Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

2.3 Франчайзинг в  России

     Россия  вступила в эру франчайзинга. В  стране уже действует около 6 000 предпринимателей-франчайзи, работающих по лицензиям более чем сотни компаний-франчайзеров. Именно в этот сегмент, как выясняется, направилась основная масса энергии малых и средних предпринимателей нашей необъятной Родины. Его потенциальная емкость, по некоторым оценкам, может доходить до 60 000 франчайзинговых точек в самых различных сферах бизнеса. Специфика развития предпринимательства в России привела к тому, что быстрее всего франчайзинг развивается в сфере общественного питания и розничных продаж. Здесь и объемы больше, и риски меньше. Ведь в России по сей день на еду и одежду граждане, в среднем, тратят более половины доходов. К популярным сферам можно также отнести: общественные услуги (обслуживание бизнес-центров, рассылка почты, доставка товаров, печать, копирование, службы по трудоустройству и т.д.), различные магазины, автосервис, оздоровительные центры и торговые предприятия, бухучет и услуги по налогообложению, строительство и ряд других. Столь обширная "география" франчайзинга объясняется, прежде всего, наличием обоюдовыгодных преимуществ подобной формы сотрудничества. Интенсивно развиваются франчайзинговые отношения в системе питания ("Русское бистро", "Баскин Роббинс", "Пицца-Хат"), компьютерной индустрии ("Лампорт", "1С"). Зарождаются франчайзинговые отношения и в сфере производства ("Довгань").

     Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки  на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

     Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. [13]

     В настоящее время в стране действует  150 франчайзинговых систем и всего 2 500 франчайзи. Больше половины систем можно отнести к небольшим4 . 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом существует тенденция к укрупнению франчайзинговых систем.

     Рис.2 – Структура российского франчайзинга

     

     В настоящее время совокупный годовой  оборот в секторе франчайзинга оценивается  в $4,6 миллиардов, а количество занятых  составляет примерно 1 700 000 человек.[11]

2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай

  Франчайзинг появился в Китае в начале 90-х годов как новое орудие бизнеса. На рисунке 3 представлены данные о численности франчайзинговых систем в это стране за 2000-2004 годы. По нему видно, что в Китае количество таких систем по сравнению с 2000 годом выросло более чем в пять раз и достигло к концу 2004 года 2 100. По этому показателю Китай вышел на второе место в мире после США. Число франчайзи в 2004 году составляло 120 000. Франчайзинговый сектор обеспечивал работой 2 400 000 человек, а общие инвестиции превышали $7,5 миллиардов. На сегодняшний день эти цифры еще больше. [11] 

Рис. 3 – Динамика развития франчайзинговых систем в Китае

 

2.5 Франчайзинг в  странах Африки: Марокко

       В настоящее время насчитывается  около 303 работающих франчайзинговых  брэндов, что на 24% больше, по сравнению  с 240 франшизами, зарегистрированными  в 2004 году. Увеличилось также и количество мастер-франчайзеров: с 97 до 110. Так сегодня по всей стране уже работали 1800 франчайзинговых точек, в то время как в 2004 году их насчитывалось лишь 1700. Сегодня в Марокко успешно работают около 33 местных франчайзера, в основном в сфере торговли одеждой (30%) и мебелью (21%). Наибольшее число франчайзинговых филиалов находятся в двух крупнейших городах страны: Касабланке (38%) и Рабате (18%).[11] 

     Таким образом, оценив развитие франчайзинга в различных странах мира, можно  сделать вывод о том, что в мире наблюдается тенденция увеличения как франчайзи, так и франчайзеров, поскольку ни в одной из рассмотренных стран не произошло сокращения их численности, а наблюдался только рост. Мировым бесспорным лидером франчайзинга является США, где количество франчайзеров в 16 раз больше чем в России, в 2-5 раз больше чем в странах Западной Европы, а количество франчайзи в 307 раз больше чем в России, в 17-30 раз больше чем в странах Западной Европы. Достаточно активно франчайзинг развивается в таких странах как Китай, Корея, Япония, Канада, Бразилия, Австралия. Лидерами Европы являются Германия, Франция и Великобритания. Менее франчайзинг развит в Центральной и Юго-Восточной Европе, а особенно в странах СНГ. Наименьшее же развитие эта система получила в Африке. В некоторых странах этого континента франчайзинга вообще нет (Чад, Нигер и другие беднейшие страны Африки).

     Что касается структуры франчайзинга в  различных странах мира, то наиболее высокий рост наблюдается в сфере быстрого питания (США, Россия, Германия, Великобритания), в сфере ресторанного бизнеса (США, Великобритания), а так же в сферах обслуживания (Россия, Испания, Франция, Германия), в сфере туризма и гостиничного бизнеса (Испания, Италия).

     Среди наиболее важных тенденций международного франчайзинга также стоит отметить:

  • интернационализацию;
  • участие женщин и миноритетов во франчайзинговом бизнесе;
  • интенсивное использование новейших технологий.

     Все вышеупомянутые тенденции позитивно  влияют на развитие франчайзинга и  делают франчайзинговый метод ведения бизнеса еще более динамичным. 
 

 

3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси

3.1 Возникновение и  развитие франчайзинга  в Беларуси

 

     В экономике Республики Беларусь малый  бизнес занимает скромное место по сравнению с той ролью, которую он играет в развитых странах. Причиной тому является ряд факторов, связанных с условиями становления и результатами развития малого бизнеса в нашей стране. Среди них можно выделить следующие:

  • отсутствие у большей части населения страны достаточного для развития бизнеса объема накопленных денежных средств, недоступность внешних источников финансирования;
  • отсутствие у большинства граждан четкой концепции понимания бизнеса и, как следствие, страх перед потенциальной возможностью потерять вложенные средства, нежелание рисковать;
  • недостаточно развитая система информационной поддержки предпринимателей, отсутствие доступных широким слоям общества образовательных программ о малом бизнесе.

     В этой связи актуальными являются формы возникновения малого предпринимательства, позволяющие минимизировать отрицательное влияние вышеперечисленных факторов на решение начать собственное дело. Одна из таких форм образования малого предпринимательства— франчайзинг.[10]

     Если  первые структуры IFА5 появились в мире почти полвека тому назад, то в Беларуси только лишь в феврале 2005 года были приняты законодательные нормы, позволяющие заключать на территории нашей страны договора комплексной предпринимательской лицензии (договора франчайзинга). Именно 2005 год и следует считать годом начала эры франчайзинга в Беларуси.

     В январе 2006 года Национальный Центр  Интеллектуальной Собственности (НЦИС) в Минске зарегистрировал первый договор франчайзинга, в котором  компания «НТС», белорусский резидент, начала продвижение своей франшизы в области розничной торговли продуктами питания (сеть универсамов «Корзинка», Компания «НТС» имеет на сегодня три зарегистрированных договора). Со временем НЦИС зарегистрировал еще несколько договоров франчайзинга и на сегодняшний день их количество достигло двадцати двух. Самый крупный отечественный франчайзер - компания «Электросервис и Ко» (торговая марка «Электросила»), работающий в области розничной торговли бытовой техники, - имеет десять зарегистрированных договоров франчайзинга. [17]

     Белорусские франчайзеры хоть и достаточно «молоды», но достаточно активны. Среди них торговые марки «Мобильный город» (Компания «Дансис»), «В гостях у Солнца» (студии загара, Компания «Иванов Евгений»). Общее количество франшизных точек, открытых за последние два года белорусскими и зарубежными франчайзерами, превышает 100 предприятий. Самыми крупными представителями являются Компания «Мисофт», у которой из приблизительно 120 дилеров 40 работают на условиях франчайзи. Следует отметить Компанию «Дансис», торговая марка «Мобильный город» - 16 франчайзи. Следующей в списке Компания «Электросервис и Ко», торговая марка «Электросила» - 10 франчайзи. География франчайзинга в Беларуси широка. Различными франшизными марками сегодня охвачены такие города, как Могилев, Бобруйск, Гомель, Гродно, Орша, Брест, Солигорск, Барановичи, Слуцк, Витебск, Мозырь, Речица, Молодечно, Ганцевичи, Борисов, Полоцк и др. Наибольшее скопление франшизных торговых марок, что естественно, наблюдается в Минске.

     Что касается «Мобильного города» и «Электросилы», то их франшизная сеть есть чистый конверсионный франчайзинг, при котором прежние дилеры стали франчайзи, сменив свои вывески и приняв систему стандартов и правил франчайзера, хотя наши белорусские франчайзеры активно приглашают в свою сеть тех предпринимателей, которые до настоящего времени не работали с ними.[17]

     Среди общего количества представленных на территории Беларуси франшизных торговых марок присутствуют белорусские, американские, российские, украинские, бельгийские, французские, турецкие, немецкие, итальянские, польские и югославские франшизные торговые марки.  
Одной из самых ярких и популярных всемирно известных франшиз американского происхождения является франшиза гастрономического ресторана «T. G. I. Fridays». Далее можно отметить франшизу всемирной сети по прокату автомобилей «Hertz». Именно эти две франшизы зарегистрировали во НЦИС Беларуси свои подробные договора франчайзинга. Присутствуют на рынке Беларуси и такие всемирно известные бренды, как «Mc`Donald`s» и «Coca-Cola», правда никак франчайзи, а как корпоративные иностранные предприятия.

     Российский  франчайзинг представлен такими известными брендами, как рестораны  «IL PATIO», «Планета Суши» и «Испанский уголок». Есть на нашем рынке также, кофейня «Мока – Лока», торговая марка «1С» (программное обеспечение, ведущий представитель Компания «Мисофт»), торговая марка «Corso Como» (женская и мужская обувь, представленная Компанией «Диспина»). Также свои мультифраншизы на белорусском рынке представила российская группа компаний «Спортмастер», среди которых, магазины «Спортмастер» и «Спортландия» (спортивные магазины для всей семьи), магазины «Columbia» (одежда и обувь для активного отдыха). [17]

     Важен тот факт, что никто из выше перечисленных  российских франчайзеров не зарегистрировал свои договора во НЦИС Беларуси. Вероятней всего, это связано с общим текущим уровнем формирования франчайзинга в нашей стране. На сегодняшний момент этот уровень можно отнести к этапу дружеских доверительных отношений между франчайзером и франчайзи, не требующих жесткой функциональной формализации. В этом смысле наша страна переживает эмоциональный период развития франчайзинга. Хотя, безусловно, по мере роста «зрелости» рынка франчайзинга в итоге все франчайзинговые партнеры придут к необходимости формализации отношений.

     Многие  предприятия в Беларуси, включая государственный сектор, рассматривают франчайзинг как наиболее вероятную стратегию своего ближайшего развития. Среди них ОАО «Горизонт», концерн «Беллегпром», российско-белоруское СООО «Белоптон», Компания «Serge» и др.

     Активистами франчайзингового движения в Беларуси в 2007 году создан «Центр развития франчайзинга», как общественное некоммерческое объединение, целями и задачами которого являются продвижение и развитие франчайзинга в Республике Беларусь. [9] 

     На  сегодняшний день для Республики Беларусь чрезвычайно важным является открыть себя для всемирно известных  компаний-франчайзеров. В выигрыше от этого будут все: белорусское  государство, субъекты хозяйствования и потребители, а также зарубежные франчайзеры. Ведь наше государство на сегодняшний день остро нуждается в скорейшем развитии тех сфер, где франчайзинг наиболее широко применяется – сферы быстрого питания, придорожного сервиса (кафе, мотели, кемпинги), автосервиса, бытового обслуживания, отдыха и развлечений, охраны здоровья, мелкорозничной торговли и многих других. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты. Таким образом, направив свои силы на развитие франчайзинга в Республике Беларусь, можно постепенно решать целый ряд других экономических проблем.

Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования