Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа
В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Для
того чтобы сопоставить развитие
отечественного и международного франчайзинга,
обратимся к таблице, где представлены
для сравнения 6 стран.
Страна | С какого года начал развиваться франчайзинг | Количество
франчайзе-
ров |
Количество франчайзи | Уровень развития
франчайзинга в стране |
США | с 1851 года
( с продажи швейных машин Зингера); классический товарный франчайзинг – с 1920х годов |
2400 | 767000 | очень высокий практически во всех сферах; лидер в развитии франчайзинга |
Германия | с 60-х годов 20 века как новый метод распределения товаров | 950 | 49000 | высокий; передовые
позиции среди европейских |
Великобритания | основы франчайзинга использовались ещё в 1800-х годах; зарождение классического франчайзинга – 50-е годы 20 века | 670 | 30000 | высокий; передовые
позиции среди европейских |
Китай | в начале 90-х годов 20 века как новое орудие бизнеса | 2500 | 130000 | высокий; динамичное
развитие; огромное число франчай-
зинговых сетей |
Россия | с 1992 года | 150 | 2500 | развитие идёт
достаточно быстрыми темпами несмотря
на многочисленные преграды; в скором
времени ожидается |
Беларусь | 2005 год считается началом эры франчайзинга | около 5 | около 100 | не получил существенного развития; находится на начальном этапе |
США, Германия, Великобритания, Китай занимают передовые позиции в развитии франчайзинга, Россия и Беларусь по количеству франчайзеров и франчайзи заметно отстают.
Прежде всего, следует отметить, что в странах-лидерах франчайзинг как новая форма бизнеса появился давно, к настоящему времени у них накоплен определённый опыт и закрепились позиции на рынках многих стран. В Беларуси франчайзинговые договоры начали заключать только с 2005 года, для наших предпринимателей это новое явление, которое будет изучаться годами.
Также следует отметить, что создание и развитие франчайзинга требует определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических. В Европе, США, Китае, России они уже появились и укоренились, в Республике Беларусь в настоящее время появились только экономические предпосылки и есть определённые небольшие сдвиги в законодательной базе.
Белорусские предприятия в настоящее время выступают в основном в роли франчайзи (т.е. покупателя франшизы), так как для того чтобы предлагать свою продукцию к реализации по системе франчайзинга, необходимо иметь стабильное материальное положение, готовность поддержать своего партнера во время становления компании. А многие отечественные предприятия зачастую сами находятся в кризисной ситуации, поэтому не могут брать на себя такую ответственность. В то же время очевидно, что при благоприятном развитии ситуации в странах СНГ могло бы найтись множество предприятий, заинтересованных в распространении белорусской продукции.
Многие
экономисты убеждены в том, что франчайзинг
в Беларуси слишком молод, чтобы
делать какие-то выводы или сравнивать
его с франчайзинговыми сетями в
других странах.
По
правовому регулированию
1) законодательно
регламентируются
2) детальная регламентация договора франчайзинга
(в настоящее время к рассматриваемой
группе стран можно отнести и Республику
Беларусь).[17]
Обратимся к белорусскому законодательству. Несмотря на всеобщее признание и огромную популярность во всем мире, использование франчайзинга как особого способа ведения бизнеса в Беларуси остается незначительным. Сложившуюся ситуацию отчасти можно объяснить "молодостью" данного договорного института. Однако большинство исследователей объясняют нераспространенность франчайзинга в Беларуси правовыми проблемами — недостаточной правовой регламентацией франчайзинговых отношений, отсутствием специального закона о франчайзинге. Действительно, согласно действующему ГК Республики Беларусь, договоры франчайзинга могут быть заключены только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Поскольку указанное законодательство разработано не было, заключение договоров франчайзинга оказалось заблокированным.
Вместе с тем уже с конца февраля 2005г. глава 53 ГК Республики Беларусь, посвященная франчайзингу, начала действовать в новой редакции. Среди нововведений отмечают только закрепление обязательности письменной формы договора франчайзинга, требование о регистрации такого договора в патентном органе, а также снятие ограничения на заключение договоров франчайзинга. [9]
Для регулирования отношений по договору франчайзинга могут использоваться общие правила гражданского права, статьи 50, 140, 163, 291, 378, 422 ГК и некоторые другие, общие положения о субъектах права, о договорах, об ответственности за нарушения обязательств. Глава 66 ГК включает три статьи, которые закрепили право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (ст.ст.1010--1012 ГК). Глава 67 ГК полностью посвящена способам индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг. Это фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, каждое из которых является предметом договора франчайзинга (ст.ст.1013--1028 ГК).[16]
Также основой для разработки законодательства о франчайзинге могут послужить некоторые уже принятые нормативные акты. Среди них следует назвать:
Совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает еще и под валютное регулирование. Сотрудничество с международными организациями поможет привести действующие нормы в соответствие с международными стандартами.
