Место России в Международном валютном фонде»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

В 2012г. исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада

Работа состоит из  1 файл

МЭО.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Такой пересмотр политики США и Западной Европы по отношению к бывшим советским республикам устранил все препятствия к вступлению в МВФ и Всемирный банк. Официально Россия поставила свою подпись под Статьями соглашения (уставами) МВФ и МБРР 1 июня 1992 года [11].

2.2 Взаимоотношения России с  МВФ

Вступление страны в  МВФ и Всемирный банк связано  с единовременными финансовыми  затратами. Размер подписного взноса государства-члена в капитал МВФ определяется величиной его квоты. По подсчетам американского экономиста Р. Файнберга, квота СССР должна была бы равняться примерно 6% капитала Фонда, что составляло 5,4 млрд СДР, или 6,9 млрд долларов. Тяжелый экономический и социально-политический кризис в СССР не позволял отстаивать максимально возможную квоту. К тому же квота в 6% капитала МВФ создала бы сложную и деликатную ситуацию. При 6%-й квоте получалось, что СССР входит в число пяти развитых стран с наибольшими квотами, а Великобритания или Франция оказываются «за бортом» и лишаются постоянного места в Совете. В ходе переговоров с МВФ представители России добивались сначала квоты на уровне 4%. Важное место на переговорах занимал вопрос о том, рассматривать ли товарообмен России с республиками бывшего СССР как ее внешнюю торговлю. Если нет, то квота России составила бы лишь 2,25%. Окончательное соглашение зафиксировало российскую квоту в размере 3% капитала Фонда.[11]

В основе форсирования темпов преобразований в России в начале 1990-х годов лежали не только экономические, но и политические мотивы: стремление как можно быстрее сформировать рыночные отношения и структуры в экономике, создать класс собственников, который стал бы надежной социально-политической опорой новых властей. Некоторые зарубежные авторы предлагали постепенные и плавные рыночные преобразования, включая открытие экономики внешнему миру. Они критиковали «шокотерапевтов» и действия МВФ в отношении России. Часто высказывалась точка зрения, что жесткую монетаристскую модель макроэкономического реформирования нельзя в чистом виде применять к конкретным условиям России и других стран СНГ. Однако российское руководство не поддерживало подобные взгляды, а разделяло идеологические установки и методологические подходы МВФ и Всемирного банка[13].

Курсовая политика. Россия унаследовала от СССР валютный механизм, при котором к началу 1992 года существовало несколько валютных курсов рубля – коммерческий, официальный и биржевой. Коммерческий курс использовался для расчетов по внешней торговле при обязательной продаже предприятиями 50% их экспортной выручки. Его уровень был втрое ниже официального курса, который применялся при конверсии наличной валюты. Биржевой курс доллара к рублю возникв апреле 1991 года, когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР. Он превышал коммерческий курс в 16–20 раз. С началом экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности Центральный банк РФ в соответствии с уставом МВФ ввел с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине, является плавающим, то есть складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на ММВБ и в Российской торговой системе (РТС), а также на межбанковском валютном рынке[11].

Кредиты МВФ. Членство в МВФ дало России возможность пользоваться в течение переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита госбюджета и платежного баланса.

Таблица 1

Кредиты, полученные Россией от МВФ в период 1992-1999гг.

Кредиты

Млн. СДР

Млрд. долларов

Использование страновой  квоты, %

Первый транш резервного кредита (стэнд-бай) 
Договоренность о нем одобрена 5 августа 1992 года. 
Условия: удержание дефицита государственного бюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за приростом денежной массы; темп инфляции менее 10% в месяц.

Использование: 5 месяцев.

Срок погашения: 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев.

719

1

16,7

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразо- 
ваний 
Договоренность одобрена 6 июля 1993 года.

Условия: сокращение дефицита госбюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за приростом денежной массы в смягченном, по сравнению с предыдущим кредитом, варианте; темп инфляции не свыше 7–9% в месяц.

Использование: Единовременно, в полной сумме.

Срок погашения: 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года.

1078,3

1,5

 

Второй транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

Договоренность одобрена 25 апреля 1994 года. 
Условия: параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогичны условиям предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта.

Использование: единовременно, в полной сумме.

Срок погашения: 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года.

1078,3

1,5

25

Резервный кредит (стэнд-бай)

Договоренность одобрена 11 апреля 1995 года. 
Условия: параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 году до 6%) дефицита государственного бюджета; уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» (федеральное правительство, местные органы управления, внебюджетные фонды) с 8% ВВП в 1994 году до менее 3% в 1995 году; снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине года. Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счет льготных кредитов ЦБ. В области внешнеэкономической деятельности: устранение внешнеторговых льгот; окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности; либерализация нефтяного экспорта; отмена до 1января 1996 года всех экспортных пошлин. Проводится ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств.

Использование: 12 месяцев.

Срок погашения: 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу.

4313,1

6,8

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования 
Договоренность одобрена 26 марта 1996 года. 
Условия: продолжение и углубление макроэкономической и финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 году до 4% в 1996 году и 2% в 1998 году; существенное уменьшение темпов кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 года до среднемесячного уровня 1%, а в 1998 году до однозначной величины (6,9%) в годовом исчислении. Завершение процесса либерализации внешней торговли: отмена экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отмена обязательных предтаможенных экспертиз экспортируемых товаров; понижение средневзвешенного уровня таможенного обложения импорта; отказ от предполагавшегося введения количественных ограничений на импорт алкоголя. МВФ в 1996 году ежемесячно, а с начала 1997 года ежеквартально проверяет с помощью количественных показателей ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ.

Использование: 3 года.

Срок погашения: 10 лет, с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу.

6901

10,1

160

Кредитный пакет:

1. Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 года

2. Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов

Использование: предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября, 
15 декабря 1998 года. 
Срок погашения: 1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу.

Кредит в рамках механизма компенсационного финансирования 
Использование: единовременно в полной сумме. 
Срок погашения: 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев. 
Договоренность о кредитном пакете одобрена 20 июля 1998 года.

Условия: осуществление согласованной антикризисной программы.

Финансовая и денежно-кредитная политика: 

ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 году до 2,8% ВВП в 1999 году; увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 году до 13% в 1999 году; реформа налоговой системы и улучшение сбора налогов; обмен ГКО на еврооблигации с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам; обеспечивается дальнейшее снижение инфляции.

Структурные реформы: предпринимаются меры по решению проблемы неплатежей и содействию развитию частного сектора; власти предпринимают меры по реструктурированию банковской системы; осуществляются совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

 

2313,1 

3913,1 
 
 
 

2156,1

 

3,0 

3,0 
 
 
 

2,9

 

50 

90 
 
 
 

50

Резервный кредит (стэнд-бай)

Условия: 
Бюджетно-налоговая политика: первичный профицит федерального бюджета в 1999 году– 2% ВВП (улучшение по сравнению с соответствующим показателем 1998 году на 3,5 п.п.); введение с целью увеличения доходов новых налогов и повышение ставок действующих налогов, расширение налогообложения потребления; улучшение сбора налогов, противодействие уклонению от уплаты налогов; устранение налоговых зачетов; определение очередности бюджетных расходов и осуществление строгого контроля за расходами министерств; снижение темпа инфляции с 84,5% в 1998 году до 50% в 1999 году.

Валютная сфера: сохраняется режим плавающего валютного курса: власти осуществляют интервенции с целью сглаживания колебаний рыночного курса, но не препятствуют изменениям платежного баланса под воздействием фундаментальных факторов; чистые международные резервы увеличиваются в 1999 году на 2,2 млрд долларов; переоформляются все обязательства по погашению советского долга, приходящиеся на 1999–2000 годы; собственно российский долг обслуживается согласно графику.

Структурные реформы: реформирование финансового сектора, включая реструктурирование банковской системы; стимулирование развития частного сектора в промышленности; совершенствование управления государственным бюджетом; увеличение прозрачности и улучшение отчетности естественных монополий; повышение уровня прозрачности операций ЦБ и отношений между властями и коммерческими банками; меры по устранению неплатежей. Дальнейшая либерализация прямых иностранных инвестиций и внешней торговли.

Договоренность одобрена 28 июля 1999 года. 
Использование: 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн СДР (640 млн долларов) каждый.

Срок погашения: 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу.

3300

4,5

55,5

Общая сумма одобренных договоренностей о предоставлении кредитов за 1992–1999 годы

25851,81

36,5

 

           Источник: IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington.

Программа экономической  политики России в 1998–1999 годах. Ее предполагалось реализовать при содействии кредитов МВФ и Всемирного банка. Она была нацелена на противодействие назревавшему финансовому и валютному кризису. Особый упор делался на ужесточение финансовой дисциплины, сокращение дефицита бюджета с намечавшихся в 1998 году 5,6% ВВП до 2,8% в 1999 году, снижение инфляции. Для этого предстояло перестроить налоговую систему, улучшить налоговое администрирование (сбор налогов) и тем самым увеличить бюджетные доходы. В 1998 году экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на нефть и газ, а также на сырье и продукцию первичного передела. В результате сократились поступления в бюджет таможенных платежей, платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 года из активного, каким был все предыдущие годы, в пассивный с дефицитом 5,1 млрд долларов[2].

 Еще один тяжелый  удар нанес российской экономике мировой финансовый кризис. В соответствии с разработанной антикризисной программой правительство обратилось к МВФ и другим официальным кредиторам с просьбой о предоставлении срочной масштабной финансовой помощи. Запад не без колебаний согласился.

Таблица 2

Кредиты, которые намечалось предоставить России во второй половине 1998 года – 1999 году, млрд долларов

 

Кредиторы

 

Вторая половина 1998г.

1999г.

Ранее согласо-ванные объемы

Дополни-тельное финан-сирование

Всего

Ранее согласо-ванные объемы

Дополни-тельное финан-сирование

Всего

МВФ

1,3

11,2

12,5

2,2

0,4

2,6

ВБ

0,9

0,8

1,7

1,1

3,2

4,3

Япония

-

0,6

0,6

-

0,9

0,9

Всего

2,2

12,6

14,8

3,3

4,5

7,8


Источник: Коммерсант-Власть. 28 июля 1998 года. № 28. С. 21.

Жизнь показала, что предоставленные  в срочном порядке кредиты  МВФ и МБРР уже не смогли спасти положения ни на рынке государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 августа 1998 года российские власти вынуждены были объявить дефолт по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 года), установить 90-дневный мораторий на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и реализовать мероприятия в валютной сфере, которые привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. В связи с этими решениями весь кредитный пакет западной помощи России был полностью заморожен, а действовавшие на тот момент договоренности практически утратили силу. Все эти события выявили ошибочность шаблонного использования в российских условиях монетаристских стереотипов макроэкономической доктрины МВФ и стали чувствительным ударом по его престижу.

Правительство Е.М. Примакова  приступило к переговорам с МВФ  о согласовании новой Программы  экономической политики на 1999 год  и возобновлении кредитования Фондом России. Неблагоприятный фон для этих переговоров создавали звучавшие с разных сторон предположения относительно нецелевого использования – а то и попросту разворовывания – средств, полученных ранее Россией от МВФ, в особенности кредитного транша, предоставленного в июле 1998 года. Тем не менее, жесткая, напористая и в то же время деловая позиция команды российских переговорщиков во главе с первым вице-премьером Ю.Д. Маслюковым привела к достижению взаимоприемлемой договоренности. В марте 1999 года М. Камдессю в Москве «подтвердил, что МВФ будет продолжать конструктивное сотрудничество с Россией. Российская сторона выразила намерение продолжать свое сотрудничество с МВФ»[11].

