Место России в Международном валютном фонде»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

В 2012г. исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада

Работа состоит из  1 файл

МЭО.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное  учреждение

высшего пРофессионального  образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева» 
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


 

Кафедра мирового сельского  хозяйства и внешнеэкономических  связей

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

«Международные экономические  отношения»

На тему: «Место России в Международном валютном фонде»

 

 

 

 

                                                  

     

 

Исполнитель:

Студент Ахунзянова Гузель

Курс IV группа 404

Преподаватель:

Доц., к.э.н. Гузь Н. А.  
Номер и дата регистрации

________________________

Оценка

________________________




    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В 2012г. исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.

В российской экономической литературе кредитные  отношения РФ с МВФ получили достаточно широкое освещение. Поэтому в данной работе я ставлю перед собой задачу показать значение участия в Фонде для экономики и валютной системы России, проследить эволюцию их отношений, которая привела к прекращению выдачи Фондом кредитных ресурсов и дальнейшему к погашению нашей задолженности перед МВФ.

Изначально (в  первой главе работы) МВФ будет  показан как международный финансовый институт. Будут изучены его роль в регулировании валютно-финансовых отношений, представлена структура  органов управления, кредитные ресурсы фонда, механизмы их предоставления и т.д.

Далее мне  бы хотелось рассмотреть взаимоотношения  России с Фондом, начиная с момента  вступления России в эту организацию  в 1992 г. и по сегодняшний день. Будет  представлена кредитная история (история  заимствований) как первоначальный этап этих отношений и переход к политике досрочного погашения кредитов МВФ как, соответственно, заключительный этап, тем не менее, не предполагающий окончание взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.

Третья глава посвящена вопросам недооцененности российского рубля и перспективам его укрепления и становления резервной валютой.

 

Цель моей работы заключается  в определении значения деятельности МВФ для экономики России и в оценке перспектив российского рубля как будущей резервной валюты.

Задачи:

    • рассмотрение истории МВФ, его целей, функций и роли в международных валютных операциях;
    • ознакомление с историей взаимоотношений с Россией;
    • изучение проблемы недооцененности российского рубля;
    • оценка перспективы укрепления национальной валюты.

Предметом исследования являются взаимоотношения России с Международным Валютным Фондом, а так же изменение курса рубля под влиянием факторов.

Объектом исследования, то есть информационной базой для написания курсовой работы послужила учебная литература, монографии и статьи по теме исследования, аналитическая отчетность экспертов МВФ и других экономистов и финансистов.

Методом исследования являются сбор и анализ литературы, изучение отдельных исследований, анализ взаимоотношений России и МВФ, анализ положения российского рубля и определение перспектив его укрепления на мировом рынке.

 

ГЛАВА 1 МВФ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

1.1 Возникновение и цели МВФ

Развитие международной  валютно-финансовой системы прошло ряд этапов. Одной из важнейших исторических век этого развития является Бреттон – Вудское соглашение (1944 год), которое стало важнейшим звеном в процессе поиска международно-правового регулирования кредитно-финансовых и валютных отношений, а также началом нового этапа создания механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных между собой областях.

К окончанию Второй Мировой  Войны стала ясна тесная взаимосвязь  между мировым рынком и национальными  экономиками. Одним из катастрофических результатов этой войны стал развал европейского регионального рынка, что замедлило или свело на нет развитие межгосударственного экономического сотрудничества. По этим причинам появилась необходимость единообразного, универсального международного регулирования экономических отношений. Одним из механизмов такого регулирования стал Международный валютный фонд (МВФ)[12].

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е гг. Не в меньшей степени в этот период пострадал мир от кризисов, произошедших на международных финансовых и денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото. Ряд стран последовали примеру Великобритании, вынужденной отказаться от золотого стандарта. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели фиксированной цены в золоте, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны накапливали запасы золота и валют, которые могли быть обращены в золото, сокращая объем и частоту денежных операций.

Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между  стоимостью валют.  В этих условиях происходил спад мировой экономики.  В период  с 1929 года по 1932 год товарные цены в мире упали на 48%, а объем международной торговли сократился на 63%.

Серьезные потрясения на  мировых рынках продолжались до начала в 1939 году Второй мировой войны.

В начале 40-х годов  Г.Д. Уайт из США и знаменитый экономист  Д.М. Кейнс из Великобритании, почти одновременно, предложили создать международную национальную организацию на постоянной основе, которая бы осуществляла контроль за международной валютной системой. Эта организация должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без каких – либо ограничений, установлению четкой и однозначной стоимости каждой валюты и устранению любых ограничений. В конце 1943 года, когда исход войны был уже очевиден, переговорный процесс о создании новой валютной системы и организации был возобновлен и принял более интенсивный характер. В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами – инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что в его функции помимо осуществления контроля за  международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в реконструкции их экономик. Причем, данная помощь должна была оказываться на принципах невмешательства во внутренние дела этих стран.

В декабре 1943 года, к переговорному  процессу по выработке основных принципов  деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза посчитало, что создание подобной организации будет способствовать послевоенному восстановлению экономики стран, наиболее сильно пострадавших в ходе Второй Мировой войны. Но вместе с тем, было, например, отклонено предложение советской делегации о том, чтобы страна – член МВФ располагала правом вето при сумме голосов, превышающей 10%. Поскольку реализация данного предложения, по мнению многих экспертов, могло бы не допустить диктата США при принятии в МВФ решений в отношении конкретных стран заемщиков и должников. Не было учтено и другое предложение СССР , а именно,  -  чтобы при предоставлении финансовой помощи Фонд учитывал особенности политической и экономической ситуации в стране – заемщике и не навязывал ей таких условий, выполнение которых усугубило бы экономико – политическое положение в этой стране.

Таким образом, в ходе переговоров, все принципиальные предложения  СССР, касающиеся вопросов управления и принятия решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран. Естественно, что такая постановка вопросов не устраивала руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ.

Наконец, переговорный процесс  по вопросам создания МВФ, начатый еще  в 1943 году, получил свое завершение на международной валютно– финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон – Вудсе (США, штат Нью – Гэмпшир). В ней приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Банке Реконструкции и Развития (МБРР), которые выполняют роль их устава.

27 декабря 1945 года после  ратификации Соглашений о МВФ  и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств  членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года.

В настоящее время  членами МВФ являются 182 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные уставом МВФ.

Страны – члены  могут в любой момент выйти  из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались  Куба, Чехословакия (ныне Чешская республика и Словацкая республика), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и вновь вступили в организацию.

В 1992 году страны бывшего  СССР также вступили в организацию. Вступление в МВФ государств восточного блока и бывшего СССР с их острейшими экономическими и политическими проблемами вызвало  крутой поворот в функционировании самого Фонда. Оно открыло перед ним обширное, практически до  той поры неведомое ему поле деятельности, поставило перед ним новые сложные задачи.

Официальные цели МВФ  состоят в том, чтобы: путем образования  постоянного механизма «содействовать международному валютному сотрудничеству»; «способствовать расширению и сбалансированному  росту международной торговли»; обеспечивать «упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами» и не допускать «конкурентного обесценения валют»; оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами и в устранении валютных ограничений; предоставлять странам –членам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им «исправлять нарушенное равновесие их платежных балансов».

 

1.2.Эволюция МВФ

За время. Прошедшее  с момента создания МВФ, в его  положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.

В настоящее время  США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран – членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.

Как в Совете управляющих, так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру[13].

Быстрые изменения, происходящие в мировой экономике в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее сложные задачи за всю его историю. Так, например, недавние финансовые кризисы  в Азиатских странах и в  России, а также кризис международной задолженности поставили МВФ перед необходимостью серьезного пересмотра основополагающих принципов современной международной валютной системы, а так же принципов регулирования системы перетока капиталов из центральных в региональные рынки и обратно. В этой связи было обращено особое внимание на необходимость обеспечения того, чтобы деятельность и механизмы МВФ в полной мере соответствовали требованиям новой мировой системы интегрированных глобальных рынков товаров, услуг и капиталов.

В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке [7].

По мере эволюции мировой  валютной системы, а также трансформации  деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.

Информация о работе Место России в Международном валютном фонде»