Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
В 2012г. исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада
Жесткая линия МВФ в отношении проблемных стран получила дальнейшее развитие в инициативе нового первого заместителя Директора-распорядителя Фонда Э.Крюгер, которая в конце 2001 г. заявила о бесперспективности предоставления новых займов государствам, неспособным самостоятельно проводить здоровую финансовую политику, и предложила вводить против них процедуру банкротства.
Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с другими международными финансовыми организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров.
1.3 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе.
Специфика МВФ по сравнению
с другими
Статьи Соглашения фактически предопределяют
центральное место МВФ в
В обязанности МВФ, связанные с контролем над международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективного функционирования, входит такой крайне важный аспект, как осуществление контроля за политикой государств – членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство – член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами – членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов. Конкретные обязательства государств – членов предусматривают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; недопущение манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения стабилизации платежного баланса или для получения несправедливых преимуществ в конкуренции с другими государствами – членами. Члены Фонда обязаны проводить такую политику, которая не противоречит данным обстоятельствам. Фонд осуществляет надзор за каждым государством – членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государств – членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости международных потоков капитала, Исполнительным Советом Фонда было принято решение о том. Что сотоя6ние финансовых рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора [5].
Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе. Одной из важных функций Фонда является предоставление государствам – членам дополнительных ликвидных средств посредством распределения социальных прав заимствования (Special drawing Rights (СДР) – первого в истории резервного актива, который был создан по решению МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду.
Статьи Соглашения о МВФ, фактически
определили центральное место Фонда
в международной валютно-
МВФ поддерживает тесные связи и
осуществляет сотрудничество практически
со всеми международными финансово-правовыми
организациями, и прежде всего –
с родственной ему
Отношения с МБРР (далее Банк) носят главным образом нефинансовый характер (за исключение роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организаций различны.
В соответствии с Уставом МБРР,
в эту организацию могут
Фонд участвует в проводимых ВТО консультациях с государствами – членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. Участие фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использование ресурсов МВФ. При этом, однако, во всех случаях должным образом учитывается необходимость обеспечения согласованности с ВТО и соблюдения сферы его полномочий[20].
Кроме названных организаций, МВФ осуществляет также взаимодействие с коммерческими банками, объединенными в рамках Лондонского клуба кредиторов, а так же с официальными кредиторами в рамках Парижского клуба кредиторов для разрешения вопросов, связанных с урегулирование проблемы мирового долга.
Обе эти организации стремятся облегчить долговое бремя развивающихся стран, путем предоставления странам – должникам отсрочки по их платежам, которая направлена на то, чтобы они могли восстановить свою кредитоспособность в результате осуществления всеобъемлющих реформ и преобразований под руководством и при финансовой поддержке со стороны МВФ. В этой связи, государства – кредиторы идут на пересмотр графиков и условий погашения задолженности лишь при условии принятия страной – должником программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства – кредиторы придают важное значение. Так, например, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится следующее замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с МВФ о дополнительных ссудах». В процессе урегулирования международной задолженности участвуют также и МБРР, который осуществляет финансирование более долгосрочных и дорогостоящих проектов[5].
Таким образом, МВФ играет
ключевую роль в вопросах, связанных
с кредитованием и
Таким образом, можно констатировать, что Международный Валютный Фонд играет стержневую роль в мировой валютно-финансовой системе. Данное обстоятельство позволяет его странам – членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием их долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную экономику и т.д.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МВФ
2.1 Предпосылки для вступления России в МВФ
Политика перестройки, провозглашенная М.С. Горбачевым, создала предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк (ВБ). Необходимость такого шага была обусловлена всем ходом мирового развития. В условиях глобализации, резко возросшей взаимозависимости современного мира СССР уже не мог со стороны наблюдать за трансформацией международного валютно-финансового механизма без ущерба своим интересам в торговле с высокоразвитыми и развивающимися странами. Со вступлением в МВФ открывался доступ к валютным кредитам.
Отдельные информационные и технические контакты между СССР и МВФ начались с конца 1988 года. В сентябре 1989 года на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком. Сначала создавалось впечатление, что затяжка со вступлением в эти организации связана исключительно с колебаниями и непоследовательностью советского руководства.
Отчасти так оно и было. Но, когда Советский Союз попытался войти в эти организации, выяснилось реальное препятствие – сомнения и колебания руководителей западных стран, которые определяли политику МВФ и ВБ. Они опасались, что СССР будет руководствоваться идеологическими и политическими мотивами и его действия могут приобрести обструкционистский характер. Их не устраивали слишком высокий, с точки зрения НАТО, уровень советских военных расходов, а также поддержка Кубы и КНДР, в которых западные страны, прежде всего США, видели политических противников. Особенно сильна была оппозиция со стороны США.[11]
Решение вопроса о включении СССР в МВФ и ВБ в конечном счете определялось не столько экономическими, сколько глобальными политическими соображениями. Условия для этого формировались в основном двумя процессами.
Первый – деидеологизация, коренное оздоровление международных отношений, устранение взаимного недоверия между Востоком и Западом. Реальным выражением этого стали сокращение ракетно-ядерных вооружений, договоренность о воссоединении Германии, налаживавшееся сотрудничество между СССР и США в урегулировании региональных конфликтов. Состоявшаяся в июле 1990 года в Лондоне сессия НАТО на высшем уровне ознаменовала прекращение «холодной войны». Налицо был переход от конфронтации между двумя мировыми системами к разумному, сбалансированному сотрудничеству между всеми странами на основе взаимного учета интересов и утверждения общечеловеческих ценностей.
Второй – кардинальная перестройка экономики, формирование рыночных отношений, разгосударствление собственности, реальное многообразие ее форм, децентрализация управления. В результате обеспечивалась сопоставимость, стыковка отечественного хозяйственного механизма с рыночными экономическими системами стран Запада, на которые ориентированы принципы, положенные в основу деятельности МВФ и Всемирного банка.
В декабре 1990 года МВФ и другие названные международные организации обнародовали совместный доклад «Экономика СССР». Основная его идея состояла в том, что Советскому Союзу следует взять курс на радикальную реформу, предполагавшую «драматический» переход от плановой к рыночной экономике, а международное сообщество должно оказать техническую, проектную и продовольственную помощь.
Еще одним чрезвычайно важным для СССР – а после его распада и для России – мотивом к сотрудничеству с международными финансовыми организациями было резко возросшее бремя внешнего долга. В 1991 году этот долг оценивался в 65,3 млрд долларов и превышал уровень 1985 года в 2,3 раза. По величине долга СССР находился на втором месте в мире после Бразилии. В то же время западные кредиторы, опасаясь за судьбу советского долга, надеялись использовать для его возврата возможности международных финансовых институтов[3].
В условиях прогрессировавшего распада СССР проблема советского долга резко обострилась из-за противоречий между бывшими союзными республиками относительно дележа долговых обязательств и активов. Под нажимом «большой семерки» 28 октября 1991 года 12 республик (кроме стран Балтии) и союзное руководство подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников».
В нем новые суверенные государства объявили себя «юридически связанными обязательствами» перед иностранными кредиторами бывшего СССР и приняли на себя «солидарную ответственность» по его долгам.
В результате на Россию пришлось 61% советского долга и 31% активов. Кредиторы не признали этот договор. К тому же его реализация была сорвана: ни одна из подписавших договор республик, кроме России, попросту не платила. Поскольку на конец 1992 года только Россия сделала взносы в счет погашения долга, кредиторы и впредь ожидали выплат лишь от нее. Однако не получая их в достаточных размерах, стали отказывать в предоставлении новых жизненно важных для нее кредитов. А у России не было денег даже для выплат зарплаты бюджетникам.
В конечном счете и руководство России, и западные кредиторы, и озабоченные их интересами МВФ и Всемирный банк пришли к выводу, что наиболее рациональным и безболезненным выходом из создавшегося положения будет принятие «нулевого варианта»: Россия полностью берет на себя обязательства по внешним долгам бывшего СССР, но при этом заявляет о своем праве на все его финансовые и материальные активы.
Позиция Запада кардинально изменилась во второй половине 1991 года, когда реальная власть в стране перешла в руки реформистских сил, которые ориентировались во внутренней и внешней политике на западную систему ценностей, добивались изменении общественно-экономического уклада и политических механизмов, создания рыночной экономики. Другим аспектом названных событий стал распад СССР и образование на его развалинах достаточно рыхлого формирования в виде СНГ, в которое вошли не все бывшие советские республики. Эти обстоятельства положили конец колебаниям руководителей западных государств, побудили их принять принципиальное политическое решение о поддержке суверенных республик и допущении их в МВФ и Всемирный банк.[8]
Информация о работе Место России в Международном валютном фонде»