Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа
Этим и определяется актуальность данной работы. Целью является выяснить – почему российская империя отказалась от своих американских владений, ей самой доставшихся дорогой ценой?
Данная тема является достаточно разработанной, но выводы, которые делают разные авторы, достаточно противоречивы.
В данной работе использованы статьи и монографии следующих авторов: Болховитинова Н., Батуева Т.М., Миронова Н.
Введение……………………………………………………………………………………………… 3
Глава I: «История штата Аляска»…………………………………………………………………... 4
Первые жители……………………………………………………………………………….
4
Ранние европейские исследования………………………………………………………….
8
Глава II: «Покупка Аляски»………………………………………………………………………… 11
Русско-американская компания……………………………………………………………..
11
Покупка Аляски……………………………………………………………………………...
12
Глава III: «Большая сделка с «Большой Землей»»………………………………………………... 14
Другая сторона «Сделки века»……………………………………………………………...
14
Исследования «Сделки века»………………………………………………………………..
17
Военный бюджет российской империи и экономические обоснования продажи Аляски (по фондам ОР РГБ)………………………………………………………………...
22
Заключение…………………………………………………………………………………………... 24
Список используемой литературы…………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава
I: «История штата Аляска»…………………………………………………………… |
4 |
|
4 |
|
8 |
Глава
II: «Покупка Аляски»…………………………………………………………… |
11 |
|
11 |
|
12 |
Глава III: «Большая сделка с «Большой Землей»»………………………………………………... | 14 |
|
14 |
|
17 |
|
22 |
Заключение…………………………………………………… |
24 |
Список
используемой литературы…………………………………………………… |
25 |
Введение
Прежде лишь намеками Запад говорил о возможной продаже зарубежью российских земель. Теперь же в полный голос, что на Западе, что здесь, в самой России, - а чего стесняться, кого бояться, на кого оглядываться? – заговорили об уступке сибирских земель Америке, восточных – Японии, западных – Германии. Дошло до того. Что американская пресса печатает карты Сибири с нарезкой на новые американские штаты, переименованные и пронумерованные.
Тяга Запада к российским землям понятна. Но как мы объясняем свое торгашество? Мы ссылаемся на исторический, дескать, опыт России. Козырной документ – продажа Аляски в 1867 году. Если императорская Россия на такое пошла, то нам, лоскуту от прежней России, и вовсе не зазорно. Если тогда Россия позволяла себе на продаже российских земель зарабатывать, нам чего стесняться?! Продажа Аляски царским правительством Америке становится козырным тузом на игральном столе политиков. Только все ли знают, что эта карта крапленая?
Россия всегда стремилась к расширению своих владений. Это было основой силы и величия державы, целью внешней политики дореволюционной России. Даром ничего не давалось. За новые земли Россия и золотом, и кровью. Тем более поразительно, что именно наша страна стала первой европейской державой, которая добровольно отказалась от своих колоний – Алеутских островов и Аляски. Случилось это в правление Александра II, царя-реформатора, царя-освободителя. Только либеральный Александр мог решиться на подобную сделку в XIX веке; его отцу – реакционеру Николаю I, а уж тем более сыну Александру III, для которого армия и флот оставались единственными верными союзниками во внешней политике, и в голову не могла прийти мысль торговать русской землей.
Этим и определяется актуальность данной работы. Целью является выяснить – почему российская империя отказалась от своих американских владений, ей самой доставшихся дорогой ценой?
Данная тема является достаточно разработанной, но выводы, которые делают разные авторы, достаточно противоречивы.
В данной работе использованы статьи и монографии следующих авторов: Болховитинова Н., Батуева Т.М., Миронова Н.
Глава
I: «История штата Аляска»
Первые
жители
По мнению ученых, Аляска была открыта сибирскими охотниками – прародителями большинства туземных американских индейцев, которые в Ледниковый период мигрировали на север в поисках мамонтов – основных животных, на которых охотились люди Каменного века.
Древние люди мигрировали на Американский континент через Берингов пролив, который в те времена являл собой 1600-километровый ледяной природный мост между двумя континентами. Когда климат изменился, и наступило потепление, лед растаял, и уровень воды мирового океана поднялся, затопив это мост и разделив Сибирь и Аляску Беринговым морем.
Раскопки
исследователей и ученых на территории
Аляски открыли нам интересные факты:
были найдены предметы из обихода человека,
которые применялись в его хозяйстве 12
тысяч лет назад – то есть еще за несколько
веков до окончания Ледникового периода.
По-видимому, прародители эскимосской
нации появились еще за 6 тысячелетий лет
до нашей эры.
Карта Аляски
Заселение
северо-западных земель
Побережье северо-запада Америки когда-то принадлежало владениям Принца Вильгельма. Индейцы, которые заселяли эти земли Северной Калифорнии, тоже постепенно мигрировали на север, привнося на эти земли и свою культуру. Север был богат рыбой: лосось, камбала, треска, сельдь, съедобные виды моллюсков и морских млекопитающих в изобилии водились в прибрежных водах Аляски. На благодатной почве этих земель произрастали тысячи видов растений, пригодных в пищу, а в лесах водилось множество животных. Поэтому земли Аляски были так привлекательны для людей.
Три туземные народности стали основателями и первыми жителями этих мест: Тлингит (Tlingit), Хайда (Haida) и Тсимшиан (Tsimshian). Люди этих племен заселили юг Аляски.
Самым многочисленным было племя Тлингит. Они основали множество поселений на этих землях. Тлингит имело свой язык, который ученые относят к внутренней американской группе языков индейцев племени Атабаски. Поскольку Тлингит было самым многочисленным племенем, именно они, как хозяева данной территории, первыми вступили в контакты с русскими путешественниками и землепроходцами, которые пришли на эти земли в 1741 году.
Народ племени Хайда жил на землях Британской Колумбии, на островах Королевы Шарлоты и в южной части Аляски – на островах Принца Уэльского. Традиционно считается, что народы Хайда начали переселяться на север около 1700 лет назад.
Люди племени Тсимшиан населяли юго-восточное побережье и ближайшие острова в районе нынешнего Форта Симпсон, что находится в округе Британская Колумбия. Этот форт был основан в 1834 году, как следствие деятельности Британской компании в заливе Гудзона (Hudson’s Bay Company). А в 1887 году большая группа индейцев племени Тсимшиан под предводительством миссионера англиканской церкви Вильяма Дункана (William Duncan) заселила остров Анетт близ побережья Аляски.
Народ всех трех племен занимались рыболовством. Они рыбачили с помощью рыбных ловушек и сетей. Для охоты на морских обитателей - широко использовали гарпун с веревкой. Для морской охоты – строили лодки-каноэ различных форм и размеров. А для своей охоты на лесных животных – мастерили луки и стрелы, устраивали разнообразные хитрые ловушки: петли, арканы и ямы. Свои орудия охоты индейцы обычно делали из дерева, а наконечники гарпунов и стрел – из заостренных, отточенных камней или морских ракушек. Свои изделия индейцы украшали, искусно отделывая их удивительными узорами.
Жили индейцы этих племен в больших домах, в которых, как в общежитиях, жили всей деревней, традиционно считая всех ее жителей – одной семьей.
Социальные отношения в этих племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную вели по линии матери. Однако, в племенах Тлингит и Хайда были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами. Также у Тлингит существовали кланы, в которых социальные отношения прослеживались от первых легендарных прародителей. Предки прародителей составляли особую аристократию кланов: вождей, старейшин, хозяев и рабов. Однако эти классовые различия постоянно подвергались своего рода переменам и не носили статичного характера.
Каждый клан и каждое племя обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или старейшина. Каждый клан имел свое божество, своего вождя, свое персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали животные, которые служили главной добычей охоты, а также – силы природы, отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородность земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю окружающую природу.
Политическое
лидерство достигалось путем соревнований
престижа. Если мужчина клана стремился
к лидерству, он должен был быть самым
удачливым охотником, от которого зависело
бы благоденствие всего племени.
Атабаски
В отличие от жителей побережья, которые имели свои богатые природные ресурсы, представители народов языковой группы Атабаски жили в более суровых условиях Арктики и субарктики на севере континента. Это огромное пространство имело чрезвычайно скудные природные условия, и людям приходилось с большим трудом разыскивать и добывать себе пропитание. Для погодных условий этого региона были всегда характерны долгая зима и короткое холодное лето. Индейцы Атабаски промышляли охотой на лосей, кабаргу, медведя гризли, диких коз и занимались рыболовством.
Атабаски вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.
Варианты построек своих домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска, как Ингалик (Ingalik), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки- «лагеря». Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок.
У Атабасков существовали очень простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.
Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени.
У
Атабасков существовали традиции и
церемониалы, в которых, например, племя
встречало и одаривало
Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов – тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года.
Атабаски тоже были язычниками. Они жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.