Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат
Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.
1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы
2. Индия
Взрыв в мае 1974 г. атомной бомбы под названием «Будда засмеялся» (“Buddha has smiled”) на полигоне Похаран стал первым в мире очевидным доказательством, что гражданская атомная программа может быть эффективно использована для прикрытия разработки атомного оружия. Плутоний для этой бомбы был из «исследовательского» реактора “CIRUS” (Canada-India-Reactor-United States; 40 МВт, тяжеловодный, на естественном уране, 1960 г.), который Индия получила из Канады в рамках помощи по «плану Коломбо» (США представили 10 т тяжелой воды для реактора), при условии, что реактор будет использован только для мирных исследовательских программ. В 1965 г. вступил в строй завод по переработке ОЯТ в Тромбее (мощность 1200 тонн ОЯТ в год). Есть/были еще 8 исследовательских реакторов, в том числе такие, как самый мощный в мире исследовательский реактор «Друва» («Dhruva», тяжеловодный, 100 МВт, 1985 г.) и FBTR (бридер, 40 МВт; 1985 г.). 70 тонн тяжелой воды для «Друвы» было получено из Китая, 15 тонн – от норвежской «Norsk Hydro», и 18,7 т – от Технабэкспорта СССР через одну и ту же германскую фирму и Дубай, как страну перевалки груза. После взрыва бомбы (мощностью 12 килотонн) Индия заявила, что это был «мирный» ядерный взрыв. В 1998г. Индия осуществила пять атомных взрывов. Сейчас в стране есть несколько десятков ядерных боеприпасов.
3. Ирак
Секретная ядерно-оружейная программа началась с создания в 1957 г. Атомного центра в Тувайте (Tuwaitha). В 1967 г. был введен «исследовательский» реактор IRT-5000 (бассейнового типа, 5 МВт, советской постройки). В 1976 г. заключен договор с Францией о строительстве двух «исследовательских» реакторов (Tammuz-1, «Ozirak», 70 МВт, и Tammuz-2, бассейнового типа, 0,8 МВт). В 1981 г. «Озирак» был уничтожен израильской авиацией, как место производства атомного оружия. Поскольку Иран присоединился к Договору о нераспространении (ДНЯО), МАГАТЭ организовало техническое содействие развитию его ядерной программы, несмотря на ее явно двойное назначение. Под эгидой МАГАТЭ и с помощью Италии были созданы мощности по переработке ОЯТ (1978 г.), из Германии получены несколько тонн обедненного урана. Несмотря на то, что в ядерно-оружейной программе Ирака было занято до 7 тыс. специалистов, многочисленные инспекции МАГАТЭ не смогли обнаружить военных приготовлений. По оценкам, в 1991 г. Ираку оставалось несколько месяцев до создания атомной бомбы, когда эта программа была прервана международной Операцией «Буря в пустыне». После 1991 г. Ирак успел спрятать 96 топливных сборок из реактора ИРТ-2000 (обогащение урана 80%) и планировал использовать этот уран для изготовления ядерного заряда.
4. Иран
По официальным заявлениям 60-х гг. в стране была принята программа создания атомного оружия. Есть пять исследовательских реакторов, в том числе мощный TRR (бассейнового типа, на обогащенном уране, 5 МВт, 1967 г. постройки США), реактор MNSR — «миниатюрный источник нейтронов» (25 МВт, постройки КНР, 1997 г.). Разрабатываются урановые месторождения в Саганде и др. В 90-х гг. Россия предоставила Ирану документацию для строительства гидрометаллургического завода (производства уранового концентрата).
С помощью Пакистана созданы мощности по обогащению урана, есть лабораторные мощности по переработке ОЯТ (производства США). Ядерная инфраструктура Ирана включает: Центр ядерных исследований в Тегеране (Tehran Nuclear Research Center, с подразделением Jabr Ibn Hayan Multipurpose Labs Laboratories, по лазерному обогащению урана), Центр ядерных технологий в Исфахане, Департамент ядерных исследований Университета города Язд, а также по крайней мере два производства по обогащению урана (в Mo'alem Kalayeh под видом Kalae Electric Company, и на подземном предприятии в городе Natanz). В 2003 — 2004 гг. инспекции МАГАТЭ обнаружили в Фараянде не только центрифуги для обогащения урана (полученные из Пакистана), но и следы урана, обогащенного много выше уровня 2-3%, необходимого для АЭС (до 20 — 36%, то есть оружейного качества). В 2002 г. заработала опытная установка по лазерному обогащению урана в Лашкар-Абаде (такое обогащение не требует громоздких центрифуг). В Исфагане есть радиохимический завод и завод по производству циркониевых трубок для ТВЭЛов.
В 2004 г. в городе Арак (Arak) началось сооружение тяжеловодный «исследовательского» реактора IR-40. Соглашение 1992 г. об атомном сотрудничестве с Россией резко расширило доступ иранских специалистов к технологиям двойного назначения. Это, как и сотрудничество с Северной Кореей, Пакистаном и Китаем в ядерной сфере, позволяет Ирану уже в 2006 г. (и не позже 2008 г.) создать свою атомную бомбу. В феврале 2005 г. секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Х. Рохани заявил, что Иран ускорит работы в области создания атомного оружия.
5. Пакистан
Пакистанская ядерная программа началась с 1965 г. на основе исследовательского реактора PARR-1 (бассейнового типа, 10 МВт, в Равалпинди), и широко развернулась после постройки недалеко от Карачи в 1971 г. тяжеловодного реактора типа CANDU («KANUPP» – Karachi Nuclear Power Project; 137 МВт, при канадской финансовой и технической помощи). В 1983 г., на основе технологии обогащения урана (выкраденной в Нидерландах, с англо-германо-голландского завода в Альмело) в 1976 г. в пос. Kahuta был открыт «исследовательский» атомный центр, с заводом по обогащению урана. В 1998 г. вступил в строй мощный «исследовательский» тяжеловодный реактор (“Khushab”, 40 Мвт, китайской постройки, пос. Joharabad), который может производить до 10 кг плутония в год. Рядом с Пакистанским Институтом атомных исследований и технологий (PINSTECH) и АЭС «Chasma» (построена с помощью Китая), с середины 90-х гг. функционирует завод по переработке ОЯТ (построен с помощью Франции). Первое ядерное взрывное устройство было создано в 1984 г. В 1998 г. на полигоне в Белуджистане были взорвано шесть ядерных устройств. По экспертным оценкам, Пакистан к 2005 г. имел до 50 урановых и до 5 плутониевых ядерных боеприпасов.
6. Северная Корея
Секретная программа по созданию атомного оружия была начата в конце 60-х гг. на основе мощного «исследовательского» газо-графитового реактора советского производства (25 МВт, на высокообогащенном уране) и реактора собственной постройки (5 МВт, газо-графитовый). Эти два реактора (размещенные в подземных укрытия тоннельного типа в районе Йонгбена, 60 км к северу от Пхеньяна) могут производить до 8 кг плутония в год. В 1993 г. страна официально вышла из Договора о нераспространении атомного оружия, а еще через год – запретила инспекции МАГАТЭ. Атомная инфраструктура включает: Атомный центр в Йонгбене (Atomic Center, Yongbyon, с институтами ядерной физики, ядерной электроники, изотопов, радиационной химии, критической сборкой (0,1 МВт), тремя реакторами (5, 8 и 50 МВт), радиохимической лабораторией, предприятием по переработке ОЯТ (репроцессинг) и заводом ядерного топлива), Институт атомной энергетики, радиологии и ядерной физики в Университете Пхеньяна (Pyongyang University), кафедру атомных исследований и исследования ядерных технологий Политехнического институте Ким Чак (Kim Chaek Polytechnical Institute). Имеются значительные месторождения урана. В 90-е годы Северная Корея участвовала в разработках урана в Республике Конго. Начиная с 2004 г. сделано несколько официальных заявлений о наличии в стране ядерного оружия. В 2005 г. в стране могло быть до восьми ядерных боезарядов.
7. ЮАР
ЮАР – единственная страна, которая секретно и успешно создала и испытала атомное оружие и затем публично официально отказалась от программы ядерного вооружения. Секретная ядерно-оружейная программа была начата в режимом апартеида в 1965 г. на основе мощного «исследовательского» реактора “SAFARI-1” (легководный, бассейнового типа, 20 МВт, постройки США, в Пелиндабе). В 80-е гг. Франция поставила в ЮАР два энергетических реактора типа PWR по 900 МВт. Политическое решение о создании ядерного оружия было принято в 1974 г. Первая атомная бомба (уран 80 % обогащения, пушечного типа, мощность около 3 кт) была испытана над Южным океаном в 1979 г. 400 кг оружейного урана было получено оригинальным методом на предприятии в Валиндабе. В создании атомной бомбы принял участие Израиль (оттуда получено около 30 грамм трития в отмен на поставку 600 тонн оксида урана). В течение следующих 10 лет секретно было произведено еще шесть ядерных боезарядов (был планы производства до 20 ядерных боезарядов). Программа была прекращена правительством ЮАР после краха режима апартеида в 1991 г., все семь атомных боезарядов были демонтированы, а документация уничтожена. Ни одна (из более чем 150!) инспекций МАГАТЭ, регулярно проводившихся на протяжении многих лет, не обнаружила даже следов создания атомного оружия. МАГАТЭ промолчало и тогда, когда в 1977 г. и СССР, и США сделали официальные предостережения правительству ЮАР в связи с обнаружением разведывательными спутниками явных приготовлений к атомным испытаниям на полигоне в пустыне Калахари.
8. Южная Корея
Секретная программа создания ядерного орудия была начата по указанию первого президента страны Ли Сын Мана в 1951 г. с участием японских специалистов. В период диктатуры Пак Чон Хи в 1971 г. Эта программа получила развитие. Контракт о закупке во Франции завода по переработке ОЯТ был подписан в начале 1975 г. В июне 1975 г. в газете «Washington Post» генерал Пак заявил, что если США ослабят свою поддержку, Южная Корея должна будет защищать себя с помощью собственного атомного оружия, которое необходимо создать. Для поддержки секретных планов создания атомной бомбы государство вкладывало огромные средства в развитие атомной энергетики и связанные с нею технологии. В 1962 г. в пригороде Сеула начал работать первый исследовательский реактор (тип «TRIGA MARK-II», 0,25 МВт), в 1972 г. – более мощный («TRIGA MARK III», 2 МВт). В 1995 г. в Корейском институте по изучению атомной энергии заработал третий и самый мощный исследовательский реактор (бассейнового типа, 30 МВт). В стране работает 18 блоков на АЭС (общая мощность более 15 GW). Имеется полный топливный цикл (на основе привозного урана из Австралии, Канады, Франции, России, США и Южной Африки). В 1980 г. страна официально отказалось от планов создания атомного оружия. Однако, случайно обнаруженное инспекторами МАГАТЭ в 2004 г. высокосовершенное оборудование по обогащению урана свидетельствует о продолжении ядерно-оружейной программы. Современная политика в отношении создания атомного оружия — «ждать и смотреть», основана на технической возможности создать атомную бомбу в течении нескольких месяцев после принятия политического решения.
Кроме перечисленных выше стран, в которых существовали или существуют военные атомные программы, связанные с «мирными» атомными проектами, есть несколько стран, которое, похоже, тоже помышляют о развитии оружейных программ. Среди них Бангладеш, Индонезия, Мьянма, Сирия.
В 58 странах мира есть 345 действующих и остановленных исследовательских реакторов, в активных зонах которых находится высокообогащенный уран (ВОУ), в 40 странах — из США.
Более чем реальным оказывается и риск распространения ядерного оружия, связанный с распространением атомной энергетики — в каждом из 434 коммерческих атомных реакторов нарабатывается плутоний, секретное использование которого в атомном оружии не представляет непреодолимых сложностей для государств.
Договор о нераспространении (1968-1995) оказался не щитом от нераспространения, а ширмой для распространения: страны, которые хотят получить атомное оружие, подписывают этот договор, и, в результате, МАГАТЭ начинает активно снабжать их знаниями и технологиями, неизбежно имеющими двойное назначение.
История атомного оружия показывает, что в США и СССР атомная энергетика была «хвостом» ядерного вооружения. Главной причиной развития атомной энергетики было не получение необходимых источников электричества, а более эффективное использования огромных военных атомных расходов, также, впрочем, как и получение дополнительного количества расщепляющегося оружейного материала – плутония. Очень скоро эта ситуация стала противоположной: если какая-то страна хотела получить атомное оружие, – она должна была начать с легального развития мирной атомной энергетики. И первый, и второй сценарий демонстрируют неразрывную связь между атомным оружием и атомным электричеством.
МАГАТЭ было создано с двумя задачами: первая и главная задача — распространение ядерных технологий, второстепенная задача — ограничение распространения тех же самых технологий, пригодных для производства ядерного оружия и делящихся материалов (создание и поддержание режима нераспространения).
Одной рукой МАГАТЭ должно было способствовать распространению атомных технологий, а другой — препятствовать распространению тех же самых технологий.
Движущие силы для выполнения этих противоречивых задач оказались неравными. Мощной пружиной для распространения атомных технологий были и остаются коммерческие интересы атомной промышленности самых развитых стран (США, Канады, Германии, Японии, Франции и других). Многократно более слабой пружинкой для поддержания режима нераспространения оказывается политическая воля подавляющего большинства других стран препятствовать распространению.
Устав МАГАТЭ определяет его пристрастное отношение к распространению ядерных технологий. Если сотрудники МАГАТЭ будут говорить что-то, препятствующее распространению ядерных технологий, значит, они поступают нелояльно по отношению к работодателю. Уже из за этого типичного конфликта интересов объективность заключений МАГАТЭ всегда должна ставиться под сомнение (нарушение принципа римского права «нельзя быть судьей в своем деле»).
Факты говорят и о прямом стремлении МАГАТЭ, практически с момента его основания, таким образом трансформировать получаемые фактические данные, чтобы они не вызывали подозрений в опасности атомных технологий. Еще в 1959 г. МАГАТЭ заключило официальное соглашение с Всемирной организацией здравоохранения по которому «Если одна из сторон настоящего соглашения инициирует программу или активность в области, в которой другая сторона имеет значительный интерес, она должна согласовать с другой стороной свою точку зрения...».
МАГАТЭ — межгосударственная структура, и из этого вытекает одна очень неприятная для объективной работы особенность, а именно — использование только официальных данных. Давно общепризнано, что официальные доступные для общества данные в области ядерной проблематики часто далеки от истинных. Это обстоятельство определяется секретностью, окружающей все, связанное с ядерным оружием. И это обстоятельство катастрофически сказывается на работе МАГАТЭ: извращение и сокрытие реальных данных стали обычной практикой. Вот два примера.
1. МАГАТЭ и Чернобыль. В 1989 г. по просьбе советского правительства (которое оказалось под беспрецедентным общественным давлением) МАГАТЭ, совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), организовало комиссию для выяснения «истинных» масштабов и последствий чернобыльской катастрофы. Результаты работы комиссии были ошеломляющие — «ничего страшного»! Весь отчет комиссии на полутора тысяче страниц был основан на официальных данных. Не было сделано даже попытки проанализировать вопрос, например, о том, как сказалось на этих официальных данных секретное правительственное распоряжение 1988 года, запрещавшее советским врачам устанавливать причинную связь между радиационным поражением и заболеваемостью людей. Не высказано даже тени сомнения в уже тогда широко оспаривавшихся официальных оценках размеров выброса радиоактивных веществ, не обобщены должным образом уже имевшиеся тогда тревожные данные по здоровью ликвидаторов. Не отмечено широко принятого в мировой онкологической статистике критического отношения к статистическим данным по раковым заболеваниям на территории СССР. «Мировое сообщество до сих пор не имеет полных сведений о трагических последствиях чернобыльской аварии во многом "благодаря" экспертной комиссии МАГАТЭ, соблюдающей ведомственные интересы» (глава делегации Республики Беларусь С. Шушкевич на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года).
Информация о работе Международное агентство по атомной энергии