сотрудничество в развитии систем
транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей
среды;
вопросы социальной и миграционной
политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной
политики и охраны внешних
границ.[22]
Среди основных направлений сотрудничества
выделяют : экономическое сотрудничество;
общеполитические проблемы; гуманитарное
сотрудничество; сотрудничество в
сфере обороны и охраны границ, борьбы
с организованной преступностью, терроризмом,
незаконным оборотом наркотиков, противодействия
новым вызовам и угрозам; правовое сотрудничество;
финансовое сотрудничество.[13]
2.1. Экономическое
сотрудничество
Сохранение и развитие сложившихся
тесных экономических связей
между странами СНГ - одна из
самых насущных задач, которая
решается в рамках Содружества.
Экономическая интеграция, как и
другие виды интеграции, объективно
необходима. Это понимают руководители
государств Содружества, правда, понимают
по-разному.
Этапным на пути экономической
интеграции стран СНГ стало
заключение Договора о создании
Экономического союза в сентябре
1993 г. Документ предусматривает
поэтапное формирование указанного
союза с целью интеграции экономики и
создания единого таможенного и валютного
пространства на базе рыночных отношений.
На первом этапе создается межгосударственная
ассоциация свободной торговли,предусматривающая
отмену таможенных пошлин и беспрепятственное
движение товаров. На втором этапе образуется
таможенный союз, в рамках которого устанавливается
в отношения других стран общий таможенный
тариф и проводится скоординированная
внешнеторговая политика. На третьем этапе
формируется общий рынок капиталов и рабочей
силы. На заключительном этапе образуется
валютный союз, предполагающий согласование
бюджетной, налоговой, кредитно-денежной
и валютой политики.[17]
Таможенный союз стран Содружества
включает в себя Россию,Беларусь,
Казахстан
и Киргизию. Одним из основных документов
в этой сфере следует
считать
Соглашение о Таможенном союзе от
20 января 1995 г., которое заключили
первые три из названных государств[12].
Киргизия присоединилась к указанному
соглашению в 1996 г.
Целями Таможенного союза являются:
устранение препятствий для свободного
экономического взаимодействия между
хозяйствующими субъектами; гарантирование
устойчивого развития экономики, свободного
товарообмена и добросовестной конкуренции;
обеспечение всестороннего развития национального
народного хозяйства; создание условий
для
формирования
общего экономического пространства
и др.
Таможенный союз — организация,
открытая для любого государства
СНГ. О своем намерении участвовать
в Таможенном союзе заявили
Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность
в нем проявили Молдова и Азербайджан.
[21]
Вводится взаимное признание
документов об образовании и
квалификации, приняты обязательства
в области страхования, пенсионного
обеспечения и регулирования
миграции В апреле 1994 г. принято
Соглашение о создании зоны свободной
торговли, призванное запустить в действие
механизм Договора об Экономическом союзе.
Тогда же подписано Соглашение о содействии
в создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно-финансовых, страховых
и смешанных транснациональных объединений.
В октябре 1994 г. на заседании Совета глав
государств было принято Соглашение о
создании Межгосударственного экономического
комитета (МЭК) Экономического союза. МЭК
стал, по сути, первенцем наднациональной
структуры, имеющий право по некоторым
вопросам принимать решения, обязательные
для исполнения членами СНГ. Основными
направлениями деятельности МЭК являются:
формирование Экономического союза путем
создания механизмов Платежного союза,
зоны свободной торговли; Таможенного
союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы, валютного (денежного)
союза; достижение гармонизированного
регулирования экономических отношений;
поддержка предпринимательства;выработка
согласованных решений по социальным
вопросам, представляющим общий интерес.[17]
Экономическое сотрудничество государств-участников
СНГ включает сотрудничество
в научно-технической и инновационной
сферах; в области обмена научно-технической
информацией; в области охраны
и защиты прав промышленной
собственности; в области стандартизации,
метрологии и сертификации; в области
транспорта; в области информатизации
и связи; в области архивного дела.[13]
Экономические отношения хозяйствующих
субъектов Сторон регулируют: Соглашение
о порядке разрешения споров,
связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности от 20 марта 1992; Соглашение
о принципах сближения хозяйственного
законодательства государств – участников
Содружества Независимых Государств от
9 октября 1992 г.; Соглашение о содействии
в создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно-финансовых, страховых
и смешанных транснациональных объединений
от 15 апреля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве
в борьбе с преступлениями в сфере экономики
от 12 апреля 1996 г.; Соглашение о поддержке
и развитии малого предпринимательства
в государствах - участниках Содружества
Независимых Государств от 17 января 1997
г.; Концепция экономического интеграционного
развития Содружества Независимых Государств
от 28 марта 1997 г.
В Соглашении о поддержке и
развитии малого предпринимательства
отмечается, что Стороны осуществляют
взаимодействие по ряду направлений, включая
формирование условий для активизации
внешнеэкономической деятельности, инвестиционную
поддержку малого предпринимательства.
Концепция экономического интеграционного
развития Содружества представляет собой
систему взаимосогласованного государствами
– участниками взглядов на общие цели
и приоритеты экономического развития
в условиях углубления экономических
отношений с учетом реальной ситуации
в каждом из государств и мирового опыта
формирования региональных экономических
сообществ.[21]
Подлинная интеграция экономического
пространства постсоветских государств,
новая структура связей и состав
участников более реально определится
только на основе взаимной выгоды,
развития рыночных отношений как внутри,
так и между государствами.[12]
2.2. Общеполитическое
сотрудничество
Политическое сотрудничество включает
в себя деятельность властных
структур государств. Прежде всего,
речь идет о Совете глав государств
и Совете глав правительств стран Содружества.
Заседаний Совета глав государств было
проведено свыше 40, а заседаний Совета
глав правительств — более 50. На них решаются
важнейшие стратегические направления
сотрудничества в рамках СНГ.
Здесь нет возможности остановиться не
только на всех, но и на многих ключевых
решениях политического сотрудничества,
которые были приняты за истекшие года.
В начале необходимо отметить, что после
распада СССР и создания СНГ именно оно
стало тем организационно-правовым механизмом,
в рамках которого решались все вопросы
межгосударственного размежевания. Это
тем более важно напомнить, так как события
могли бы идти по «югославскому» руслу.
Только благодаря Содружеству возникавшие
при распаде СССР трения и коалиции не
переросли в большую ссору. Доминирующим
способом разрешения возникающих противоречий
в интересах всех стран СНГ стал поиск
компромиссов.[21]
Одной из важных политических
задач, стоящих сегодня перед
средствами массовой информации
государств - участников СНГ, является
информирование населения о процессах,
происходящих в Содружестве. Необходимо
формировать благоприятное общественное
мнение вокруг усилий политиков по налаживанию
эффективных экономических, социальных
и культурных отношений между странами
Содружества и другими странами. Правильная
постановка и решение этих задач станет
мощным фактором интенсификации интеграционных
процессов. Ведь именно СМИ формируют
в общественном сознании оценку деятельности
органов СНГ, разъясняют принятые решения.[13]
2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные
проблемы
В сфере гуманитарного сотрудничества
выделяют следующие направления:
здравоохранение, информация и
массовые коммуникации, культура, образование,
периодическая печать, по делам
молодежи, Совет по гуманитарному сотрудничеству,
социально-трудовая сфера, спорт, туризм.
Высшими органами Содружества
Независимых Государств принят
ряд межгосударственных соглашений
в области здравоохранения. Среди них
: Соглашение о сотрудничестве в области
охраны здоровья населения; Соглашение
об оказании медицинской помощи гражданам
государств-участников СНГ; Концепция
о сотрудничестве государств - участников
СНГ в области охраны здоровья населения
и др.
Информационная сфера становится
все более важной составляющей
общественной жизни, во многом
определяющей перспективы успешного
осуществления социально-политических
и экономических преобразований
в государствах - участниках Содружества.
