Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:26, курсовая работа

Описание

В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Франчайзинг как форма лицензирования 5
1.1 Понятие международного франчайзинга 5
1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования 7
1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы его применения 9
1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга 12
1.5 Характеристика международного договора франчайзинга 15
2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга 20
2.1 Франчайзинг в США 20
2.2 Франчайзинг в странах Западной Европы 22
2.3 Франчайзинг в России 24
2.4 Франчайзинг в странах Азии: Китай 25
2.5 Франчайзинг в странах Африки: Марокко 26
3. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси 28
3.1 Возникновение и развитие франчайзинга в Беларуси 28
3.2. Сравнительный анализ развития международного франчайзинга и франчайзинга в РБ 30
3.3. Отечественная нормативно-правовая база, регулирующая франчайзинговые операции 32
3.4 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в РБ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

     «Долгое время в Беларуси не существовало национального законодательства, регулирующего франчайзинговую деятельность. Несмотря на это, франчайзинг получил на территории Беларуси фактическое распространение. Франчайзинг — один из эффективнейших способов развития бизнеса как для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, так и для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена. Это подтолкнуло нас поднять тему франчайзинга не только на правовом уровне, но и на уровне обсуждения, обмена практическими предложениями в рамках конференции», — прокомментировал идею проведения конференции Александр Храпуцкий, директор юридической компании.

     В ходе научно-практической конференции был представлен опыт работы как отечественных, так и зарубежных специалистов по франчайзингу. Были рассмотрены перспективы развития рынка франчайзинга Беларуси, соотношения коммерческих и имиджевых вопросов во франчайзинге, правовые аспекты франчайзинговой деятельности. [18]

      Среди тенденций развития франчайзинга можно  выделить:

    • увеличение числа предприятий на основе франчайзинга
    • государственный сектор всё больше стал рассматривать франчайзинг как наиболее вероятную стратегию своего ближайшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
    • начались изменения в законодательной базе, направленные на снятие ограничений на заключение договоров франчайзинга
    • всё большая заинтересованность предпринимателей в данной форме бизнеса, проведение различных конференций, развитие информационной базы
 
 

       Также следует отметить, что для малого и среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес как один из способов выхода на внешние рынки (наряду с прямым и косвенным экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Именно в этих областях франчайзинг может применяться наиболее широко и с высокой эффективностью, обеспечивая их быстрое развитие. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.

     Франчайзинг будет развиваться в нашей  стране наиболее эффективно, если у  людей будет понимание данного  бизнеса, его преимуществ и правовых норм, регулирующих франчайзинговые  отношения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Франчайзинг - это новая и перспективная система отношений по построению и ведению бизнеса. Франчайзинг открывает широкие возможности для бизнесмена. Эта система позволяет осуществлять успешный бизнес, даже если он невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности. Используя франчайзинг, франчайзер стремится получить выгоды от широкого и быстрого расширения своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезные финансовые обязательства.

     Франчайзинг позволят производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует такая тесная взаимосвязь с агентами или представителями. Франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой 
со стороны того, кто предоставляет франшизу.

     Экономисты  и предприниматели  из многих стран, говоря о франчайзинге, пытались выделить его преимущества и недостатки, сравнивая с другими формами организации бизнеса. Вывод при данном сравнении один - франчайзинг вбирает в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость.

     Ключ  к успешному развитию франчайзинговой системы —хорошие отношения сотрудничества между франчайзером и франчайзи. Франшиза, которая была продана только с целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые не оставят для франчайзи надежды на получение достаточного дохода, также потерпят неудачу. Правильная рабочая философия — это не "сколько капитала я могу получить от франчайзи для расширения моего бизнеса", а "как мне сделать франчайзинг таким, чтобы он представлял собой хорошую возможность для бизнеса и чтобы его хотели получить высокопрофессиональные потенциальные франчайзи".

     Франчайзинг позволяет бизнесменам развиваться  быстрее, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг — проверенная система развития, и никакая другая система не может с ней соперничать по эффективности. Франчайзинг позволяет фирме быстро развиваться, используя деньги других людей. Эта система освобождает фирму франчайзера от многих затрат, связанных с расширением, и перекладывает их на предприятия-франчайзи.

     Сегодня успешно развиваются различные виды франчайзинга, но все они связаны с передачей прав интеллектуальной собственности. Для того чтобы разобраться в том, какой вид франчайзинга используется, нужно определить, что передаётся кроме этих прав: товары, система оказания услуг или какая-либо технология.

     Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Сегодня мировой рынок франчайзинга растет и считается одним из самых перспективных. Эта форма успешно используется в 80 странах, где франчайзинговые фирмы создают около 13% валового национального продукта. Многие специалисты считают, что в ближайшее время половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга. Оценив развитие франчайзинга в различных странах мира, можно сделать вывод о том, что в мире наблюдается тенденция увеличения как франчайзи, так и франчайзеров, поскольку ни в одной из рассмотренных стран не произошло сокращения их численности, а наблюдался только рост.

      Франчайзинг в Беларуси находится на начальном  этапе своего развития

в основном из-за отсутствия специальной правовой базы, регулирующей функционирования франчайзинга и из-за отсутствия понимания  у людей о том, что данная форма  бизнеса является всё более перспективной.

     На  сегодняшний день для Республики Беларусь чрезвычайно важным является открыть себя для всемирно известных  компаний-франчайзеров. В выигрыше от этого будут все: белорусское  государство, субъекты хозяйствования и потребители, а также зарубежные франчайзеры. Ведь наше государство на сегодняшний день остро нуждается в скорейшем развитии тех сфер, где франчайзинг наиболее широко применяется – сферы быстрого питания, придорожного сервиса (кафе, мотели, кемпинги), автосервиса, бытового обслуживания, отдыха и развлечений, охраны здоровья, мелкорозничной торговли и многих других. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты. Таким образом, направив свои силы на развитие франчайзинга в Республике Беларусь, можно постепенно решать целый ряд других экономических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Ярцев А.И. Распределение товаров: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2002. – 195с.
  2. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М., 1996
  3. Мюррей Я. Франчайзинг. Питер, 2004. – 77с.
  4. Пелих С.А., Гоев А.И., Плотницкий М.И. Производственный менеджмент: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. – 555с.
  5. Догиль Л.Ф., Семёнов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. – Мн.: Выс.шк. 1997. – 266 с.
  6. Турбан Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 319 с.
  7. Функ Я.И. Курс внешнеторгового права: основные внешнеторговые сделки –М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 656 с.
  8. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. М., 2000. С. 521.
  9. Корзун В.Б. Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. — № 4
  10. Банковский вестник, март 2007
  11. Развитие франчайзинга в мире – http://franchisinguniverse.ru/
  12. Сферы применения франчайзинга - http://franchisor.by.ru/1007.shtml
  13. Статистика франчайзинга – http://top-franchising.com.ua/
  14. Интернационализация и интенсификация технологий франчайзинга - http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=66
  15. Сравнение франчайзинга с другими видами бизнеса – http://www.all-franchising.ru/01130001.php
  16. Гражданский кодекс Республики Беларусь
  17. Франчайзинг: белорусский вариант - http://bel.biz/content/view/133/40/
  18. Первая конференция по франчайзингу в Минске -  http://www.ipr.by/ru/press/2005/press_24.html

Информация о работе Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования