Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат
Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.
1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы
2
1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы
1. Введение
Приобретающий все больший размах процесс распространения ядерного оружия, технологий и материалов, используемых при его изготовлении, поставил мир в положение весьма неустойчивого равновесия. Вероятность того, что этот один из самых смертоносных из когда-либо изобретенных человечеством видов оружия окажется в руках крайне опасных элементов, велика как никогда.
Меры, предпринимаемые в настоящее время для предотвращения такого развития событий, явно не соответствуют масштабам опасности. В ситуации, когда ядерное оружие становится более доступным, снижается его значение как средства сдерживания и устрашения и возрастает его роль как дестабилизирующего фактора.
Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.
Параллельно с мерами, осуществляемыми крупнейшими ядерными державами, необходимо несомненно расширять диалог на международном уровне, вовлекая в него не только ядерные державы, но и страны, не имеющие такого статуса.
Его ключевыми темами должны стать практическое воплощение цели создания «мира, свободного от ядерного оружия» путем проявления необходимой политической воли с целью достижения на международном уровне консенсуса по приоритетным вопросам. Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН. Сохранение мира, упрочение международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН, служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого для решения глобальных проблем. Важное место в деятельности ООН занимают проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с продовольствием и др. Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в качестве автономной организации, представляет собой кульминацию международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году. Он предвидел создание международного органа по контролю и развитию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 144 государств-членов.
Самые первые попытки создать систему международного контроля начались еще во время Второй Мировой войны - когда иностранные ученые, задействованные в американском проекте "Манхеттен", предлагали, - понимая тяжелое или светлое, как угодно назовите, будущее ядерной энергии, - чтобы использование ядерной энергии было поставлено под международный контроль. «Международный контроль» - это термин, который выдвинул Нильс Бор. Начиная с 1943-44 г. он уж пытался ввести этот термин в оборот в беседах с ведущими политиками Соединенных Штатов. Но его голос не был услышан. Американцы, после того, как им удалось создать ядерное оружие, решили его не только испытать, но и применить на практике для того, чтобы продемонстрировать всю "прелесть" этого оружия. Тогда ученые, в головах которых родилось это оружие и для которых в начале это была просто интересная физическая задача, увидели, что они выпустили из бутылки джинна, которого они уже контролировать не могли. А джинн, в свою очередь, попал в руки политиков, которые воспринимали ядерное оружие как инструмент политического давления.
В 1946 г., уже после войны, когда начала работать Организация Объединенных Наций, то по предложению СССР и с согласия Соединенных Штатов была организована Международная комиссия по атомной энергии. Она просуществовала ровно до того момента, когда Советский Союз испытал свою первую атомную бомбу, то есть до 1949 г. В этой комиссии американцы, понимая, что утаить секреты атомной бомбы удастся не очень долго, пытались разработать некий международный механизм для того, чтобы действительно оставаться хозяевами положения достаточно долго. Вся их политика была построена на тех соображениях, что Советский Союз не сможет создать атомную бомбу раньше, чем через восемь-десять лет, по самым оптимистическим оценкам. Советский Союз, понимая, что все-таки у него дело движется к более-менее благополучному завершению с точки зрения создания ядерного оружия, пытался выстроить свою линию, стратегию в организации международного контроля. Хотя тоже понимал, что если не остановить этот процесс, - а физические принципы, естественно, уже стали известны достаточно хорошо, то есть физики очень быстро осознали физическую суть этого явления, - то достаточно набрать группу хороших ученых, и они смогут разработать ядерное оружие, сконструировать его хотя бы теоретически.
Понимая это, Советский Союз шел на контакты с Соединенными Штатами, несмотря на трудности взаимоотношений между двумя странами. Переговоры шли, правда, шли они в тупиковом режиме, потому что американцы предлагали одно, а Советский Союз предлагал прямо противоположное. Американцы предлагали установить международный контроль с помощью некого международного органа внутри Организации Объединенных Наций, но этот орган, по их мнению, не должен был подчиняться практически никому, в том числе и Совету Безопасности. То есть он мог сам принимать решения по урановым ресурсам, по поддержке определенных исследований по использованию атомной энергии, и т.д., причем внутри этого органа не было права вето. А если не было права вето, то это означает, что три основные державы, то есть Соединенные Штаты, Великобритания и Франция, имели откровенное преимущество перед Советским Союзом и могли проводить любые решения. Естественно, Советский Союз с этим согласиться никак не мог и предлагал свою кардинальную линию в отношении ядерной энергии, в том числе и ядерного оружия. Советский Союзом предлагалось, чтобы все разработки по ядерному оружию были прекращены; чтобы все, что было создано на этот момент, было собрано и уничтожено; и в дальнейшем договориться, чтобы никаких работ по усовершенствованию или созданию ядерного оружия в том или ином виде не проводилось. Естественно, американцы это принять уже не могли, потому что к тому моменту (1949 г.), когда американцами уже было изготовлено и подготовлено к использованию порядка 50 или даже около 100 боезарядов, в то время как у Советского Союза еще пока что не было ни одного. Эта тупиковая линия противостояния между Советским Союзом и Штатами тупиковая привела к тому, что в 1949 г. эта комиссия была распущена.
В 1953 г. во время генеральной конференции Организации Объединенных Наций президент Эйзенхауэр выступил с инициативой "Атом для мира" и предложил организовать некое международное агентство, которое бы в рамках Организации Объединенных Наций занималась проблемами использования атомной энергии. После 1953 г. буквально в течение трех лет в рамках Организации Объединенных Наций удалось организовать рабочие органы, которые разработали устав агентства по атомной энергии. И этот устав, после того как он был принят на генеральной ассамблее, позволил объявить об организации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1957 г. МАГАТЭ начала свое существование.
Уже в Уставе - основополагающем документе, на основе которого работает Агентство, оговорено, что оно имеет две задачи. Первая задача: предотвратить, насколько это только возможно, распространение ядерного оружия. И вторая задача: способствовать мирному использованию атомной энергии для процветания человечества. Это две основные задачи, которые стоят перед Агентством. Они разбиваются на много подзадач, и чем дальше, тем больше возникает новых программ, задач, проблем, связанных с использованием атомной энергии. Но до сих пор МАГАТЭ живет по этому Уставу. На основе Устава были разработаны первые документы: INFCIRC/66, который позволял Агентству организовывать инспекции тех ядерных материалов и установок, которые государство заявляет в виде доброй воли и предоставляет Агентству для инспектирования с тем, чтобы показать, что эти ядерные материалы и установки используются для мирных целей. INFCIRC/66 продолжает существовать и до сих пор.
В результате огромной работы, проделанной в 1964-1968 годах в ООН и Комитете 18-ти в Женеве (ныне Комитет по разоружению) и связанной с преодолением существенных различий в подходе к проблеме как внутри ядерной "пятерки", так и со стороны неядерных государств, к середине 1968 года удалось согласовать взаимоприемлемый текст Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года.
И вот когда ДНЯО был представлен к подписанию в июле 1968 г., в условиях этого договора было сказано, что все государства, которые до 1 января 1967 г. испытали и объявили о том, что они имеют ядерное оружие, являются ядерными державами. Все остальные государства не являются ядерными державами и подписывают этот договор на условиях неядерных держав. Депозитариями этого договора, то есть основоположниками этого договора являются только три страны: Соединенные Штаты, СССР и Великобритания. Франция и Китай присоединились к этому договору как ядерные державы значительно позже.
В соответствии с этим договором, на основе него было составлен документ, который определяет структуру и содержание соглашений между Агентством и государствами, требуемых в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия. В начале Договор подписали около 80 стран, но довольно быстро страны осознали, что этот договор действительно имеет довольно эффективное действие, и к 1995 г., к 20-летию действия этого договора (а он в начале был подписан именно на 20 лет с последующим его пролонгированием на тот срок, о котором договорятся государства) его подписали уже порядка 180 стран, т.е. фактически все члены Организации Объединенных Наций.
Пункт I cтатьи III ДНЯО звучит следующим образом:
"Каждое из государств – участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с МАГАТЭ в соответствии с уставом и системой гарантий Агентства исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемые настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала. (Справочно: 1. Исходный расщепляющий материал – уран с содержанием изотопов, в том отношении, в каком они находятся в природном уране; уран, обедненный изотопом 235; торий. 2. Специальный расщепляющийся материал – плутоний 239, уран 233; уран, обогащенный изотопом 235 или 235.)
Пункт 2 статьи III ДНЯО звучит следующим образом: "Каждое из государств–участников Договора обязуется не предоставлять
а) исходного или специального расщепляющего материала или
б) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей"
С целью практического применения пункта 2 статьи III в начале 70-х годов в так называемом Комитете Цангера был составлен Исходный список (Trigger List) упомянутых выше оборудования и ядерных материалов, которые требуют применения гарантий в стране-импортере. Этот список постоянно уточняется и расширяется с учетом развития ядерных технологий.
Пункт 2 статьи III не уточняет, должна ли находиться под гарантиями МАГАТЭ вся ядерная деятельность государств–импортеров или нет, что позволяло до начала 90-х годов поставлять ядерные материалы и оборудование в такие страны, как Индия, Пакистан и Израиль, не являющиеся участниками ДНЯО.
Информация о работе Международное агентство по атомной энергии