В рамках СНГ подготовлена Концепция формирования
информационного пространства и Перспективного
плана подготовки документов и мероприятий
по ее реализации. В план реализации Концепции
включены ряд документов. Среди них –
Конвенция о статусе корреспондента, представляющего
средство массовой информации государства
- участника СНГ в других государствах
Содружества от 16 апреля 2004 года - документ,
призванный защищать профессиональные
интересы журналистов в государствах
Содружества.
Большое значение имеет и другой
документ - Соглашение об обмене
информацией о чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера,
об информационном взаимодействии
при ликвидации их последствий
и оказании помощи пострадавшему
населению от 18 сентября 2003 года. Он ориентирован
на создание механизма предоставления
информационным агентствам стран СНГ
оперативных сведений о различных катастрофах
природного и техногенного
характера,
их последствиях, об оказании помощи пострадавшему
населению.
Основными направлениями сотрудничества
в области культуры являются:
вопросы состояния культурного
сотрудничества; изучение процессов
и тенденций развития культуры
в рамках Содружества; проведение
совместных мероприятий; содействие
органам культуры, общественным организациям
государств – участников Содружества
в выработке согласованных действий в
области культуры и др. Регулярно проводятся
такие фестивали, как Открытый кинофестиваль
стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок»
в Анапе, Минский международный кинофестиваль
«Листопад» и др.Особое внимание Советом
уделяется проведению совместных музыкальных
мероприятий: Международный музыкальный
фестиваль «Золотой шлягер в Могилеве»,
Международный фестиваль искусств "Славянский
базар".
В области образования осуществляется
содействие формированию единого образовательного
пространства СНГ, в том числе: рассматриваются
вопросы состояния сотрудничества в области
образования, подготовки и аттестации
научных и научно-педагогических кадров;
изучается и обобщается опыт государств - участников
Содружества по обеспечению социальной
защиты учащихся и работников образования,
подготовки и аттестации научных и научно-педагогических
кадров, взаимному признанию эквивалентности
документов об их квалификации в рамках
Содружества.
В рамках СНГ рассмотрен ряд
важных вопросов по развитию сотрудничества
в области образования, в том числе: подписан
Протокол о признании и эквивалентности
документов государственного образца
об образовании, ученых степенях и ученых
званиях государств- участников СНГ; одобрены
Общие рекомендации по порядку проведения
аттестации и аккредитации образовательных
учреждений государств - участников СНГ
и т.д.
Основные документы, в рамках
которых осуществляется взаимодействие
государств – участников СНГ в области
периодической печати, книгоиздания, книгораспространения
и полиграфии: Соглашение о сотрудничестве
государств - участников СНГ в области
периодической печати от 4 июня 1999 г.; Соглашение
о гуманитарном
сотрудничестве государств-участников
СНГ от 26 августа 2005.
Основные аспекты деятельности
направлены на развитие и углубление
взаимовыгодного сотрудничества
государств – участников Соглашения
о создании Совета в области
периодической печати, книгоиздания,
книгораспространения и полиграфии,
на содействие реализации принятых в рамках
Содружества документов в данной области.
Важным направлением сотрудничества является
взаимное участие государств СНГ в международных
книжных выставках и ярмарках, проводимых
на их территориях. Также предусмотрено
ежегодное проведение Международного
конкурса "Искусство книги", который
проводится ежегодно, начиная с 2004 года.
Международный опыт свидетельствует
о том, что молодежное сотрудничество
вносит свой вклад во взаимопонимание
и мирный диалог между народами.
Одним из приоритетных направлений в молодежной
политике является вовлечение молодежи
в международные культурные, экономические,
научные и образовательные процессы посредством
дальнейшего развития программ международного
молодежного сотрудничества. Основная
задача международного молодежного сотрудничества
- дать молодым людям возможность жить
без границ. В рамках Содружества создан
Совет по делам молодежи государств-участников
СНГ, который на своих заседаниях обсуждает
перспективные направления сотрудничества
между государствами в области молодежной
политики.