Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:55, реферат
Неоднократно были осуществлены призывы предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Эти призывы вызвали за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получили множество позитивных откликов и послужили импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.
1. Введение.
2. МАГАТЭ – специализированная организация. Организационные и договорные основы деятельности МАГАТЭ. Договор о нераспространении ядерного оружия как основа для создания и функционирования МАГАТЭ
3. Общая характеристика и организационная структура организации МАГАТЭ. Руководящие органы МАГАТЭ.
4. Права и обязанности МАГАТЭ. Основные функции, цели и направления деятельности МАГАТЭ
5. Чернобыль
6. Фукусима
7. Международные проекты в области радиоактивных отходов в Российской Федерации
8. Критика
9. Перспективы
10. Заключение.
Список использованной литературы
2. МАГАТЭ и радиоактивное загрязнение Мирового океана. Широко известно, что официальные данные по сбросу радиоактивных отходов в Мировой океан часто фальсифицировались. Особенно показателен случай с СССР, который, заявляя, что выполняет все международные рекомендации и нормы, беззастенчиво сливал жидкие и затапливал твердые радиоактивные отходы (активностью в миллионы кюри) в морях Арктики, Северной Атлантики и Северной Пацифики. Это же практиковали ряд других стран, выключая США и Великобританию. Многочисленные обзоры и исследования, выполненные специально созданной МАГАТЭ Лабораторией исследований морской среды в Монако полностью игнорировали эти неофициальные, но широко известные данные. Не менее показательно, что до сих пор в обзорах по радиоактивному загрязнению океана, выполненных под эгидой МАГАТЭ, нет анализа присутствия в океане большей части (нескольких десятков!) утерянных в результате различных аварий и катастроф атомных бомб. Причина та же — об этих потерях ни США, ни СССР официально не сообщали.
МАГАТЭ не просто неэффективно в осуществлении контроля за распространением не-мирных атомных технологий. МАГАТЭ не смогло предотвратить появления ядерного оружия в Индии, Пакистане, Израиле, Южно-Африканской Республике, Северной Корее и образования целого клуба «пороговых» стран — стран, активно готовящихся стать ядерными.
Иногда говорят, что если бы не МАГАТЭ, то число ядерных стран было бы больше. Это не так: не МАГАТЭ, а общая политическая ситуация отменила ядерно-оружейные программы таких стран-членов МАГАТЭ как Швеция, Швейцария, Югославия, Румыния, Испания, Аргентина, приостановила на финишной черте создание атомного оружия в Германии, Японии, Тайване и Аргентине, определила ядерное разоружение Южно-Африканской Республики и многих других стран.
Бесславной попыткой ограничить ядерное распространение стала деятельность «Лондонского клуба», который образовали в 1975 г. Канада, Франция, Великобритания, Япония, Западная Германия, США, СССР и девять других стран экспортеров атомной техники и технологий (уже тогда, видимо, неудовлетворенных деятельностью МАГАТЭ по нераспространению).
Ими был создан Комитет ядерных экспортеров, который разработал т.н. «Trigger list» — перечень ядерных технологий и продуктов, которые могут быть переданы другим странам только при недвусмысленных обязательствах этих стран не использовать их для производства атомной бомбы (например, тяжелая вода, чистый графит).
Не говоря уже о том, что страны-получатели таких двойных технологий с легкостью нарушали данные им обязательства (Индия, Израиль, Ирак, ЮАР и другие), практически все страны-экспортеры — для поддержки экспансии своей атомной промышленности — также нарушали принятые на себя обязательства.
Нельзя признать эффективным и результаты международного контроля над передачей технологий в рамках ДНЯО (по Статье III), прежде всего гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Как ни удивительно, после более чем 30-летнего действия ДНЯО из 189 государств-участников 42 все еще не заключили с МАГАТЭ соглашений о всеобъемлющем или полномасштабном контроле. Дополнительный Протокол МАГАТЭ от 1997 г. не подписали или не ратифицировали более 90 государств, 16 из которых имеют серьезные ядерные программы.»