Предоставление второго  транша (640 млн долларов) кредита МВФ было запланировано на сентябрь 1999 года, но помешала начатая на Западе массированная кампания обвинений российских руководителей и представителей деловых кругов в коррупции – в частности, скандал вокруг Банка Нью-Йорка, в котором якобы отмывались деньги российской мафии, незаконно переводившиеся за границу, включая в той или иной мере кредиты МВФ. А поскольку кредитный транш, полученный в июле 1998 года, о котором и шла в первую очередь речь, поступил в распоряжение Центрального банка РФ, подозрение пало и на него. Министр финансов США Л. Саммерс в сентябре заявил, что администрация США не намерена участвовать в предоставлении России очередного транша кредита МВФ до тех пор, пока расследование по фактам отмывания средств российской мафии не будет доведено до конца.

Характер взаимоотношений  России с МВФ изменился благодаря тому, что в результате резкого роста мировых цен на нефть и другие экспортируемые российские товары стало кардинально улучшаться. состояние платежного баланса России, а вместе с ним – и всей российской экономики. Поэтому сначала сократилась, а затем и вовсе отпала потребность в новых займах.

События, связанные с  валютно-финансовым кризисом 1998 года, послужили стимулом к тому, чтобы российские власти ограничили зарубежные финансовые заимствования и стали целенаправленно сокращать внешний долг страны. После 1999 года Россия больше не обращалась к МВФ за новыми кредитами.

2.3 МВФ и Россия сегодня

Напомню, что кредитование России было приостановлено Фондом в 1999г. Получение ресурсов было поставлено в зависимость от выполнения ряда весьма жестких условий. Практически это были «недовыполненные» условия программы, разработанной еще правительством Е. Примакова. Они включали увеличение доли платежей «живыми деньгами» в энергетике, тепло- и водоснабжении до 40%, на железнодорожном транспорте - до 65%, принятие поправок к законам о банкротстве предприятий и банков, реформирование Банка России в сторону большей прозрачности его операций, «акционирование» заграничных банков, независимый международный аудит Сбербанка РФ и всех внебюджетных фондов, коммунальную реформу с доведением оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг до их реальной стоимости, земельную реформу и принятие закона, гарантирующего свободную куплю-продажу земли.

Изменение позиции по вопросу оказания финансового содействия российскому правительству обусловили принятие руководством РФ решения приступить к досрочному погашению кредитов МВФ и задолженности другим кредиторам. Впервые предложение о досрочном платеже было сделано президентом В.Путиным во время его встречи 11 октября 2001г. в Кремле с Х.Келлером. Президент заявил, что Россия выходит на новый этап сотрудничества с МВФ, отличительной чертой которого будет являться самостоятельная разработка программ без кредитов. Она намерена выплатить значительную часть своих внешних долгов без новых заимствований. По мнению Х. Келлера, экономический рост в России не обратим, поэтому она сможет обойтись без финансовой помощи. И чем устойчивее будет этот рост, тем скорее рубль станет одной из расчетных валют в Фонде[15].

Позитивная оценка Фондом российской платежеспособности способствовала повышению курса российских ценных бумаг, и в первую очередь акций «ЛУКойла», Сургутнефтегаза, Татнефти и Газпрома. Она способствовала также признанию России Парижским клубом в качестве полноправного партнера-кредитора, что было подтверждено на заседании Клуба в октябре 2001 г. Впервые на этом заседании Россия участвовала в качестве не только заемщика, но и кредитора. А это дает ей определенные преимущества. Во-первых, Парижский клуб может со временем признать долги ряда стран, в том числе ближнего зарубежья, перед Россией. До сего времени остается непризнанной Клубом по меньшей мере третья часть (около 35 млрд. долл.) долга нашей стране ряда государств СНГ и развивающихся стран. Во-вторых, Россия как страна-кредитор и одновременно страна-заемщик, начавшая досрочное погашение кредитов, вправе претендовать на встречные шаги западных кредиторов. Чем исправнее член Парижского клуба платит по своим долгам, тем больший объем задолженности перед ним других государств может быть признан и предназначен к погашению.

Информация о работе Место России в Международном валютном фонде»