Большую помощь в формировании правовой базы по франчайзингу может оказать опыт других государств. Так, например, в Молдове существует закон о франчайзинге. В Российской Федерации эта область регламентируется главой 54 Гражданского кодекса "Коммерческая концессия" (ст.ст.1027--1040). Правовое регулирование подобных отношений во Франции признается разделом торгового права, а в Германии и Швейцарии оно рассматривается как часть гражданского права.[8, c.350]
Однако
некоторые экономисты утверждают, что
для развития франчайзинга отнюдь не требуется
специальных законов, необходимы обычное
хозяйственное законодательство и, в первую
очередь, нормы, обеспечивающие охрану
прав на объекты интеллектуальной собственности.
Даже при отсутствии специального закона
о франчайзинге более полная регламентация
договора франчайзинга в ГК Республики
Беларусь, снятие ограничений на его заключение,
а также существующий достаточно высокий
уровень охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности уже в ближайшем будущем
должны оказать положительное влияние
на развитие франчайзинга в Беларуси.[9]
Анализ рынка франчайзинга в Республике Беларусь показывает, что как форма предпринимательства в настоящее время он не получил существенного развития. Причиной тому послужило множество проблем.
Прежде всего, следует отметить, что до недавнего времени отношения франчайзинга в Беларуси законодательно были определены лишь декларативно: договор франчайзинга мог заключаться только в случаях, предусмотренных законодательством, которые фактически отсутствовали. В результате основной формой, заменяющей франчайзинг, в Республике Беларусь было создание иностранных и совместных предприятий. Известные франчайзинговые системы вынуждены придумывать для себя новые формы существования. В частности, "Макдональдс" - это дочернее предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. "Адидас" работает как иностранное предприятие. Использовать испытанную во всем мире схему фирмы не могут из-за отсутствия специального законодательства о франчайзинге. То же можно сказать и о других общеизвестных торговых марках и фирмах - "Бенеттон", "Райфл", "Ле-Монти", "Найк", "Кока-кола", "Баскин-Роббинс", "Компьютерленд".
Первая проблема также связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга.[10]
Существуют также проблемы, непосредственно связанные не с договорами франчайзинга, а с другими аспектами белорусского законодательства. Если рассматривать, например, ресторанный бизнес, то в нашей стране существует требование обеспечить обязательный ассортимент блюд. В то же время, договор франчайзинга предусматривает жесткое следование тем правилам, которые устанавливает франчайзер, а в соответствии с ними в ряде случаев невозможно использовать обязательный в Беларуси ассортиментный перечень (пример – японская кухня). Все это мешает развитию франчайзинга в нашей стране. До сих пор в нашу компанию было только два обращения крупных инвесторов по поводу входа на белорусский рынок, и они пока так и остались на бумаге. Поэтому для поддержки франчайзинга в нашей стране в некоторых случаях необходимо пойти навстречу иностранным партнерам и отказаться от обязательных правил, которые установлены на отдельных сегментах белорусского рынка. [9]
Сами экономисты выделяют также проблему, связанную с тем, что рынок Республики Беларусь развит ещё недостаточно, причем не только с точки зрения финансовых возможностей потребителя, но и с точки зрения наличия готовых к этому виду бизнеса предпринимателей.
Серьезной проблемой по-прежнему остается вопрос первоначального финансирования проектов. С одной стороны, отсутствие доступной системы кредитования франчайзинга не позволяет начинающим предпринимателям рассчитывать на банковский кредит для приобретения франшизы, с другой— отсутствие предприятий, работающих по этой схеме, не вызывает особого интереса у банков в развитии систем кредитования франчайзинговых проектов. Работа в данном направлении с параллельным углублением своих позиций в мировой банковской системе могла бы позволить белорусским банкам получить доступ к зарубежным кредитам, которые целенаправленно ориентированы на франчайзинг. Помочь разорвать замкнутый круг должно, прежде всего, государство, заинтересованное в развитии малого бизнеса и франчайзинга в частности. [10]
Для решения ряда проблем необходимы конкретные действия со стороны государства для создания условий для развития франчайзинга:
—
совершенствование нормативно-
— развитие системы целевого кредитования на приобретение франшиз малыми предпринимателями, создание системы кредитования франчайзинга с участием банков и страховых компаний;
— создание системы информационной поддержки, обучающих программ по вопросам франчайзинга;
— создание общественных ассоциаций, занимающихся проблемами развития и продвижения франчайзинга на территории Республики Беларусь.[10]
14 июня 2005г. в Минске прошла Первая научно-практическая конференция по франчайзингу «Франчайзинг: тенденции и перспективы развития в Республике Беларусь». Организаторами конференции выступили Белорусский Институт PR совместно с юридической компанией «ЮрЭкспертГрупп» при поддержке Министерства торговли Республики Беларусь, Российской Ассоциации франчайзинга и оргкомитета конкурса «Продукт года.
В Минске тему франчайзинга впервые обсудили ведущие специалисты-практики в рамках научно-практической конференции. Одной из причин повышения внимания к теме франчайзинга является вступление в силу 27 февраля 2005 года изменений в Гражданский Кодекс, предусматривающих более детальное правовое регулирование франчайзинга и предоставляющих коммерческим структурам и предпринимателям реальную возможность заключать договоры франчайзинга.
Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования