Структура, ориентированная  на потребителя.

     Некоторые предприятия производят большой  ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет свои специфические потребности. Если два и более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис.6 приложение).

     Данный  тип организационной структуры  находит применение в специфических  областях, например, в сфере образования, где наряду с традиционными программами  общеобразовательных программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д.

     Примером  активного пользования данной организационной  структуры являются коммерческие банки, а также торговые фирмы, торгующих  оптом и в розницу.

Адаптивная  структура.

Проектная структура.

     Адаптивные  или органические структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия  на изменение внешней среды. Эти  структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Существует два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

     Проектная структура (рис. 7 приложение) формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий т.п.). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

     Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения  – проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходованием ресурсов и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

     Руководители  проектов сами формируют команды  работников, распределяют задачи между работниками. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность. Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации.

Матричная структура.

     Структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны  непосредственному руководителю, функциональной службы, представляющей персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта, наделенного полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством (рис.8 приложение).

     При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.

     Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь его часть, при этом успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности.

     Матричная структура представляет собой попытку  использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и по возможности избежать их недостатков.

     Преимущества  матричной структуры  управления:

    • позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами;
    • существует возможность гибкого перераспределения кадров в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;
    • дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур, что достигается за счет создания должности руководителя проекта, координирующего все связи между участниками проекта, работающих в различных функциональных отделах.

     Недостатки структуры характеризуются сложностью, а иногда и непонятностью ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что приводит к конфликтам и трудностям в принятии решений. Наблюдается наиболее сильная зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.

Информация о работе Усовершенствование организационной структуры гостиницы, на примере гостиницы «Буревестник»