«Мировой рынок ядерных материалов и технологий, сулящий миллиардные прибыли, стал ареной жестокой конкуренции не импортеров, а экспортеров. В борьбе за рынки сбыта государства-поставщики (прежде всего, США, СССР / Россия, Канада, Франция, КНР, Бразилия, Аргентина, Португалия, ФРГ, Италия, Бельгия, Норвегия и др.) оказались не склонны слишком придирчиво подходить к соблюдению гарантий МАГАТЭ, к недостаточности ее гарантий и даже к факту неучастия стран-импортеров в ДНЯО (Израиля, Индии, Пакистана). Даже сведения о ведущихся военных разработках и наличие у отдельных государств огромных природных энергетических ресурсов, избавляющих их в обозримой перспективе от нужды в ядерной энергетике, не останавливали экспортеров от сделок (как, скажем, в случае с Ираком, Ираном, Ливией). Имеющиеся механизмы экспортного контроля в этой и смежных областях (Комитет Пантера, Группа ядерных поставщиков, Вассенарские соглашения и др.) далеко не достаточны для устранения этой проблемы».
Тем, кто наивно (а не цинично, как большинство заявляющих) настаивает на том, что постановка под гарантии МАГАТЭ обеспечивает неиспользование атомной энергетики для создания ядерного оружия, можно напомнить, что в подписанном 24 сентября 1996 г. Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) учреждается отдельная от МАГАТЭ организация (со своим исполнительным советом, техническим секретариатом и центром информации), для осуществления международного контроля за выполнением положений этого Договора.
Это было сделано несмотря на отчаянные попытки МАГАТЭ получить эти функции, и это ярко отражает нелицеприятную оценку неэффективности МАГАТЭ в контроле за распространением ядерного оружия. Наличие МАГАТЭ не воспрепятствовало, а фактически помогло увеличению числа ядерных боеприпасов у пяти ядерных стран: в 1970 году в мире было около 40 000 ядерных бомб, а к 1990 году их стало около 60 000 (Финк и др.,1993).
Все это произошло потому, что задача распространения «мирных» ядерных технологий пришла в вопиющее противоречие с задачей нераспространения ядерного оружия. МАГАТЭ не в состоянии обеспечить действенный контроль за использованием «мирных» ядерных технологий в атомно-оружейных целях. История с военными программами Ирака, ЮАР и Северной Кореи ясно это показала. Сейчас число государств, получивших (с помощью МАГАТЭ!) доступ к ядерным технологиям, и на этой основе создавших свое ядерное оружие в обход Договора о нераспространении, превышает число официальных обладателей ядерного оружия. Мир в результате деятельности МАГАТЭ не стал более стабильным. В значительной степени потому, что объективность МАГАТЭ оказалась мифом. Неэффективность МАГАТЭ связана не только с непреодолимым внутренним противоречием между выполнением задач распространения и нераспространения одних и тех же ядерных технологий, но и недостаточно совершенными существующими способами слежения за наработкой расщепляющихся материалов на энергетических и исследовательских установках. Считается, что эта точность составляла до 90-х годов 95—98%, а в 90-е годы — 99%. Однако остающегося одного процента достаточно, чтобы в ходе переработки ОЯТ в какой либо «горячей» лаборатории или радиохимическом производстве тайно накапливать плутоний в количестве, достаточном для производства одного ядерного боезаряда в месяц. Анализ результатов деятельности МАГАТЭ в области нераспространения показывает, что МАГАТЭ оказывается ширмой для распространения ядерного оружия.
Если бы МАГАТЭ было действительно заинтересовано в жестком ограничении распространения ядерных технологий двойного назначения, то оно должно эффективно поддерживать те научные исследования, которые открывают новые возможности в этом направлении.
На практике же новые достижения науки, если их применение грозит нанести ущерб имиджу или вызвать дополнительные ограничения для ядерной энергетики (то есть, направлено против выполнения первой и главной задачи МАГАТЭ по распространению ядерных технологий), не только не поддерживаются, но активно и последовательно блокируется МАГАТЭ. Приведу несколько известных мне примеров.
Точная дозиметрия. Потребовалось 35 лет, чтобы заставить МАГАТЭ оценить перспективы использования одного из самых перспективных методов биодозиметрии — метода электронного парамагнитного резонанса (ЭПР-метод). Этот метод был впервые описан в 1968 году (Brady et al., 1968) и только в 2002 году, после сотен доказательств успешного применения этого метода, МАГАТЭ публикуют сводку со сдержанной оценкой возможностей метода (IAEA-TECDOC-1331). Одна из причин такой задержки — то, что этот метод показывает, как правило, что официальные расчеты величин облучения при ядерных инцидентах и катастрофах, были, как правило, занижены. Если бы МАГАТЭ было действительно заинтересовано в объективном определении доз, полученных персоналом, населением вокруг предприятий атомной индустрии, животными в естественных экосистемах, то оно должно было бы три десятилетия назад профинансировать и сделать рутинными этот и другие имеющиеся (например, FISH-метод) объективные методы определения дозовых нагрузок. Этого не произошло, и до сих пор персонал и население используют радиометры, не позволяющие ретроспективно оценивать полученные дозы.
Нормы радиационной безопасности
Методология определения приемлемо безопасных уровней радиационных воздействий по многим позициям вызывает горячие споры (обзор см. ЕКРР, 2004). Но есть одна бесспорно неприемлемая моральная позиция, отстаиваемая МАГАТЭ — расчет всех норм радиационной безопасности, исходя из «среднего» человека, которым МАГАТЭ считает белого, 20-летнего здорового мужчину.
Получается, что «нормы радиационной защиты» не защищают в достаточной степени большую часть людей! Добавим к этому, что уже по крайней мере 20 лет как стало известно, что не менее 20% особей в любой популяции млекопитающих (в том числе — человека) оказываются индивидуально сверхрадиочувствительными. Расовая, половая, возрастная, индивидуальная изменчивость радио-чувствительности давно требует немедленного пересмотра имеющихся норм и правил радиационной защиты. Но проходят десятилетия, публикуются монографии по этому вопросу, однако международная организация призванная по своему уставу обеспечивать безопасное распространения атомных технологий, не показывает никакого интереса к этим ключевым проблемам обеспечения радиационной безопасности. Слова о необходимости обеспечения безопасности атомной индустрии противоречат делам МАГАТЭ...
Дистанционный радиационный мониторинг.
Еще одна область вопиющего несоответствия слов и дел МАГАТЭ относится к развитию дистанционного радиационного мониторинга. Трагичным для миллионов людей фактом является то, что МАГАТЭ санкционировало не прямое наблюдение за выбросами радиационно опасных веществ предприятиями атомной промышленности, а использование расчетных данных. МАГАТЭ закрывает глаза на то, что существующие методы учеты выбросов радионуклидов («через трубу») не могут объективно оценить весь объем выбрасываемых радионуклидов. Еще около 20 лет назад была открыта принципиальная возможность дистанционного мониторинга любых радиационно опасных объектов с расстояния во многие десятки километров с помощью радиолокации (фиксируется изменение ионизации воздуха). При этом можно обнаружить любые дополнительные выбросы радионуклидов. Метод существует, экспериментально многократно проверен, и дает поразительные результаты. Организовать такой мониторинг не представляет больших трудностей: множество радиолокаторов есть у военных, в авиации, и др. Однако МАГАТЭ — которое заверяет, что обеспечение безопасности атомной индустрии является его приоритетом — не обращает внимания на этот метод.
Эти, как и многие другие примеры, показывают, что МАГАТЭ лишь на словах обнаруживает горячее стремление обеспечивать радиационную безопасность «мирного атома». Распространение атомных технологий настолько увлекает МАГАТЭ, что на обеспечение ядерной и радиационной безопасности в мире ему просто не хватает ни времени, ни сил, ни — и это самое главное — искреннего желания.
Присуждение Нобелевской премии мира главе МАГАТЭ Мохаммеду Эль-Барадеи - величайшая ошибка Нобелевского комитета, считают участники движения "Экозащита". Как говорится в поступившем в редакцию Граней.Ру заявлении движения, известие о присуждении премии "вызвало глубокое недоумение, переходящее в шок".
По мнению сопредседателя движения Владимира Сливяка, никогда еще премию мира не присуждали "настолько скомпрометировавшей себя организации, занимающейся распространением ядерных технологий двойного назначения, а также стремящейся устроить в России международную ядерную свалку".
Начиная с 2004 года МАГАТЭ во главе с Эль-Барадеи открыто выступает за создание в России хранилищ ОЯТ. Инициатива состоит в том, чтобы свезти отработавшее топливо из разных стран в Сибирь из-за того, что некоторые страны не могут организовать его хранение на своей территории. "Атомная индустрия уже полвека не может решить проблему утилизации ядерных отходов, ни в одной стране мира не создано полностью безопасной технологии хранения и захоронения ОЯТ", говорится в заявлении "Экозащиты".
Экологи напоминают также, что в сентябре этого года МАГАТЭ распространило доклад о последствиях Чернобыля, который шокировал многих специалистов в области воздействия радиации на человека. В нем утверждалось, что в результате Чернобыльской аварии погибли лишь 50 человек, а долговременные последствия могут привести к смерти не более 4 тысяч. При этом на территории многих стран Европы, где выпадали чернобыльские осадки, исследования вообще не проводились. Большинство ликвидаторов не были обследованы. В расчетах вообще игнорировались любые последствия чернобыльской аварии, кроме облучения части ликвидаторов и жителей ближайших к АЭС районов. Очевидно, что основной целью этой акции МАГАТЭ было существенное занижение последствий Чернобыля, чтобы стимулировать дальнейшее строительство атомных станций во всем мире, считают экологи.
9. Дальнейшее развитие.
В будущем можно ожидать, что страны будут учитывать потенциальные выгоды для окружающей среды и экономического роста от расширения использования ядерной энергии. В настоящее время, по данным МАГАТЭ, отмечается процесс активного "перемещения" ядерной энергетики на Восток. Так, 18 из 27 сооружаемых и 22 из 31 недавно введенных в действие новых АЭС находятся в Азии. Второе место в области нового строительства занимает Восточная Европа, включая Россию, где идет сооружение восьми атомных станций. В целом же в мире сейчас эксплуатируются 442 АЭС, которые расположены в 30 странах и обеспечивают 16% от общемирового производства электроэнергии. Наибольшее число действующих ядерных энергоблоков насчитывается сегодня в США - 104. Далее следуют Франция /59/, Япония /54/ и Россия /30/. Наиболее высокая доля ядерной энергетики в национальном энергетическом балансе отмечена в Литве /около 80 %/, Франции /78 %/, Словакии /57 %/, Бельгии /55 %/ и Швеции /50 %/. В России этот показатель составляет примерно 17 проц. При этом в странах "третьего мира" действуют лишь 39 АЭС, общая мощность которых составляет всего 5,6 % от мирового потенциала ядерной энергетики. В оценке перспектив развития атомной энергетики эксперты МАГАТЭ исходят из двух сценариев - оптимистического и пессимистического. По их мнению, в худшем случае доля АЭС в глобальном энергетическом балансе сократится к 2030 году с нынешних 16% до 12%, а в лучшем - возрастет до 27 проц. С учетом всех реально существующих факторов МАГАТЭ ожидает увеличения производства энергии с использованием АЭС к 2030 году в 2,5 раза, а к 2050 году - в четыре раза.
Информация о работе Международное агентство по атомной энергии