КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
___Международное публичное право________________
на тему:
_ Международно-правовой статус Содружества
Независимых Государств_
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
4
1.1.Образование Содружества Независимых
Государств. Его цели и принципы
4
1.2. Структура органов Содружества
Независимых Государств
8
ГЛАВА
2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
14
2.1. Экономическое сотрудничество
15
2.2. Общеполитическое сотрудничество
18
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные
проблемы
19
2.4. Сотрудничество в сфере обороны
и охраны границ, борьбы с организованной
преступностью, терроризмом, незаконным
оборотом наркотиков, противодействия
новым вызовам и угрозам
22
2.5. Правовое сотрудничество
26
2.6. Финансовое сотрудничество
27
ГЛАВА
3. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДПРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35
ВВЕДЕНИЕ
Содружество Независимых Государств
является основной международно-правовой
структурой, позволяющей большинству
постсоветских государств согласовывать
свои позиции и совместно решать общие
вопросы. В настоящее время именно это
региональное объединение выполняет регулирующие
функции на постсоветском пространстве.
Содружество стало образованием, которое
служит развитию и укреплению отношений
добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного
делового партнерства государств-участников.
От того, как будут складываться экономические
взаимоотношения между Странами СНГ, от
того, каковы будут условия их вхождения
в мировое хозяйство, во многом зависят
возможности, методы и перспективы социально-
экономических проблем этих стран. Поэтому
самого пристального внимания заслуживает
изучение тенденций развития СНГ. В чем
и заключается актуальность написания
курсовой работы на тему «Международно-правовой
статус Содружества Независимы Государств».
Целью является ознакомление
с межправительственной региональной
международной организацией как
Содружество Независимых Государств,
формирование знаний о развитии
интеграционных процессов в «сообществе
бывших республик Союза Советских Социалистических
Республик».
К задачам данной курсовой
работы следует отнести: анализ
предпосылок и процесса образования
Содружества Независимы Государств;
изучение основных целей и
принципов функционирования Содружества;
выявление направлений, перспектив сотрудничества
государств-участников в рамках Содружества
Независимы Государств, а также с международными
организациями; определение статуса Содружества
Независимы Государств.
При написании работы использовались
учебные пособия таких авторов, как Тихиня
В.Г., Павлова Л.В., Колосов Ю.М., Калугин
В.Ю. и др., Устав Содружества Независимых
Государств, периодические издания, а
также Интернет-ресурсы.
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Образование
Содружества Независимых Государств.
Его цели и принципы
К началу 90-х годов сложились
новые механизмы регулирования
общественных отношений, новая
обстановка, способствующая интеграционным
процессам. Это новый этап развития
государств. В ряде сфер интеграции
стала ощущаться потребность в более тесной
связи экономических и политических факторов.
Результатом активизации политических
процессов стало создание двух
межгосударственных образований
- Европейского Союза и Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ).
Суть этого нового витка интеграции заключается
в том, чтобы по возможности преодолеть
отрыв, обособленность решения экономических
проблем от всех остальных, пополнить
взаимодействие государств более тесным
сотрудничеством в сфере международных
отношений, создания системы безопасности.[21]
Создание Содружества на месте
бывшего единого государства
рассматривается как форма компромисса
между потребностью сохранения
«исторической общности народов
и сложившихся между ними связей»,
с одной стороны, и стремлением к
самостоятельному и независимому правовому
статусу
бывших союзных республик, с другой.[16]
Первоначальное соглашение о
создании СНГ было подписано
в Беловежской пуще 8 декабря 1991
председателем Верховного совета
Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом
РФ Борисом Ельциным и президентом Украины
Леонидом Кравчуком. Договор 1922 о создании
СССР был объявлен расторгнутым. 21 декабря
1991 в г.Алма-Ата состоялась встреча лидеров
11-ти бывших республик СССР; Грузия направила
на нее своих наблюдателей. Участники
встречи окончательно подтвердили прекращение
существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую
декларацию. Содружество было объявлено
открытым как для бывших республик Советского
Союза, так и для других государств, согласных
с его принципами и целями. До 26 декабря
1991 Алма-Атинские соглашения были ратифицированы
парламентами Белоруссии, Казахстана,
России, Украины, Таджикистана и Туркменистана.
Грузия к Содружеству не присоединилась.
В конце 1992 года парламент Азербайджана,
где к власти пришел оппозиционный «Народный
фронт», отказался ратифицировать договор
о создании СНГ, и делегация этой страны
участвовала во встрече в статусе наблюдателя.
К концу 1993 в составе СНГ
сформировались две неофициальные
группы государств. Одна из них (Армения,
Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия,
Таджикистан и Узбекистан) выступала за
большую координацию и расширение сотрудничества
в области внешней политики, обороны, валютной
политики, экономики и транспорта. Другая
(Туркменистан и Украина) выказывала интерес
к ограниченному сотрудничеству, делая
упор на защите своих национальных интересов.
С приходом к власти в Азербайджане в 1993
Гейдара Алиева эта страна вернулась в
состав СНГ. Глава государства Грузия
Э.А.Шеварднадзе начал проводить политику
сближения с Содружеством, и в декабре
того же года Грузия стала его членом.
На очередной встрече глав государств
и правительств (Москва, сентябрь 1993) премьер-министры
Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана,
Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана
и Узбекистана подписали соглашение о
создании экономического союза, к которому
присоединилась также Грузия. Туркменистан
стал ассоциированным членом союза в декабре
1993, а Украина – в апреле 1994. В апреле 1994
Молдова официально стала полноправным
членом СНГ.[18]
Из бывших республик СССР в
СНГ не вошли Латвия, Литва
и Эстония. В августе 2005 Туркменистан
прекратил постоянное членство
и в настоящее время является
ассоциированным членом СНГ.[14] В
настоящее время государствами-участниками
Содружества Независимых Государств
являются: Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Республика Беларусь,
Республика Казахстан, Кыргызская Республика,
Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика
Таджикистан, Туркменистан, Республика
Узбекистан, Украина.[13]
Учредительными документами Содружества
Независимых Государств являются
Соглашение о создании Содружества
Независимых Государств от 8 декабря
1991г., Протокол к соглашению, подписанный
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, и
Алма-Атинская декларация от 21 декабря
1991 г. 22 января 1993 г. в Минске был принят
Устав Содружества.[8,236]
На основании Устава СНГ различаются
государства-учредители и государства-члены
Содружества. К первой категории
отнесены те государства, которые
подписали и ратифицировали Соглашение
о создании СНГ и Протокол к нему к моменту
принятия устава СНГ, а именно Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,
Украина. Подписали, но не ратифицировали
учредительные соглашения Азербайджан
и Молдова. Государствами-членами следует
считать те государства, которые примут
на себя обязательства по Уставу СНГ в
течение года после его утверждения. Предусматривается
также возможность участия государств
в отдельных видах деятельности Содружества
на правах ассоциированных членов.[7,311]
В странах СНГ сосредоточено
около 10% мирового промышленного
потенциала и почти 25% разведанных
мировых запасов природных ресурсов.
Содружество имеет собственную
официальную символику и флаг.[14]
Русский язык является рабочим -
средством межнационального общения,
его знает подавляющее большинство населения
СНГ.[19] Решения в главных органах СНГ .принимаются
консенсусом.[20]
Статья 2 Устава СНГ в качестве целей Содружества
провозглашает: "осуществление сотрудничества
в политической, экономической, экологической,
гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое
и социальное развитие государств-членов
в рамках общего экономического пространства,
межгосударственная кооперация и интеграция;
обеспечение прав и основных свобод человека
в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права и документами
ОБСЕ; сотрудничество между государствами-членами
в обеспечении международного мира и безопасности,
осуществление эффективных мер по сокращению
вооружений и военных расходов, ликвидации
ядерного и других видов оружия массового
уничтожения, достижению всеобщего и полного
разоружения; содействие гражданам государств-членов
в свободном общении, контактах и передвижении
в Содружестве; взаимную правовую помощь
и сотрудничество в других сферах правовых
отношений; мирное разрешение споров и
конфликтов между государствами Содружества".[1]
Государства-члены Содружества строят
свои взаимоотношения в соответствии
с такими принципами, как суверенное
равенство государств, уважение суверенитета;
неприменение силы или угрозы силой; территориальная
целостность государств; нерушимость
государственных границ; разрешение споров
мирными средствами; невмешательство
во внутренние и внешние дела друг друга;
уважение неотъемлемого права народов
на самоопределение и права распоряжаться
своей судьбой без вмешательства извне;
обеспечение прав человека и основных
свобод; сотрудничество между государствами;
добросовестное выполнение принятых на
себя обязательств по документам Содружества,
включая его Устав; верховенство международного
права в межгосударственных отношениях;
взаимопомощь при условии согласия на
ее оказание; духовное единение народов.[17]
Хотелось бы отметить, что цели и принципы
Содружества Независимых Государств в
полной мере соответствуют целям и принципам
Организации Объединенных Наций (стст.
1, 2 Устава ООН). В то же время они отражают
специфические особенности СНГ как региональной
межправительственной организации, возникшей
на территории, составлявшей в течение
длительного времени единое политическое
и экономическое пространство.
1.2. Структура
органов Содружества Независимых
Государств
Всего в рамках Содружества
Независимых Государств создано
82 органов, в том числе 66 органов отраслевого
сотрудничества. К уставным органам относятся
Совет глав государств СНГ , Совет глав
правительств СНГ, Совет министров иностранных
дел СНГ, Cовет министров обороны государств-участников
СНГ, Совет командующих пограничными войсками,
Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический
Cуд СНГ.[13]
Соглашение о координационных
институтах СНГ от 21 декабря 1991
года была определена структура
Содружества. Высшими органами
СНГ являются Совет глав государств
(далее - СГГ) и Совет глав
правительств (далее - СГП), что закреплено
в Уставе СНГ. Образование Содружества
Независимых Государств и его высших органов
потребовало создания соответствующей
структуры для обеспечения их деятельности.
Совет глав государств Содружества
на своих заседаниях принимает решения,
касающиеся: внесения поправок в Устав
СНГ; создания новых или упразднения существующих
органов Содружества; оптимизации структуры
СНГ, совершенствования деятельности
органов Содружества; утверждения положений
об органах СНГ, отнесенных к его компетенции
и др. [15]